Недавно завершился чемпионат Европы по биатлону, и Украина на нем продемонстрировала отличные результаты. Наша сборная заняла третье место в общем медальном зачете, что является невероятно высоким результатом. Опередили нашу команду традиционно мощные в биатлоне Германия и Норвегия.
А главным украшением этого турнира стало золото Анастасии Меркушиной в спринте, которое даже для самой спортсменки стало в определенной степени неожиданным.
KP.UA пообщалась с Анастасией Меркушиной, и она рассказала нам, как проходил успешный для нее и команды чемпионат Европы.
– Золото и два серебра – это очень сильный рывок, сравнивая с предыдущим чемпионатом, где все сложилось не так, как всем хотелось бы. Что способствовало этому?
– Конечно, можно было бы сказать, что это произошло, потому что приехал первый состав. Спортсмены были более высокого уровня, чем в прошлом году. Но хотелось бы напомнить, что условия, в которых мы готовились к этому сезону, далеки от нормальных. И, как нам говорят, конкуренция была ниже, чем на Кубках мира, но следует отметить, что все на чемпионат Европы приехали со специальной подготовкой и подведением к этим соревнованиям. В то время как наша команда в основном не готовилась, а бегала этапы Кубка мира, пробежала все три этапа. И уже с достаточно большой усталостью, без подготовки, без подводки, вышла на старт. Поэтому я считаю, что в таких условиях это действительно крутой результат. И слава Богу, что так все сложилось. Мы счастливы и довольны.
Мы начали подготовку на два месяца позже, чем все команды, и закончили соревновательный период в прошлом году на месяц раньше, что, конечно, сильно отразилось на подготовке. Поскольку как раз в этот период после окончания сезона обычно выделяется время на подготовку объемных тренировок, то есть тренировок на общность. Это касается и стрельбы, и бега. То есть это мы и видим: результат по сезону для стабильности – одна гонка лучше, вторая - хуже, потому что не хватает объема, не хватает базы. Потому такие бывают провалы.
– С какими ощущениями и мыслями вы выходили на свою «золотую» гонку в спринте? Чувствовали, что вам по силам победить?
– Перед выходом на гонку я не думала о том, что возможна победа. После индивидуалки я думала, что все – это безмедальный чемпионат Европы. Поскольку я в основном делаю ставку на индивидуальную гонку. Спринт мне вообще достаточно тяжело заходит. Но перед самым выходом я посмотрела на иконы, перекрестилась и сказала: «Успокойся, Настя, у Бога на тебя свои планы». Ну, так и случилось. Поэтому я действительно рада, что он благословил меня на эту победу. И не только меня, но и всех друзей и всех, кто меня поддерживал и верил в меня. И я очень рада, что это произошло.
- Какие эмоции испытали в момент, когда получили золотую медаль чемпионата Европы, а наш гимн снова прозвучал на самом высоком спортивном уровне?
– Конечно, это был очень эмоциональный момент, до последнего не верила, что я таки победила. И когда поняла, что сейчас будет происходить, у меня мурашки по телу прошли, потому что поняла, что сейчас я являюсь, скажем так, представительницей своей страны. И все люди очень радовались. На самом деле это было очень эмоционально.
– Кому посвящаете эту победу?
- Я посвящаю эту победу всем тем, кто сейчас находится на передовой, всем воинам, нашим ангелам-хранителям, которые сдерживают враждебное нашествие. Благодаря которым у нас именно Гимн Украины и поднимался именно флаг Украины. И это просто самое меньшее, что я могла сделать для своих собратьев, ангелов-хранителей, которые защищают меня и мою семью.
- Было какое-нибудь празднование этой победы?
- Празднований как таковых не было. Меня поздравила команда, подарили цветы. Это было очень приятно. Но у нас впереди было еще две гонки, потому как-то не получилось отпраздновать. К концу сезона, когда мы выполним все свои задачи, обязательно соберемся и немного отметим весь сезон, потому что слава Богу, что он вообще состоялся.
– Какие задачи перед собой ставите в дальнейшем, что хотелось бы сделать еще в этом году?
– Мы собираемся на чемпионат мира, но четких целей нет. Нет потому, что попасть в тройку очень тяжело из-за особенностей подготовки. Но будем стараться делать свое дело как можно лучше, а там как Бог благословит.
– С начала полномасштабного вторжения РФ на территорию Украины прошел почти год. Как спортсмены из других стран относятся к тому, что россияне являются агрессорами и преступниками?
– Среди иностранных спортсменов я почувствовала просто нереальную поддержку с начала вторжения. Мне писало много людей. Даже с которыми я мало общаюсь в обычной жизни. Все предлагали помощь – проживание, тренировка, питание. И сейчас все всегда на соревнованиях подходят и спрашивают, как семья, как ситуация. Все поддерживают. Все флаги, которые я вижу у биатлонистов, это наши, украинские. Это невероятная поддержка. Все очень переживают, и никто не хочет видеть российских спортсменов в биатлоне – это такое общее мнение всех спортсменов. То есть - безумная поддержка. И на самом деле это вдохновляет, дает веру в человечество, что мы не одни, нас поддерживают. И это действительно круто.
– Насколько война влияет на подготовку, тренировку и мотивацию наших биатлонистов?
– Мы не могли полноценно тренироваться с начала полномасштабного вторжения. Не было понятно, что, где, куда и как. Как все происходит. Мы не знали, куда себя девать и что делать.
– В марте вы вступили в ряды пограничников. Что значит этот шаг для вас в вашей жизни?
