Больше Елены Костевич медалей на Олимпийских играх выигрывала только Яна Клочкова. У «Золотой рыбки» их пять, а у Костевич после бронзы, завоеванной в Токио-2020 в миксте с Олегом Омельчуком в стрельбе из пневматического пистолета с 10-метровой дистанции, стало четыре. Ранее Костевич завоевала золото на дебютных для себя Играх 2004 года в Афинах, а из Лондона в 2012-м привезла еще две бронзы.
Таким образом, в рейтинге медалистов в истории сборной Украины Костевич догнала байдарочницу Инну Осипенко-Радомскую (1-2-1) и саблистку Ольгу Харлан (1-1-2). Но на достигнутом 36-летняя Костевич, за спиной которой уже пять (!) Олимпиад, останавливаться не собирается. Она в погоне за абсолютным рекордом.
- На Играх в Токио вы разрушили «проклятие знаменосцев». Когда вам предложили эту честь, вы не думали отказаться?
- Сомневалась, но больше из-за ответственности миссии. Я приехала в Японию в хорошей форме, с готовностью бороться за самые высокие места. Пройтись с флагом на церемонии Открытия Игр физически нелегко. Это дополнительная эмоциональная нагрузка. Однако меня поддержала команда, и в этот раз был принцип гендерного равенства, так что несла флаг я не одна, а вместе с фехтовальщиком Богданом Никишиным. Получила море позитива.
- Что приятнее и сложнее: добывать медаль в индивидуальных соревнованиях или в миксте?
- Пятьдесят на пятьдесят. Командные соревнования впервые были представлены в программе Олимпиады. К соревнованиям мы с Олегом Омельчуком подходили в статусе чемпионов Европы и призера чемпионата мира. Медаль была нашей целью и стала заветной, особенно для Олега, у которого олимпийских наград прежде не было.
- Вы планируете выступить минимум еще на двух Олимпиадах. Это все потому, что вы выстреливаете через одну Олимпиаду?
- Чтобы наверняка закончить на хорошей ноте (смеется). На самом деле исхожу от возраста и ощущений. Однако мы можем планировать, а жизнь распорядится иначе. Пока такие планы, но это не 100%. Возможно, уйду раньше, а может, позже, кто знает.
- Нет мечты повторить уникальный рекорд грузинки Нино Салуквадзе, для которой Олимпиада в Токио стала девятой?
- Это рекорд в нашем виде спорта. Девять Олимпиад за спиной также у советского и латвийского стрелка, олимпийского чемпиона 1988 года Афанасия Кузьмина. Салуквадзе принадлежит и другое историческое достижение - в Рио-2016 она выступила вместе с сыном, Цотнэ Мачавариани. В олимпийской истории еще не было случаев, когда в одном турнире принимали участие мать и сын.
Бонус нашего вида спорта - им можно заниматься практически всю жизнь. И как показывает практика, соревноваться даже с детьми и внуками (смеется). До Салуквадзе на Олимпиады приезжали спортсмены с дочками. Но это вряд ли мне грозит, я поздно родила Софию. Ей только четыре.
- Знакомы с Салуквадзе?
- Достаточно близко. Плотно общаемся на протяжении лет пятнадцати. Гостила даже у нее в Тбилиси. Нино мне импонирует как человек, она прекрасная спортсменка. Тренеры всегда ставили ее в пример. Она большой авторитет в стрелковом спорте.
- Вас объединяет то, что золотые медали вы брали на первых своих Олимпиадах: вы в Афинах-2004 в 19 лет, а Салуквадзе в 19 - в Сеуле-1988. Чем это объясните? Может, ответственности меньше, когда тебя еще никто не воспринимает?
- У Салуквадзе в Сеуле было сразу две медали - золото и серебро. Когда ты едешь на первую Олимпиаду, тебя никто не знает, от тебя ничего не ждут, никто не может повлиять на твой результат. Присутствует азарт, голод, юношеский максимализм и момент спонтанности, что ли.
В Афины, конечно, я не ехала за медалью. В первую очередь мне было интересно посмотреть на саму организацию Олимпиады, побывать в Олимпийской деревне. Мама всегда меня учила ничему не удивляться и сохранять самообладание. Так что на старт я выходила относительно спокойной. Естественно, волновалась, но руки не тряслись, сердце не колотилось.
В финале сложился большой разрыв между первым и восьмым местом. И в финал я квалифицировалась с последнего, восьмого места. В какой-то момент поняла, что нужно просто стрелять. И надо же такому случиться, чтобы в том финале произошли три «перестрелки». За столько лет выступлений такого больше не повторялось.
В решающей «перестрелке» мне удалось победить югославскую спортсменку Ясне Шекарич, которую признали лучшим стрелком XX века. В Афинах я помешала стать ей двукратной олимпийской чемпионкой. Первое золото она взяла, вновь возвращаемся к Сеулу, в 1988 году (улыбается).
