В конце 80-х об авантюрной затее николаевцев почти никто не знал. Борису Немирову – мастеру парусного спорта, идея совершить кругосветное путешествие пришла задолго до начала ее реализации. Знакомые мореплавателя говорят: об этом он мечтал с детства.
Обогнать москвичей
В 1986 году – за год до старта экспедиции – первый секретарь Николаевского обкома партии Владимир Васляев решил снарядить яхту к берегам Кубы: так сказать, передать привет братскому народу. Вызвал к себе старшего преподавателя Николаевского кораблестроительного института Бориса Немирова и спросил:
– Сможешь построить яхту и повести ее на остров Свободы?
|
Тот возьми и ответь:
– А зачем нам Куба, может, сразу и в кругосветное? Слышал, что москвичи и ленинградцы сейчас упорно над этим работают. Давайте их опередим!
Соперничать со столицей было чревато, могли ведь за такое своеволие и без работы оставить. Да и Николаев в то время был закрытым городом, но желание прославиться взяло верх.
Немиров лично спроектировал и с командой студентов построил двухмачтовое судно. Назвать его решили в честь сына Дедала Икаром – по средиземноморским легендам, именно он изобрел косые паруса.
Двое не вернулись
Кроме капитана судна Бориса Немирова, в экспедицию отправились старпом Анатолий Кузнецов, радист Андрей Марков, инженер-океанолог Александр Плякин, матросы Владимир Терняк и Станислав Черкес, доктор Сергей Прусов и штурман Борис Яковлев. Однако еды на всех не хватило, и двое были вынуждены сойти на Канарских островах и вернуться на родину. Остальные же продолжили путешествие и ровно через 325 суток после отплытия из Николаева вернулись в порт Очакова. Всего судно прошло почти 32 тысячи морских миль.
Доподлинно неизвестно, специально ли мореплаватели подбирали дату финала своей экспедиции так, чтобы приурочить ее к юбилею одного из старейших в СССР яхт-клубов. Ровно за сто лет до конца этой экспедиции на Морском собрании капитан 1-го ранга Евгений Голиков предложил основать в Николаеве яхт-клуб. В тот день в ряды будущих яхтсменов записалось более 50 человек – в основном представители местной знати. Почти год спустя, 7 мая, Морское министерство утвердило устав и выделило место на реке Ингул. Именно в эти дни, только уже век спустя, в Николаев из кругосветки вернулась яхта «Икар».