"Мрия": - Существуют ли предпосылки для того, чтобы сделать из Запорожья туристическую Мекку?
Максим Остапенко: - Объективно в Запорожской области нет памятников архитектуры уровня ЮНЕСКО или музейных собраний уровня Эрмитажа, но в плане привлекательности, как объект туризма, мы в числе лидеров в Украине.
К примеру, по посещаемости туристами остров Хортица занимает третье место среди историко-культурных заповедников нашей страны.
"Мрия": - Что же мешает реализации потенциала?
Максим Остапенко: - Следует отметить, что принятая несколько лет назад городская программа уже приводит к увеличению уровня внутреннего туризма. Однако в целом этим нужно заниматься ежедневно и серьезно. То есть доводить до ума памятники и так далее. Иначе получается, как говаривали в одном из фильмов: "Такой бриллиант - в таком навозе!".
Дмитрий Кабалия: - Проблема также в том, что запорожцы не привыкли к богатству культурной среды региона. Сами же объекты – редкие и неординарные! У иностранцев же горят глаза, их это цепляет.
За последние 20 лет найдены корабли ХVIII века. Таких больше нет в Восточной Европе. Чертежи разрабатывались при участии Петра I. Аналогов недавно найденному мечу в Украине нет, да и во всем мире их считанные единицы.
Максим Остапенко: - Продолжая тему реализации потенциала, музей на Хортице открыт в 1983 году. Это не возраст, коллекции формируются столетиями: их собирают, систематизируют и так далее. В том же Египте за счет туризма обеспечивается треть дохода государства.
Туризм держится на нескольких столбах: исторический – у нас есть бренд Хортица, постиндустриальный элемент – в советское время Запорожье являлось мощным индустриальным центром. Однако из собственников предприятий непосредственно у нас сейчас проживают лишь единицы. Поэтому им легче все порезать на металлолом, нежели заняться объектом.
К слову, половина туризма Восточной Германии держится на том, как они жили до развала "Берлинской стены", остатки которой уже продаются на аукционах.
Необходимо провести ревизию: "Соцгород" признавался лучшим проектом, до строительства "Днепрогэса-2" плотина являлась памятником ЮНЕСКО. Также в наличии Каменная могила, "Усадьба Попова", курганы в Каменско-Днепровском районе, музеи оружия, автомобилей и так далее.
Через Запорожье проходит трасса Москва – Симферополь. Это потенциальные туристы, задача - затянуть их к нам сюда. К сожалению, на сегодняшний день усилия являются точечными, объединить их пока не получается.
В России уже существует музейный менеджмент. Это огромный бизнес, создающий рабочие места. Нужно выходить с предложениями к городу, должна быть мощная лоббистская группа.
Валерий Нефедов: - Хортица имеет потенциал, чтобы стать духовным символом Украины. Киевская Русь и казачество объединяют всю Украину.
Роман Косарев: - Меч Святослава может стоить миллион долларов, меч дружинника Святослава может стоить сотни тысяч долларов, а меч без привязки к месту события либо к историческому персонажу может стоить от 10 до 30 тысяч долларов. Историческое значение меча Святослава преуменьшить тяжело. Меч датируется с точностью до 100 лет, поэтому время его происхождения, можно сказать с полной уверенностью, середина 10-го века. А единственная документированная битва, которая происходила в этот период и в данном месте, – это гибель Святослава при возвращении из похода на Болгарию. То есть вероятность привязки меча к этим событиям очень велика, соответственно его историческая ценность возрастает в разы. Поэтому его подлинность и атрибутация не вызывают сомнений. Просто так этот меч не мог оказаться на дне Днепра, так как даже в те времена это был шедевр кузнечного искусства и имел неимоверную стоимость. Это оружие было бы одной из целей добычи при набегах и грабежах. Сам факт, что он лежал в окружении еще пяти найденных рядом мечей без ножен говорит о том, что происходило сражение. Даже на фоне других мечей, обложенных просто серебром, меч Святослава как по технологии, так и по ценности отделки являлся сокровищем.
