Загрузить еще

Со дна подняли корму бригантины (Фото)

Со дна подняли корму бригантины (Фото)

Уникальной находке грозило разрушение

Бригантину времен Русско-Турецкой войны (1739 г.) обнаружили еще восемь лет назад. В 1999 году сильнейший паводок тогда унес часть береговой линии острова Хортица,вымыл ил со дна, обнажив древнее судно. Но при этом повредился корпус бригантины, корму унесло на десять километров вниз по течению. Основную часть корпуса удалось поднять на поверхность в 2004 году благодаря участию известного певца и заядлого дайвингиста Андрея Макаревича.
 
Корму обнаружили прошлой осенью. С тех пор сотрудники Института подводных исследований готовили оторванную часть к поднятию на поверхность. Археологи торопились, так как уникальной находке грозило разрушение. И вот теперь их усилия вознаграждены, корму подняли успешно, без повреждений.
 
- Мы очень переживали, - говорит подводный археолог Виктор Сотников. - Дерево древнее и пролежало оно без песка, а значит без защиты от разрушительного действия воды, слишком долго. Боялись, что во время подъема начнет крошиться, но все обошлось. Для того чтобы этого не случилось, под водой пришлось много работать. В целом мы очень довольны. 
 
Кроме кормы археологи вытащили на воздух множество разрозненных частей судна, и других предметов, которые использовались матросами: якорь, продольная часть кормы (бархоут), кованые гвозди разных размеров, чугунные трехфунтовые пушечные ядра, ствол мушкета, осколки керамики.
Государство исследования
не финансировало
 
На неискушенный взгляд корма бригантины представляет собой набор досок, скрепленных между собой. Археологи же в полном восторге. Они утверждают, что найти судно в таком хорошем состоянии это колоссальная удача.
 
- Сохранилось около 80% судна, для археологии это случай просто невероятный, - восхищается директор государственного предприятия «Пивденьгидроархеология» Валерий Нефедов. – Во всей мировой практике только несколько случаев подобной сохранности древних кораблей. Исследования возле Хортицы ведутся уже 40 лет. За это время мы находили много мест гибели судов, но от корпусов ничего не оставалось. Бригантина хорошо сохранилась, поскольку находилась под 6-метровым слоем грунта. Это последние жемчужины. Такие находки уникальны для всей мировой истории. К сожалению, отношение государства к нашим исследованиям оставляет желать лучшего. Все делается на общественных началах. Очень помогают жители Запорожья от простого рабочего завода до бизнесмена. Я имею в виду и тех ребят, которые работают вместе с нами, и меценатов, сейчас нам помогает торговая марка «Хортица». А от государства мы не получили ни копейки.  
В течение года археологи будут проводить консервацию кормы, а в дальнейшем приступят к реконструкции всего корпуса. Поднятая часть позволит полностью восстановить древний корабль, спущенный на воду 234 года назад.

Будь в курсе

Таких кораблей построили всего двадцать
 
Они являлись альтернативой шлюпкам, не оправдавшим себя
 в начале русско-турецкой войны
 
 
В период 1736-39 гг. у берегов о. Хортицы велось строительство кораблей днепровской гребной флотилии. Среди них были галеры, бригантины, казачьи чайки, дубель-шлюпки и другие суда. Парусно-гребные бригантины, появившиеся ещё при жизни Петра I, строились талантливым корабельщиком Гаврилой Меньшиковым. В основу запорожского судна легла голландская бригантина, но отличающаяся от нее более крупными размерами и осадкой. Ее длина составляла 20 м, ширина 4,5 м, вооружение 4 пушки и экипаж 50-60 человек. Эти, среднего размера, парусно-гребные корабли хорошо управлялись и могли заходить в небольшие бухты, легко маневрируя в них и ведя боевые действия в стесненных условиях. Таких судов было построено двадцать и они являлись альтернативой дубель-шлюпкам, не оправдавшим себя в начале войны. Корабли флотилии принимали участие в боевых действиях у турецкой крепости Очаков в 1737-39 годах.
 
Судьба же флотилии оказалась трагической. Став на зимовку в районе о. Хортица и растянувшись на 7 км вдоль острова, 400 боевых кораблей остались покинутыми.
 
Армия отступала, бросая оружие. Суда бились друг о друга, ломались и тонули, некоторые из них разбирались на дрова и строительство землянок. Гибель эскадры завершил весенний ледоход и паводок, пустив на дно более сорока кораблей. С ними затонула и наша бригантина.

Фото смотрите в разделе "Слайд - шоу"