– Многие из нас пошли служить, но давайте проясним тот момент, что все, кто пошел служить, служили и до того. То есть это касается, собственно, и меня. Не было такого, что кто-нибудь там присоединился после начала. На самом деле, мы все служим уже давно. Я офицер, старший лейтенант. Для меня лично не было выбора, потому что я нужна своей стране. Был приказ. И, конечно, я явилась в часть.
Это была не очень долгая служба, поскольку нас довольно быстро отпустили, когда решался вопрос, что делать со спортсменами. Нас отпустили для дальнейших тренировок, чтобы мы выполняли свою основную миссию – это побеждать и подымать флаг Украины на самые высокие ступени.
Скажу честно, мне было очень приятно находиться среди людей, которые так преданы своей стране и готовы защищать ее. И это было невероятным опытом. Я очень рада, что там побывала и смогла поддержать хотя бы морально своим присутствием. Что я не боюсь, что я готова. Я выполняла приказ, а приказ был – работать как можно лучше в своей сфере.
– Вообще помогают ли навыки тренировок с винтовками, которые есть в биатлоне, при работе с автоматами? Ибо о точной стрельбе людей, занимающихся биатлоном, ходят чуть ли не легенды.
– Это невероятная разница между боевым оружием и биатлонным. Калибр, конечно, разный. Разная отдача, разная система наведения – то есть фактически из того, что помогает, – это просто знание техники безопасности и как нажимать на курок.
Да, биатлонистам легче справиться с оружием, чем обычным людям. Поскольку мы умеем подходить на высоком пульсе, то есть бежать и с ходу стрелять. Но разница между стабильной и динамической мишенью действительно велика. Слава Богу, мне не пришлось испытывать все это. Поскольку мне даже сейчас трудно представить, каково это - убивать человека. Поэтому я не могу понять, как можно прийти в чужую страну и стрелять в мирных людей. Для меня и сейчас это – шок. Я считаю, что такие люди даже не вправе называться людьми.
– Вы учились на факультете международного бизнеса и менеджмента Тернопольского национального экономического университета. Почему выбрали именно это направление?
– Я очень хотела туда поступить. И подала документы в этот университет, поскольку там очень хорошая система поддержки для спортсменов. И там было дистанционное обучение еще до того, как это стало мейнстримом. Мне помогали преподаватели, входили в ситуацию, находили варианты обучения для меня.
Почему международный бизнес и менеджмент? Потому что я очень увлекаюсь иностранными языками и английским в частности. И мне было интересно учить английский на столь высоком уровне. Плюс менеджерская деятельность – это прямо мое. Я чувствую тягу к этому. Даже сейчас я поступаю дополнительно на курс по проектному менеджменту в интернет-школе и очень, скажем так, взволнована. Мне очень нравится не факт управления людьми, а что, управляя ими, ты помогаешь им сделать то, что они умеют лучше всего. Раскрываешь их лучшие стороны, планируешь их время, чтобы они все успевали. И это как будто ты архитектор времени. Ты помогаешь людям сосредоточиться на том, что они действительно умеют, а всю дополнительную работу ты берешь на себя. Это действительно любопытно. Мне нравится находиться рядом с такими людьми и помогать раскрывать свои таланты.
- А вообще, чем любите заниматься в свободное от биатлона время?
– Я очень люблю читать. Я много читаю. Я люблю рыбачить с отцом, но, к сожалению, мало времени выпадает на это по сезону.
– Что для вас идеальный отдых?
– Я очень люблю активный отдых – походы в горы. Катание на горных лыжах, на сноуборде, на коньках. Все зимние развлечения. Хотя мне редко удается ими насладиться. Летом – ролики, велотуры или что-то вроде того.
- Чем любите питаться? И есть ли вообще у вас особая диета, чтобы всегда сохранять себя в хорошей форме и иметь достаточное количество энергии для гонок?
– Я стараюсь есть очень сбалансированно, чтобы были все нужные элементы и витамины. Скажем так, у меня нет чего-то такого особенного. Разве что сыр очень люблю. А так тяжело сказать, что у меня доминирует в диете. Но, конечно, это хорошее спортивное питание, без жареной, без жирной пищи, очень мало сладкого, только черный шоколад. Йогурты без наполнителей. Я стараюсь держать себя в рамках здорового питания. Не диетического, но здорового.
- Вы иногда постите в Инстаграме красивую белую собачку, это ваш любимец? Расскажите, пожалуйста, о нем.
- Денчик – это наш талисман, наш любимец. Его подарила нам Яна Бондар в благодарность Олегу Валерьевичу (Олег Меркушин, отец Анастасии, заслуженный тренер Украины по биатлону. – Ред.) за подготовку лыж на одном чемпионате Европы, на котором она взяла медаль. Мы очень ей благодарны и счастливы, потому что он очень положительный. Собака-улыбка, очень любит играть, будит утром на зарядку. И такой, скажем, очень активный, требующий много движений и внимания. Он идеально подходит нашей семье. Мы вообще любим с ним играть.
- Вы из семьи биатлонистов – мама была спортсменкой, папа ваш – тренер, сестра тоже биатлонистка. Но могло ли случиться так, что вы выбрали бы в жизни что-нибудь другое? Были еще какие-то увлечения?
– Конечно, у меня был выбор. Я могла делать что угодно. Но меня тянуло с детства к винтовке, к лыжам. Мама любит рассказывать, когда мне купили первые лыжи, я с ними даже в ванную ходила. Я была так увлечена лыжами, что мне ничего другого не нужно было. Некоторое время занималась горными лыжами. А еще пробовала играть на пианино, но этот опыт был неудачным. Также люблю сноуборд. У меня много увлечений, но биатлон – это такая большая любовь в моей жизни, что я бы ни на что ее не променяла.