21 ноября
Загрузить еще

Моджахедов для войны в Сирии вербуют в крымских мечетях?

Моджахедов для войны в Сирии вербуют в крымских мечетях?
Фото: Фото: соцсети.
Украинцы не воюют в Сирии, передал вчера позицию сирийских властей директор Департамента информационной политики МИД Украины Евгений Перебийнис. "Никакой официальной информации от сирийских властей по поводу присутствия граждан Украины в составе боевых формирований в Сирии у нас нет. Наоборот, от сирийских властей мы слышим лишь опровержения этому", - уверяет Перебийнис.
 
Однако в Крыму люди говорят другое. По неофициальным данным, воевать против армии Башара Асада уже отправилось более двух сотен жителей полуострова.
 
Зачем украинцы едут в далекую Сирию? Что или кто толкает их в пекло войны и какими путями они туда попадают? "Комсомолка" попыталась разобраться в этих нелегких вопросах.
 
ГЛАВНУЮ МЕЧЕТЬ ПРЕВРАТИЛИ В БИБЛИОТЕКУ ВАХХАБИТОВ 
 
Крым штормит, сильно штормит, но погода здесь ни при чем. То и дело из различных городов и сел полуострова приходят рассказы о ребятах, уехавших воевать в Сирию. Кто-то вернулся, а кто-то погиб. Активизировались и различные радикальные исламистские течения. Одни открыто проводят митинги и международные конференции, другие ведут свою работу тайно. Все исламское общество в Крыму как на иголках. Говорят, традиционную веру все чаще вытесняют радикалы. Вытесняют не на словах, а буквально выкидывая имамов из мечетей и ставя своих последователей на их места. Винят в этом запрещенную во многих странах как террористическую партию "Хизб ут-Тахрир", ваххабитов и религиозную организацию "Нурджулар".
 
- Проблема сектантства существует в Украине и, в частности, в Крыму на протяжении уже двадцати лет, - говорит имам одной из мечетей в Евпатории Редван Велиев. - Если есть какая-то инфекция, стараются сделать прививки, чтобы ее остановить. Но никто у нас об этом не задумывался, эту тему старались особо не афишировать. В начале 2000-х годов, когда я занимал должность заместителя муфтия Крыма и работал в Духовном управлении мусульман Крыма (ДУМК) в мечети Кибер-Джами в Симферополе (главная мечеть Крыма. - "КП"), я нашел там целую комнату с ваххабитской литературой.
 
Это подтвердили и в самом ДУМК, добавив, что книги радикального толка собрал там имам, которого сняли с должности из-за сотрудничества с ваххабитами. Правда, после этого разразился скандал, радикалы даже пытались захватить мечеть силой, но им помешали другие мусульмане. 
 
- Эти сектанты, а по-другому последователей "Хизб ут-Тахрир", которые стремятся к созданию мирового исламского государства - Халифата, ваххабитов и "Нурджулар" не назовешь, проникли в самый центр ислама на полу­острове, - говорит Редван Велиев. - Все книги я тогда сжег, а после ушел с поста.
 
- Такие факты замалчивали потому, что боялись за имидж крымских татар, которые также исповедуют ислам? 
 
- Возможно, ведь раньше люди особо не отличали радикального исламиста, экстремиста от правоверного мусульманина, который не призывает к войне, - поясняет Редван Велиев. - Важно понимать: ислам это не партия, а религия, которая призывает к миру и добру. Вот скажите, как так получилось, что один из сотрудников уголовного розыска в Евпатории, которого звали Сергеем, оказался в Сирии? Я знал его лично, он принял то сектантское подобие ислама, и мы часто с ним спорили на эту тему. Уехал на войну и погиб. Говорят, успел подбить один танк из гранатомета, а ехавший следом его раздавил. В Евпатории у него осталась жена. Попадая к радикалам, славяне становятся намного агрессивнее этнических мусульман.
 