Максим Остапенко:
- Этот меч сделан по варяжскому (каролингскому) типу. Это высшее статусное оружие того времени и это не вызывает сомнений ни у одного специалиста. Как правило, особо ценные мечи имеют привязку либо к месту событий, либо к личностям. Например, знаменитый меч-Щербец 13-го века, который хранится в Польше: считается, что именно им Владислав Храбрый нанес удар по Золотым Воротам, хотя сам он на 200-300 лет старше тех событий, к которым привязан. Даже невооруженным глазом видно, что меч Святослава являет собой предмет, изготовленный по высочайшим технологиям того времени. Очень хочется увидеть его в полной красоте, но реставрация - процесс кропотливый и требует детальных исследований, если узнать, где он делался, как ковался и с чем он мог быть связан, то изучение технологии его изготовления может раскрыть эти вопросы.
"Мрия": - Будут ли привлекаться к исследованиям и реставрации норвежские эксперты?
Максим Остапенко:
- Мы сделали запрос и получили положительный ответ. Единственный нюанс - это то, что они попросили конкретизировать список тех вопросов, которые нас интересуют. А нас интересуют те немеханические способы исследований, которые можно провести только в условиях Скандинавии, поскольку у них в наличии технологии исследований, которые значительно превосходят наши. И у них существует более серьезная научная школа.
"Мрия": - Случалось ли обнаружить находки, которые опровергали либо вписывались в историю?
Максим Остапенко: - Была история с каменной бабой. Оказалось, что это непонятная доделка 19 века. Если же говорить о мече, то наслоения отложений на металле – это вещи, которые невозможно подделать и реставратор по этим отложениям бе-зошибочно может определить не просто сколько лет предмету, но и место находки.
Валерий Нефедов: - Хотелось бы добавить, что каждое открытие – это носитель информации и главная задача археологии по остаткам материальной культуры восстановить те события, которые происходили в те или иные годы. Для археологов предмет важен в первую очередь с информацией, которую он несет. Чем больше мы получаем точечной информации о каждом предмете, тем четче это принимает определенный порядок и свое место в мозаике. Допустим, в 20 столетии велись споры, где находился замок Вишневецкого, но ныне мы точно знаем, что это остров Байды: найдены архивы, карты, подтверждающие это. Поэтому это постоянный процесс, где каждая находка-часть общей картины, но мы приближаемся к истине.
Дмитрий Кобалия: - Общепринятая история всегда официальная. Но мы считаем, что история хронологическая, последовательно выстроенная линия. На самом деле это многожильный кабель, и если разложить по дням, то это будут тысячи различных историй. Поэтому, когда мы находим предмет, то не обязательно вложить его в официальную доктрину. Он будет выпадать из истории хотя бы потому, что официальная доктрина не в состоянии уместить каждую находку.
Александр Мирущенко: - Хочется сказать, что мы много говорили об эпохе Святослава, и если говорить о привлекательности нашего региона для туристов, то дело в том, что это было событие мирового значения. Он был одним из самых сильных и влиятельных полководцев Европы. Он отлично писан византийским историком Львом Диаконом. Святослав ходил на Болгарию и Константинополь, и византийцы попытались откупиться от него. Но Святослав не принял от них никаких даров, тогда ему подарили меч, и он принял его. Поэтому находка данного меча отлично ложится в канву истории Европы 10 века. И наш регион имеет предметы именно эпохи Святослава и его героических походов. Благодаря его походам и деятельности Киевская Русь стала известной в Европе. Таким образом, остров Хортица с точки зрения туристической привлекательности собрал на своих 2,5 га столько памятников, которым насчитываются тысячи лет. Фактически с каменного века по 18 века. На этом небольшом участке территории туристы могут ознакомиться с живой историей. Активность возросла, ведь Хортица знаменита не только казачеством, но и скифскими курганными группами, святилищами.
Топ-пятерка запорожских экспонатов на взгляд Максима Остапенко:
1. Вознесеновский клад
2. Святилища на Хортице
3. Поднятые корабли
4. Меч Святослава
5. Экспонаты "Золотой кладовой", создаваемой в Музее казачества