Загрузить еще

Корабельный край

Корабельный край
Фото: Николаев начинался с одной верфи, сегодня предприятия позволяют ежегодно спускать на воду несколько десятков судов.?

Так сложилось, что названия некоторых городов в сознании людей прочно ассоциируются с каким-то из занятий его жителей. Николаев, например, отождествляется с судостроителями. И это неспроста: с первого дня своего существования город-порт связан с кораблестроением. Даже начинался он с верфи. В 1789 году губернатор Новороссийского края князь Григорий Потемкин понял, что основанная 10 лет назад Херсонская корабельная мануфактура не справляется с поставленной задачей строительства черноморского флота. Заложили еще одну. Выбранное место оказалось настолько удачным, что совсем скоро возле корабельных мастерских начал расти город. Хотя официальный статус города Николаев получил лишь два года спустя, датой его рождения принято считать 7 сентября 1788 года. Свое имя город получил в честь святого Николая – покровителя моряков. Именно в его день российские войска взяли турецкую крепость Очаков.

С тех пор город развивался как один из ключевых центров сначала российского, затем советского, а ныне – украинского кораблестроения. На николаевских верфях было построено несколько тысяч судов – начиная от мелких рыбацких шхун, выпускавшихся чуть ли не ежедневно, – до строящихся годами гигантских авианесущих ракетных крейсеров. Машиностроение до сих пор остается одной из ведущих отраслей промышленности Николаевщины, впрочем, как и сопутствующие ему энергетическое машиностроение и цветная металлургия. Речь, в частности, идет об известном Николаевском глиноземном заводе. Мало кому известно, что, помимо марсианских пейзажей в его окрестностях, завод знаменит еще и тем, что вот уже 20 лет остается крупнейшим в Европе предприятием цветной металлургии. А главное – соответствует всем мировым экологическим стандартам качества. Иными словами, завод в нынешнем его виде вполне мог бы функционировать где-нибудь в предместьях Парижа.

Кроме того, Николаев – единственный город в Украине, где по соседству друг с другом расположены сразу четыре порта: самый крупный – Николаевский морской, речной порт, Днепро-Бугский порт и Октябрьский. Из-за того, что Николаев долгое время был, по сути, закрытым городом, здесь выполнялись военные заказы, его морские и речные ворота почти не развивались. Официально в городе даже моряков не было: при выезде в ту же Ялту или Сочи им строго-настрого наказывали представляться работниками швейной фабрики. А с обретением Украиной независимости наверстывать упущенное было уже поздно – тот же Южный или Одесский порт ушли далеко вперед. Тем не менее свою нишу в нынешних экономических реалиях николаевские порты заняли – ежегодный грузооборот здешнего морского торгового порта превышает восемь миллионов тонн.

Есть на Николаевщине и собственная АЭС. Расположенная в Южноукраинске атомная электростанция работает не только для своего региона – она почти на сто процентов обеспечивает потребности Николаевской, Херсонской, Одесской областей и Автономной Республики Крым.

ПАСПОРТ РЕГИОНА

Включает: 19 районов, 9 городов, 17 пгт, 894 сел;

Административный центр и крупнейший город области – Николаев (498 700 человек)

Пятерка наибольших городов:

Первомайск – 67,2 тыс.

Вознесенск – 42,2 тыс.

Южноукраинск – 39,4 тыс.

Новый Буг – 16,2 тыс.

Очаков – 15,0 тыс.

Население: 1,212 млн. человек (2,6%, 17-е место по стране)

Плотность: 49,58 чел./кв. км

Крупнейшая река: Южный Буг

Телефонный код: +380 512

Интернет-домен: mk.ua

Почтовый индекс: 54000

Номерные знаки автомобилей начинаются с букв BE

Герб и флаг

На лазоревом щите – золотая архиерейская митра, покоящаяся на двух лежащих крест-накрест посохах, напоминание о том, что Николаев назван в честь святого Николая. Внизу щита – античная амфора – символ богатой истории края. Щит окружен переплетением виноградной лозы – регион славится своими виноградниками. Вверху щита расположена связка пшеничных колосьев – в николаевских степях издавна выращивался хлеб.