- Переписка с Юргеном Грузом началась два года назад, - рассказывает руководитель историко-патриотического поискового центра «Бастион» Светлана Зинченко. – Это было удачное стечение обстоятельств. В Интернете он нашел статью, где рассказывалось о нашей работе. После чего и попросил о помощи в поиске могилы его деда Георга Грузы, немецкого военнопленного.
В своих письмах Юрген рассказывал о своем деде и о том, как для него и его отца, которому сейчас 72 года, важно отдать дань памяти и побывать на могиле. Они на протяжении многих лет искали хоть какие-то данные, но безуспешно. По пришедшей еще 65 лет назад похоронке знали лишь, что дед умер от болезни в августе 45-го в лагере для военнопленных в Запорожье. Больше ничего.
Георг Груза был священником, имел приход в Польше. После ее освобождения советскими войсками попал в Запорожье.
- В Польше была построена церковь для немецких колонистов, мой дед был назначен туда настоятелем. Но потом советские войска депортировали всех мужчин с территории страны. Так мой дед попал в Украину – военнопленным, - рассказывает Юрген Груза.
Найти своего родственника мюнхенцу помог «Бастион». Через архивы поисковики восстанавливали события военных лет, искали последние сведения о Георге. И через время таки нашли.
- Он как военнопленный попал в рабочий лагерь, который находился на правом берегу. Там добывали камень для строительства дорог и восстановления города, - рассказала Светлана Зинченко. – Тех, кто умирал или погибал, хоронили на кладбище, у железнодорожного полотна недалеко от современной улицы Кремлевской. Это мы определили по схеме захоронений.
Потом эти могилы перенесли на организованное немецкое военное кладбище, которое расположено по улице Базовой, на Шевченковском. Сейчас там захоронено уже более семи тысяч немецких военнопленных.
Юрген, работающий рядовым инженером, два года собирал деньги на поездку в Запорожье и учил язык. Он не смог сдерживать слез,находясь возле могилы деда, дали о себе знать и годы длительных поисков:
- В Германии ненавидят эту войну. Она забрала жизни стольких людей, - рассказывает Юрген. – Россия, Украина и Беларусь нам не враги. И мы просим прощения перед этими народами за политику, которую вел Гитлер.