Загрузить еще

Сергей ПШИГОЦКИЙ: "Коммунисты – это катализатор социальной направленности государства"

В этом плане выбор депутата Запорожского городского совета Сергея Пшигоцкого заслуживает внимания и отдельного разговора.
 
"Мой выбор был совершенно осознанным"
- Сергей Владимирович, вы являетесь членом коммунистической фракции Запорожского горсовета. По каким причинам вы стали коммунистом? Не потому ли что другие фракции и партии отказали вам в членстве?
- Во-первых, я не являюсь членом какой-либо партии, хотя действительно вхожу во фракцию Коммунистической партии Украины и беспартийных, что не запрещено законом. Во-вторых, если бы я входил во фракцию Партии регионов или какой-то другой партии, вы могли бы с тем же успехом задать свой вопрос. Думаю, подобные вопросы возникают потому, что у людей сегодня есть сильное недоверие ко всем без исключения партиям и фракциям, и принадлежность к одной из них может вызывать сомнения. Но здесь я хочу внести ясность: мой выбор фракции был совершенно осознанным. Хотя бы потому, что КПУ - единственная партия в стране, которая последовательно придерживается принципов социальной ориентированности власти. 
 
- Предположим, это так. Но давайте оценим реальное положение дел. Ни одна партия в Украине сегодня не может считаться абсолютно народной. Партия регионов, "Батькiвщина", "Наша Украина" на словах заботятся о людях, но слова у них нередко расходятся с делом. К тому же в их составе присутствуют олигархи различного калибра. А ряды Коммунистической партии хоть и чисты в этом смысле, но сама партия сотрудничает с олигархами, несмотря на грозную антиолигархическую риторику.
 
Сергей ПШИГОЦКИЙ
- Поверхностный взгляд говорит о том, что современные политические партии во многом похожи друг на друга. Но расхождения между ними все же внушительные. Потому что они по-разному трактуют бюджетные, налоговые, языковые, национальные и другие вопросы – соответственно, и решения по этим вопросам. При этом они заметно влияют друг на друга, не допуская серьезного перекоса в какую-то одну сторону. Если бы коммунисты не твердили везде и всюду о стандартах социальной справедливости, то не появились бы социальные инициативы, которые сегодня выдвинула Партия регионов. Если бы коммунисты на протяжении многих лет не говорили с парламентской трибуны об углублении социального неравенства в обществе, то все правящие партии смелее сокращали бы социальные расходы. Таким образом, коммунисты неплохо выполняют свою роль, держа в тонусе власть.
Что касается сотрудничества с олигархами, то оно может и должно быть цивилизованным и эффективным. И здесь для начала нужно уйти от определения "олигарх", потому что сегодня этому слову придается слишком негативный смысл. В конечном счете любой так называемый олигарх – это прежде всего собственник и нередко куда более эффективный, чем государство. В противном случае мы не проводили бы приватизацию, конечный смысл которой не столько в том, чтобы получить в бюджет дополнительные средства, сколько в том, чтобы новый владелец приватизированного предприятия вдохнул в него жизнь: вложил средства в модернизацию, внедрил современный менеджмент и при этом, хочу подчеркнуть, в полном объеме выполнял социальные обязательства перед трудовым коллективом. Такие собственники в Украине есть, и я бы предпочел не называть их олигархами. Поэтому не надо пугать народ. Все собственники, и крупные в особенности, должны участвовать в социальной политике, быть социально ответственными перед обществом. И Коммунистическая партия на этом направлении проводит последовательную работу. 
 
"Шведский социализм – замечательная модель"
- Но пока что сотрудничество коммунистов с олигархами заключается в том, что коммунисты сами уподобляются им: строят себе особняки, ездят в дорогих иномарках.
 
