7 августа пройдут выборы нового президента Международной федерации шахмат. Событие достаточно важное, поскольку именно в этом виде спорта лобби Кремля очень сильное, в основном из-за того, что президентом федерации является российский политик Аркадий Дворкович. Это не дает санкциям против представителей страны-агрессора и страны-соагрессора работать в полную силу.
На президентские выборы среди кандидатов есть и украинец – наш гроссмейстер Андрей Барышполец. «КП в Украине» пообщались с ним, чтобы узнать состояние дел в этом высокоинтеллектуальном виде спорта.
- Андрей Вадимович, расскажите, пожалуйста, какая сейчас ситуация у FIDE с российскими и белорусскими спортсменами. Как и в каком виде они выступают?
– Они не могут выступать за свои сборные. Сборные России и Беларуси полностью отстранены от любых соревнований.
Но в то же время спортсмены из этих стран могут выступать под флагом FIDE или под флагами своих национальных федераций.
– А какая ситуация с соревнованиями, проходящими на территории России? Их игнорируют спортсмены, скажем, из европейских стран?
– Официально соревнования запрещены на территории РФ под эгидой FIDE. Спортсмены из европейских стран туда не попадают. Хотя в России проходят турниры внутреннего значения, скажем так. Поэтому некоторые правила, установленные FIDE, игнорируются.
– Как вообще сделать так, чтобы россиян на международных турнирах по шахматам не было?
- На самом деле проблема гораздо больше. Ибо президентом федерации является российский политик. Поэтому вопрос о допуске или недопуске россиян отходит на второй план. Ведь это очевидно: поскольку российский политик возглавляет FIDE - влияние Кремля на международную федерацию шахмат так сильно, что вообще трудно говорить о каком-то объективном обсуждении и решении по поводу участия или неучастия россиян в международных соревнованиях.
- Какова сейчас ситуация с украинскими спортсменами? Могут ли они тренироваться и выступать?
- По украинским спортсменам нельзя дать какой-либо общий ответ. У всех ситуация очень разная. К примеру, один из сборников, гроссмейстер, входящий в сотню лучших шахматистов мира, сейчас служит в рядах ВСУ. Так же, как и один из вице-президентов украинской федерации шахмат, как и некоторые другие гроссмейстеры, мастера, судьи… Достаточно многие украинские спортсмены сейчас либо служат в рядах ВСУ, либо занимаются волонтерством активно. И у них, безусловно, нет возможности ни тренироваться, ни выступать.
Ситуация очень разная также и с теми, кто сейчас находится вне Украины. Я не могу сказать, насколько у них широкие возможности с тренировками и выступлениями, по этому вопросу ответить довольно трудно.
- Насколько глубокое и серьезное в шахматах сейчас кремлевское лобби, имея в виду того же Дворковича и российские деньги?
- Кремлевское лобби всегда было достаточно сильным в шахматах и в Международной федерации шахмат. Сейчас оно тоже не оставляет своих позиций, несмотря на то, что после начала полномасштабной российской агрессии FIDE задекларировала, что разрывает контракт с попавшими под санкции российскими компаниями. Хотя здесь не уточняется, что произошло с контрактами компаний не под санкциями.
И опять же – недавно вышел аудиторский отчет по финансам FIDE, и стало ясно, что российские деньги никуда не исчезли.
Ибо единственные доноры, которые просто дают деньги федерации, – это российские компании. И несмотря на то что FIDE декларирует подписанные соглашения с нероссийскими партнерами и спонсорами, кремлевское лобби все равно достаточно сильное, ощутимое. Особенно потому, что Дворкович остается президентом, также прослеживаются очевидные связи и среди менеджмента FIDE, где есть люди, поставленные Дворковичем и имеющие прямое отношение как к российским деньгам, так и к российской политике.
- Кстати, справедлив ли сегодняшний формат выборов президента федерации? В том плане, что право голоса у всех одинаковое, несмотря на статус в мире шахмат, например, в условной Венесуэле и Украине.
– Формат действительно вызывает много вопросов. Каждая федерация имеет один голос. Сказать, насколько это справедливо, трудно, потому что Украина - большое шахматное государство - имеет такой же голос, как и страны, где общее количество членов федерации меньше, чем количество гроссмейстеров в Украине. И, безусловно, это можно считать несправедливым.
Но опять же, трудно сказать, какой должна быть альтернативная форма. И здесь мне кажется важным, чтобы федерации имели возможность на откровенную дискуссию по этому поводу. По-моему, самая большая проблема – это не несправедливость распределения голосов, а то, насколько маленькие федерации могут быть защищены в своем выборе.
Я имею в виду, что многие годы Кирсану Илюмжинову это позволяло переизбираться. Так и с Дворковичем – у действующего президента есть мощный административный ресурс. Одной из причин успеха на выборах было давление на федерации и система с закрытым голосованием. Поэтому важно, чтобы федерации имели открытую дискуссию и пришли к общему знаменателю по вопросу, как нужно выстраивать систему, чтобы не допустить переизбрание одного и того же президента.
– Какими вы видите шахматы, если вам удастся победить?
– Я многое мог бы сказать, но главное – шахматы станут коммерчески успешными. Одна из больших проблем FIDE состоит в том, что она полностью находилась под кремлевским лобби в течение многих лет. И это тормозило любые попытки привлечь крупные бренды и больших спонсоров в федерацию.
В последние 10 лет мы видим повышение интереса к шахматам в мире. Но федерация не может превратить эту популярность в коммерческий успех. Это главное, что изменится. Очевидно, что федерация нуждается в новых лицах, и сама она должна быть более открытой и прозрачной. И адекватной как в отношениях с федерациями, так и с потенциальными спонсорами.
– Пообщавшись со многими нашими гроссмейстерами, узнал, что наша федерация шахмат поддерживает другого кандидата, а не вас, украинца. В чем причина?
– Здесь лучше напрямую спросить у нашей федерации, в чем причина такой позиции. И будет ли изменена эта позиция в будущем. Потому что наша федерация подписала номинацию другому кандидату. Но это не значит, что она публично и во время выборов не будет поддерживать других кандидатов, в том числе и меня.