Долгое время она на меня обижалась, не здоровалась. Но сейчас вижу уважение с ее стороны. У нее так и осталась одна золотая медаль. Шекарич выступила на семи Играх и завоевала пять медалей. После Лондона-2012 ушла (интересно, что на Олимпиаде-1992 в Барселоне Шекарич уступила первое место Марине Логвиненко по дополнительному показателю в соответствии с существовавшим в то время регламентом (большее количество очков, набранных в финале. На Олимпиаде-2004 в Афинах Шекарич и Костевич набрали равное число очков по результатам турнира, и была устроена «перестрелка» за золото, в которой 19-летняя Лена оказалась точнее вдвое ее старшей 38-летней югославки (10.2 против 9.4) - Авт.).
- У вас больше осадок остался от Игр в Пекине-2008 или Рио-2016?
- От Пекина, наверное. Первое большое поражение, первое разочарование. Перед Рио-де-Жанейро у меня была затяжная депрессия. Я вообще не хотела приходить на тренировки. Работала с психологом, она мне сильно помогла. Во многом ее заслуга в том, что я продолжила карьеру после Рио.
- Всегда ли в стрельбе такие нестабильные результаты?
- Все зависит от эмоционального фона, формы твоей, естественно. Плюс обстоятельства никто не отменял: акклиматизация, соревновательная атмосфера, микроклимат в команде. Очень много составляющих влияет на итоговый результат.
- По ходу стрельбы вы ведь свои результаты знаете, и, если хорошо идете, руки не начинают дрожать?
- Когда много раз подряд попадаешь в десятки, то начинаешь задумываться. Задумываться вредно. На соревнованиях нужно выступать на автопилоте, но иногда включается голова. Она начинает думать, чего-то хотеть, а нужно быть здесь и сейчас. Увы, иногда не получается, и начинаешь входить в будущее, думать, что можешь что-то выиграть. Это мешает.
- Как объяснить то, что произошло с Сергеем Кулишем, выстрелившим в чужую мишень, когда медаль уже была в кармане? Вас когда-нибудь пуговица в самый ключевой момент подводила?
- В моей практике такого не было. Конечно, я следила за Серегой Кулишем. Мы с ним общались буквально перед финалом. Произошедшее - роковая случайность. До Кулиша такое случалось только с олимпийским чемпионом американцем Мэтью Эммонсом.
В 2004 году в Афинах, уже выиграв золото в стрельбе лежа, Эммонс уверенно лидировал в финале стрельбы из 3 положений. Перед последним выстрелом он опережал ближайшего соперника на 3 очка, что является очень существенным преимуществом. Для победы Эммонсу хватило бы выстрела на 8,0 очков, тогда как худший из его 9 финальных выстрелов до этого был 9,3. Последним выстрелом Эммонс вместо своей поразил соседнюю мишень австрийца Кристиана Планера и в результате получил за этот выстрел 0 очков, заняв последнее место в финале.
Самое обидное, что Кулиш был готов физически и психологически. Но в стрельбе из винтовки с 50 метров очень близко размещены мишени, и какие-то полградуса поворота корпуса могут осуществить выстрел в чужую мишень. Серега сконцентрирован на внутреннем состоянии, и просто не заметил, как совершил техническую ошибку.
После Олимпиады его долго преследовал этот промах. Я ему объясняла, что нужно и через такое пройти, и что он больше такой ошибки не повторит. Это уже вчерашний день, нужно об этом забыть и двигаться дальше.
Кулиш - успешный спортсмен. У него есть серебряная медаль Рио-2016. Уверена, он сделает правильные выводы и еще завоюет не одну медаль для Украины на Олимпиадах.
- Когда едешь уже на пятую Олимпиаду - эмоции притупляются?
- В моем случае - нет. Я так же, как и все, добывала лицензию. Последний год был трудный. Соревнования из-за пандемии не проводили, затем я пропустила 2-3 месяца тренировок. Потихоньку наращивала объемы, чередуя тренировки с отдыхом. Для меня такой опыт был новым на Играх. Поэтому рада не только бронзовой медали, но и четвертому месту в соревнованиях на 10 м.
- К чему тяготеете больше: к стрельбе из пневматического пистолета на дистанции 10 м или из пистолета с 25 метров?
- Мне легче дается спокойная, размеренная стрельба, но люблю все, даже боевую стрельбу. Удовольствие получаешь от разнообразия.
- Ваши две дисциплины сильно различаются, как в плавании - баттерфляй и брасс?
- Технически - да. Разный подход к старту, иной настрой, другая техника, оружие. Есть что-то общее в технике между «кругом» и пневматикой, но если говорить о «силуэте» - это совсем другая стрельба. Поэтому спортсменкам, которым хорошо удается «круг», не так хорошо удается силуэтная стрельба (по мишени, которая появляется) и наоборот.