- Особняком и "Мерседесом" сегодня уже никого не удивишь. У нас даже представители среднего класса ездят на дорогих машинах и строят себе дворцы. В этом смысле я бы предложил куда пристальнее смотреть на некоторых чиновников, официальные доходы которых явно не совпадают с расходами. С другой стороны, не всякий человек, у которого есть деньги, обязательно их украл или заработал неправедным путем. Каждый, кто может быть честным перед собой, согласится, что предпринимательство, бизнес – это большая ответственность, большие риски. А с нашей налоговой системой, которая считается одной из самых громоздких в мире, это и подавно не просто. 
Разумеется, все сказанное не значит, что нужно потакать экономическим и прочим преступлениям, которые одних превращают в олигархов, а других подводят к черте бедности. Просто нужно руководствоваться философией общественного преуспеяния, а не уравниловки. Помните анекдот про революционеров: "Чего они хотят? – Чтобы не было богатых. – Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных". Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, хочу сказать: коммунисты не купаются в роскоши и излишествах, хотя и не бедствуют. Однако на своем месте, в парламенте страны, со всех возможных трибун, они выполняют роль катализатора социальной направленности государства. Они постоянно проводят идею социальной справедливости, которая, заметьте, несколько отличается от идей социального равенства. Зато хорошо согласуется с коммунистическим принципом, известным большинству еще со времен Союза: "От каждого по способностям, каждому по труду".
 
- Можно ли в таком случае считать, что ваши программные цели и задачи как депутата полностью совпадают с программой КПУ?
 
- Нет, не совсем. Определенные расхождения существуют. Например, в понимании национальной идеи, некоторых идеологических вопросов. Впрочем, в этих вопросах я готов дискутировать не только с коммунистами, но и с другими партиями. Коммунисты по-прежнему исповедуют национальную идею в духе пролетарского интернационализма и сильной государственной руки. Но чрезмерная роль государства ограничивает экономические свободы. А что касается пролетарского интернационализма, то спросите у наших людей: хотят ли они именно этого? Нет, уверен, они не хотят быть бедными, но солидарными. Они хотят жить в достатке, обладать определенной независимостью, но при этом чтобы в обществе царили любовь, добропорядочность и добрососедство. Как раз то, что сегодня в мире называют шведским социализмом - замечательная модель, которую я полностью разделяю. 
К сожалению, большинство украинских партий сегодня молчаливо проводят идею экономического либерализма, который имеет сильный крен в сторону интересов крупного капитала. При таком раскладе шведскую модель мы точно не построим. Зато построим американскую, где сегодня миллионы безработных и колоссальный дефицит бюджета. И это не пропаганда, а реальные факты. Поэтому я за идею социального либерализма, социального партнерства и компромисса. А социальный либерализм – это контракт между государством, предпринимателями и обществом, в котором каждый выполняет свою роль. Государство создает условия для свободного развития всех людей. Общество честно трудится, платит налоги, которые государство собирает цивилизованным путем. Предприниматели вкладывают средства в национальную экономику, а не выводят капитал за границу и в офшоры, принимают на себя социальные обязательства – то есть вместе с государством проводят социальную политику.
 
- Известно, что вы как депутат горсовета занимаетесь различными социальными вопросами, оказанием социальной помощи населению. И также как представитель "Запорожстали" можете использовать тот опыт, которым богат комбинат. Я имею в виду идеи социальной справедливости, которые на протяжении многих лет реализуется на предприятии. Может, это и есть та модель, которую нужно взять на вооружение всему государству?
 
- Конечно, государство устроено гораздо сложнее, чем отдельно взятое предприятие, но базовые принципы управления, думаю, одни и те же. С другой стороны, если бы уровень защищенности всех украинцев был бы таким же, как на "Запорожстали", мы жили бы совсем в другой стране, чем сегодня. Я благодарен судьбе за то, что она привела меня на комбинат, где я вырос как специалист и управленец. И точно так же хочу высказать свою признательность председателю правления ОАО "Запорожсталь" Виталию Антоновичу Сацкому - человеку, который всегда помогает мне мудрым советом и подает пример того, как руководить людьми и при этом на деле реализовывать принципы социальной справедливости.