"МУЖ ВОЕВАЛ НЕ РАДИ ДЕНЕГ"
 
По некоторым данным, за последние пару лет минимум полторы тысячи славян в Крыму приняли ислам. Какой именно - традиционный или радикальный, неизвестно. Так что же получается, радикалы в Крыму настолько сильны, что увлекают за собой даже православных, обращая в свою веру?
Любовь Мамбедалиева верит, что ее муж - шахид - жив даже после физической смерти. Фото: соцсети
 
В поселке Кольчугино под Симферополем в недостроенном доме живет 37-летняя Любовь Мамбедалиева с тремя детьми. Соседи говорят, что женщина из семьи уважаемого стоматолога, но в личной жизни у нее всегда были проблемы. После двух неудачных браков, от которых осталось двое детей, Любовь вышла замуж за 33-летнего Асана. Приняла ислам, родила ему ребенка, а тот год назад уехал в Сирию на войну и погиб.
 
- Мой муж шахид, а это означает, что даже после физической смерти он жив, - говорит женщина. - Многие думают, будто крымские татары едут туда из-за денег. У нас в деревне так и говорят: мол, поехал убивать ради двухсот долларов, чтобы дом достроить. Но на самом деле деньги нашим ребятам там не платят, наоборот, это мы (граждане Украины. - Прим. авт.) постоянно туда пересылаем средства. Это поддержка оппозиционной Башару Асаду армии. Таким образом наши люди показывают, что они против режима. Мой муж поехал воевать не за деньги, а чтобы помочь мусульманам.
Усеин Мамбедалиев рвался в бой, утащил в Сирию брата и погиб первым. Фото: соцсети
 
Кстати, первым на войну в Сирию отправился брат Асана Усеин. Говорят, именно он позвал Асана за собой, он же первым и погиб. Незадолго до смерти Усеин оставил на своей страничке в соцсети объявление: "Куплю оружие России не старше 70-х годов и патроны".
 
 
Другого моджахеда мы нашли в самом Симферополе. 24-летний Эдем Шакиров продает в подземном переходе мобильные телефоны. То, что был в Сирии, парень напрочь отрицает. Однако летом его видели в оцеплении митингов "Хизб ут-Тахрир". Дальше - больше: на фото в соцсетях Эдем позирует со снайперской винтовкой в руках. После он пропал на несколько месяцев, а вернулся в Крым уже хромая на одну ногу. Говорят, работа снайпера. Сейчас Шакиров, по сути, инвалид и вряд ли поедет снова воевать.
Продавец мобильных телефонов Эдем Шакиров отрицает, что воевал в Сирии. Фото: соцсети
 
Других "воинов Аллаха" мы нашли в соседнем с Симферополем Белогорске. Родные 20-летнего Абдуллы Джеппарова о сыне предпочитают не говорить. А вот соседи более откровенны. Рассказывают, что вместе с двоюродным братом Джевдетом Ислямовым он уехал в Сирию на вой­ну. В Крым вернулся только Джевдет и привез весть о том, что Абдулла подорвался на мине. Соседи судачат, что больше Джевдет на войну не поедет - отца нет, а мать и бабушка его не отпустят.
 
- Да, мы были вместе с Абдуллой, но не в Сирии, а в Турции, ездили на учебу, - неохотно рассказывает парень. - Где он сейчас, я не знаю, слышал, что погиб на войне, но все это слухи. А про Сирию одно скажу: едут туда не деньги зарабатывать, а на джихад (священная война у мусульман. - Прим. авт.). 
 
ПРОБЛЕМЫ В НАСЛЕДСТВО ОТ СССР
 
Интересно, что все, кого приписывают к моджахедам, воевавшим в Сирии, говорят о поездке в Турцию на учебу или работу. То, что держали в руках автомат и получали от оппозиции деньги, дружно отрицают. При этом только заходит речь о мотивах мусульман, отправившихся на войну, крымчане тут же выдают: "Джихад! Помощь мусульманам!"
 