- Где вы тренируетесь?
- Так как моя семья сейчас живет в Австрии, я чаще тренируюсь там. Иногда выезжаю на сборы со сборной. Сейчас нахожусь в Чернигове. Провела здесь пару тренировок.
- Насколько сильно на стрельбу влияет само оружие? И вы стреляете из отечественного ружья или импортного?
- У нас нет отечественного производителя ружья. Больше двадцати лет стреляю из пневматического оружия австрийской марки Steyr. Малокалиберные пистолеты у меня итальянского производителя Pardini.
Появляются новые модели пистолетов. Долгое время у меня был механический спуск, а последние лет пять предпочитаю электронный. К нему тоже нужно привыкнуть. Постоянно нахожусь в поиске, развитии. Ничего нет постоянного. Нет такого, чтобы одно оружие служило двадцать лет.
- Стандартный комплект амуниции для спортсмена уровня Костевич?
- Мне нужно 15 тысяч патронов и 20 тысяч пуль в год. Плюс мишени. Сейчас у меня в арсенале есть пару электронных мишеней на 10 и 25 м. Поэтому я не зависима от тира. Если тренируюсь в Австрии, то ставлю свои мишени, потому что для 25 м, к примеру, там только бумажные мишени. Мне нужно, чтобы все было точь-в-точь, как на соревнованиях.
Сам пистолет стоит от 2500 евро, это от производителя без растаможки. Мишени, по которым я стреляю, стоят от 5000 евро, это в зависимости от комплектации. Технические виды спорта - это всегда недешево.
- Со стороны выглядит так, что весь стрелковый спорт (не только в Украине) - это чисто дотационное мероприятие. Если ребенок захочет связать свою жизнь с профессиональным стрелковым спортом, какие у него финансовые перспективы?
- В нашей стране это возможно. У нас есть Министерство спорта и НОК, который обеспечивает всю подготовку. Понятно, что это касается не молодых спортсменов, а сборников. Все закупки идут через министерство. Молодые же спортсмены обеспечены экипировкой. Пока спортсмен не попал в сборную, конечно, дополнительные расходы ложатся на плечи родителей. Но сама стрельба в Украине остается бесплатной для детей. Однако если ребенка хотят стимулировать к высоким результатам, то приходится что-то докупать.
- Какие призовые у спортсменов-стрелков? Есть ли спонсорские контракты/показательные выступления?
- Показательных пока нет, а вот с отдельными фирмами, конечно, сотрудничаем. Сейчас в стрельбе избран новый президент Международной федерации ISSF. Он достаточно богатый человек. Премиальные за первое место на последних соревнованиях составили 15 тысяч долларов.
- Возможно ли, чтобы стрелковый спорт был основным источником заработка спортсмена, если он не топ и не стабильный участник европейских и мировых форумов?
- Если есть какие-то результаты, то жить можно. Не шиковать, но определенный достаток будет. В спорте ведущие спортсмены зарабатывают хорошо, но остальные спортсмены не получает этих бонусов, их достаток относительно скромный.
- У нас много олимпийских чемпионов. С кем близко дружите?
- Я прекрасно общаюсь с новоиспеченным олимпийским чемпионом Жаном Беленюком. С фехтовальщицей Яной Шемякиной также хорошо общаемся. Со всеми спортсменами отлично лажу, мы нечасто видимся. У всех заботы, семьи, соревнования и выступления.
- Жан Беленюк рассказал, что однажды в детстве за вечер сделал 5 тысяч приседаний. Тренер наказал за нецензурную брань. Как или чем вас наказывал тренер?
- Мы иногда можем пострелять на уборку гильз после тренировки. Или на мойку посуды. Но это больше на совместных сборах. Последние пять лет я тренируюсь отдельно.
- У вас муж - австриец. Как так вышло?
- Игорь - австриец украинского происхождения. Мы познакомились в 2006 году. Он дружил с нашими ребятами из сборной. Долгое время жили параллельной жизнью, особо не соприкасаясь. Только в 2014 году посмотрели друг на друга под другим углом. Мы вместе провели Новый год и с тех пор не расстаемся.
- Чем он занимается?
- Он работает в IT-сфере. Стрельба его хобби. Игорь член стрелкового клуба в Линце, где и я тренируюсь. Он владеет многими видами оружия, иногда участвует в любительских соревнованиях.
- Присутствие мужа на соревнованиях - помогает или наоборот?
- Мне очень важна его поддержка. Он был на чемпионате мира-2018 в Южной Корее, где я выиграла золото в пистолете на 25 м, и был со мной на Олимпиаде в Токио.
- У вас растет 4-летняя София. Не планируете увеличить состав вашей семьи?
- Я мечтаю о втором ребенке, но чуть позже. После Олимпиады в Париже-2024.
- Какое ваше жизненное кредо?
- Never give up (никогда не сдавайся). Будь собой и иди к своей цели.