Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Депутаты хотят до 2020 года построить в Запорожье метро

Депутаты хотят до 2020 года построить в Запорожье метро
Фото: За 30 лет строительства в Днепропетровске открыли только шесть станционных комплексов. Фото: Дмитрий ДУНАЕВСКИЙ.
Город был в госпрограмме 
 
На этой неделе в парламенте заговорили о том, что пора бы в Запорожье и во Львове построить метро. Глава парламентского комитета по транспорту Борис Колесников даже срок озвучил – 2020 год. Причем отметил, что метрополитен вполне возможно будет наземным и лишь часть рельс уйдут в глубь земли. 
 
В Запорожье новость обсуждают, но сторонников у этой идеи пока мало. Во-первых, в городе пока нет особой нужды в метрополитене. Пробки на дорогах случаются в основном в направлении Хортицкого района, на мостах. Но нас уже который год убеждают, что эта проблема решится сразу после открытия новых переходов через Днепр. 
 
Во-вторых, а как же принцип "метро – только миллионникам"? В Запорожье никогда количество жителей не переваливало за число с шестью нолями. А сейчас у нас проживает чуть больше 770 тысяч человек. 
 
Тем не менее планы по строительству метро в Запорожье вносились в важные документы и ранее. Например, в государственной программе по развитию и строительству метрополитенов в 2006-2010 годах упоминался наш город. Речь шла о том, что в Запорожье в 2007-2008 гг. начнутся работы, связанные с техническо-экономическим обоснованием строительства туннелей. Эта бумага считается основополагающей, так как определяет целесообразность появления метрополитена в конкретном городе. На экспертизу в Запорожье, Львове и Одессе даже было предусмотрено выделение двух миллионов гривен. Но деньги так никто и не дал.
 
Так как срок "годности" программы закончился в 2010-м, сейчас идет утверждение новой - до 2020 года. Концепцию документа по строительству метрополитенов в Украине уже одобрили. В ней Запорожья пока нет, как и Львова с Одессой, которые тоже упоминались в первой программе вместе с нами. Но, учитывая, что документ постоянно корректируют, вполне возможно, что Запорожье внесут позже. 
 
Хотя даже если мы каким-то образом окажемся в списке счастливчиков, это еще не победа. Практически под носом - печальный опыт ближайших соседей. В Днепропетровске метрополитен строят уже 30 лет. За это время успели открыть шесть станционных комплексов, планируют построить еще три, соединенные двумя туннелями протяженностью 8 километров. На то, чтобы закончить работы, нужно больше 300 миллионов евро! В этом году на днепропетровское метро не выделили ни копейки, как и на донецкое. 
 
По опыту Нью-Йорка 
 
Перечисляя преграды на пути строительства метрополитена, часто вспоминают еще один момент - наш город стоит на гранитных плитах, а прокладывать туннели в таких породах дело трудное, дорогое и даже опасное. Но, как оказалось, беспокоиться об этом не стоит. 
 
- Запорожье, как и Днепропетровск, стоит на южно-украинском кристаллическом щите. Это одна из самых древних гранитных структур на земле. Сейсмической активности, связанной с движением щита, нет, соответственно, метро не несет никакой угрозы. Те толчки, которые наблюдались в 80-х годах в Днепропетровске и Запорожье, были отголосками активности древнего разлома в Румынии, - сообщил горный инженер, заведующий сейсмологической лабораторией концерна "Южруда" Александр Хомиченко. – Например, в Нью-Йорке с точки зрения пород ситуация очень схожа с нашими реалиями. Город также стоит на гранитных плитах. Тем не менее метрополитен в Нью-Йорке очень развит. Поэтому гранитные породы – это не преграда для прокладывания подземных тоннелей. 
 
Однако главное – это все же финансирование. Учитывая, что в городе никак не могут построить мосты, которые дешевле метрополитена, о подземных поездах в Запорожье приходится пока только мечтать. 
 
Кстати, в этом году в Запорожье приезжали турецкие инвесторы с предложением на 50% профинансировать прокладывание скоростных монорельс (поезда мчатся по платформе в нескольких метрах над землей). Отличная альтернатива традиционному метро, которую вовсю применяют в крупных городах в развитых странах. Но эту идею в городе почему-то зарубили еще в зародыше, и иностранные бизнесмены уехали ни с чем. 
 
Глас народа
Нужен ли в нашем городе метрополитен?
 
Марина. Фото: Анастасия Кандыбей. 
Марина, домохозяйка:
- Я думаю, острой необходимости в метро нет. Пусть мосты достроят. У нас есть куда более важные вопросы. Например, текущие крыши и прохудившиеся трубы. 
 
Людмила. Фото: Анастасия Кандыбей. 
Людмила, педагог:
- Возможно, метро и нужно, чтобы связать между собой все районы. Но я не верю, что его построят - это неподъемно сейчас для нашего города, да и страны в целом. 
 
Сергей. Фото: Анастасия Кандыбей. 
Сергей, грузчик: 
- Пока достроят метро, нас уже и в живых не будет. Лучше пусть деньги потратят на ремонт дорог. 
 
Александр. Фото: Анастасия Кандыбей. 
Александр Квочко, продавец: 
- Уверен, что метро нам существенно облегчит жизнь. Например, лет десять назад было намного проще дорогу перейти, а сейчас машины одна за другой. Да и уехать на Бабурку проблемно. А если построят метро, нам всем будет легче дышать.