- Это фанатики, которым "Хизб ут-Тахрир" и ваххабиты задурили голову, - считает заместитель муфтия Крыма ДУМК Айдер Исмаилов. - Практически все молельные дома и мечети в Крыму входят в наш состав. Другое дело, что сектанты проникают в религиозную общину, которая контролирует работу этих мечетей. Прикрываясь религией, они проводят там свою пропаганду. Дело в том, что имама на местах избирает мусульманская умма (община. - Прим. авт.). Если "Хизб ут-Тахрир" или другие радикалы хотят захватить мечеть, то они съезжаются из нескольких сел и устраивают в ее стенах скандал. Давят на имама не только морально, но и физически. Говорят ему, что народ его не поддерживает, и место имама занимает другой человек из числа этих сектантов.
 
Правда, ДУМК в любой момент может снять имама с должности, поэтому свои радикальные взгляды они проявляют не сразу. По словам заместителя муфтия, вычислить радикалов непросто, тем не менее три года назад в Крыму с должностей сняли 12 таких "проповедников". 
 
- Мы знаем, что радикалы работают в Симферополе, Бахчисарае и Кировском районе Крыма. Но мечетей, в которых они сосредоточиваются, не больше пятнадцати из всех 327, входящих в наш состав, - продолжает Айдер Исмаилов. - Фундаменталисты ничего на полуострове не контролируют. В то же время вопрос не только в нас, но и в государстве, которое позволяет этому всему быть. Нет законодательства, которое бы ограничивало действие подобных структур. Мы обращаемся в правоохранительные органы, но в ответ бездействие. Да что тут говорить, "Хизб ут-Тахрир" недавно провела международный форум в Симферополе - это пощечина всем! У нас мало людей, которые могут грамотно отстаивать традиционный ислам. Эта проблема еще со времен СССР, когда было уничтожено большое количество видных культурных религиозных деятелей. А за 20 лет наверстать упущенное сложно.
 
"ТЕОРИИ И БОЕВОЙ ТАКТИКЕ УЧАТ В ГОРАХ"
 
Хотя радикалы и действуют в мечетях, основная война за души идет в автономных от ДУМК общинах, в их молельных домах и на конспиративных квартирах. Там последователям раздают необходимую литературу и промывают мозги. Туда одураченные люди приходят из подконтрольных радикалам мечетей.
 
- После психологической обработки люди попадают в пресловутые лагеря боевой подготовки, находящиеся в Крымских горах, - рассказывает пресс-офицер Совета атаманов Крыма Юрий Першиков. - Это, конечно, не базы с полосами препятствий и арсеналом оружия. Работают тихо, под прикрытием туристических стоянок. Там, в полевых условиях, они изучают теорию - команды, тактику. Спецслужбам придраться не к чему, ведь все на первый взгляд законно. После этого почти готовых моджахедов через Донецк, где живет много мусульман, самолетом переправляют в Турцию. Там в лагерях беженцев на границе с Сирией действуют каналы, по которым "новобранцев" снова переправляют - уже в зону боевых действий. Стрелять учат уже на месте. Каждому наемнику из Крыма платят от двух с половиной тысяч долларов в месяц. 
 
По словам Юрия Першикова, более десяти команд СБУ периодически выезжают в Крымские горы и отслеживают таких "туристов". А этим летом спецслужбы якобы проводили в тех районах антитеррористические учения.
 
- Но этих моджахедов спецслужбы не трогают, боятся, - уточняет Першиков. - Почему? В 2005 году в узбекском Андижане радикалы напали на воинскую часть и милицию, похитили оружие. Выпустили заключенных из местной тюрьмы, захватили местную администрацию, расстреляли 12 заложников, 38 мирных жителей и так далее. Мятеж был подавлен, террористов, перспективной целью которых было создание Халифата, судили. В 2006 году из Крыма в Узбекистан выслали одиннадцать скрывавшихся боевиков, участвовавших в мятеже. Тогда разразился международный скандал. Говорят, Запад надавал нашим спецслужбам по шапке, объяснив это тем, что они поступили недемократично. С тех пор СБУ боится вести открытую борьбу с радикалами в Крыму. Хотя действия радикалов все же пытаются как могут пресекать. 
 
Так чего же боятся крымчане? Того, что люди едут на вой­ну в Сирию, или, может, того, что эти боевики привезут в Украину с собой, в своих головах и сердцах? Тех идей о построении всемирного Халифата и тех методов, которыми сейчас они действуют в Сирии... 
 
КОММЕНТАРИЙ СБУ
 
"Мы проверяли - все это выдумки"
 
- Возможные факты участия крымчан в сирийском конфликте проверены, они не подтвердились, - рассказала "КП" пресс-секретарь главка СБУ Лада Сафонова. - Проверять какие-либо организации мы не будем - боже упаси! Работа в этом направлении продолжается. В озвученных в прессе ситуациях очень много домыслов и слухов, у нас нет этому документальных подтверждений.
 
КОММЕНТАРИЙ МЕДЖЛИСА
Зам муфтия Крыма Айдер Исмаилов.
 
Рефат ЧУБАРОВ, глава меджлиса крымско-татарского народа: "Всегда есть люди, совершающие ошибки"
 
- В крымско-татарском социуме идея наемничества с целью участия в конфликтах отвергается напрочь. Я знаю официальную позицию ДУМК, резко выступившего против любого участия крымских мусульман во внутренних конфликтах других государств, а также вижу просветительские старания имамов мечетей среди крымско-татарской молодежи. В человеческом обществе всегда находятся люди, совершающие поступки, противоречащие нормам как духовного, так и светского права. Однако поведение таких людей никоим образом не может и не должно рассматриваться как форма, присущая всему обществу.
 
КОНКРЕТНО 
 
Фазыл АМЗАЕВ, руководитель украинского информационного офиса партии "Хизб ут-Тахрир": "Да, мы поддерживаем сирийскую оппозицию" 
 
- Люди, которые обвиняют нас в отправке крымчан на войну в Сирию, каких-либо доказательств не предоставляют. Но "Хизб ут-Тахрир" не имеет военизированного крыла и не финансирует вооруженное сопротивление и благотворительность. Деньги по Крыму на это не собираем. Наша организация занимается лишь просвящением. Да, мы помогаем сирийскому народу, но лишь просвещая крымских мусульман. Когда мы говорим, что поддерживаем сирийскую оппозицию, имеем в виду то, что с точки зрения ислама действия сопротивления оправданы. Сирийский народ устал от режима Башара Асада, он уже давно не хочет жить по светским законам. Люди хотят жить по исламу. Мы в качестве врагов человечества рассматриваем демократию и капитализм, потому что именно эта система довела до того, что сейчас демографическая проблема, экономический кризис и люди друг друга убивают. Необходимо ввести религию в общественную жизнь.
 
КСТАТИ 
 
Верховный муфтий Сирии Ахмад Бадреддин Хассун на днях озвучил шокирующие данные о количестве наемников, воюющих на стороне оппозиции. Больше всего "солдат удачи" из Саудовской Аравии - их порядка 8 тысяч человек. Представителей Туниса - 4 тысячи, Ирака - 3 тысячи, из США - 290 человек, из Канады - 120. Есть даже боевики из Китая - 200 наемников. Как минимум 90 человек приехали на войну из Испании, 200 из Австрии, 86 из Мальты, из Германии - 110, Франции - 120, Англии - 80.  
 
Представителей стран СНГ тоже хватает, больше всего их из Российской Федерации - 1700 человек, из которых 717 уже убиты. Из Туркменистана прибыли 360 человек, Казахстана - 250, Таджикистана - 190, Азербайджана - 100, Грузии - 80. По данным духовенства, в Сирии якобы воюют также 350 украинских наемников. В основном это представители крымских татар.