Чемпион Европы, чемпион мира и олимпийский чемпион пловец Денис Силантьев рассказал "КП" в Украине" о своих взлетах и падениях, отчаянии и радости, которые помогли ему стать легендой украинского спорта.
- Денис, с чего начался ваш путь в плавание?
- Мне было около 6 лет. Я много болел, не полностью открылись легкие, и по совету врача меня отдали на плавание. Из группы более 30 человек я последний научился плавать, так как ужасно боялся воды. Но меня заставляли ходить до 7-8-го класса. Я прогуливал, уходил на борьбу, хитрил. Но однажды пришел домой с синяком под глазом и сказал, что все, на борьбу больше не пойду.
- Не сразу почувствовали свой талант?
- Далеко не сразу. На тренировках, на дорожке, всегда шел где-то в середине.
- А какой была первая победа?
- У нас проводился чемпионат бассейна, и на 50-метровке я кролем взял 3-е место. Ребята, те, которые выше и сильнее меня, получили по 5-6 медалей и грамот, а я лишь одну, но так радовался! Счастью не было предела.
- И потом поняли, что не можете жить без бассейна…
- Аппетит приходит во время еды - когда ты видишь результат работы… Я заканчивал школу, группу расформировали, а меня передали новому тренеру, Сергею Николаевичу Гусеву. Результаты пошли вверх, и к концу школы я уже поехал на юношеский чемпионат Европы, где стал вторым, хотя выступал с незалеченным переломом руки. После этого самому захотелось узнать, куда меня заведет спортивная дорога.
- Другие варианты, кроме спорта, рассматривали?
- В то время я ходил учиться в школу милиции, куда отбирали детей, работали с ними и развивали. Формировали своего рода резерв МВД СССР. У нас были удостоверения резерва МВД, такая красная корочка. И она давала определенные привилегии - бесплатно пройти в кино или на концерт. Когда я закончил 8-й класс, пришло время определяться - идти на оставшиеся два года в юридический или спортивный класс. С юридическим вышла заминка с документами, и я попал в спортивный. Эта заминка и решила мою дальнейшую судьбу.
- Ваша первая Олимпиада в 1996-м в Атланте. Помните?
- Да. На 200 метрах баттерфляем попал в финал и теоретически мог рассчитывать на одно из призовых мест. Решил на вечернем заплыве все делать точно так же, как утром, ту же разминку, те же движения. Но нервы помешали. Вышел на дистанцию взволнованным и пришел шестым.
- Сильно расстроились?
- Да, был большой стресс. Где-то неделю сидел дома, не мог прийти в себя. Был же нацелен на призы, а не получилось. Потом поговорили с тренером и придумали, как сделать так, чтобы стресс работал на меня, а не против. И решили участвовать в максимальном количестве заплывов. Я стал ездить по всем этапам Кубка мира, чтобы отточить все до автоматизма и избавиться от волнения. В итоге после пары первых гребков я уже чувствовал, на какой результат плыву.
- И это помогло на Олимпиаде в Сиднее в 2000 году?
- Я уже был уверен в себе и своих силах. К сожалению, не хватило трех десятых до первого места, но результатом доволен.
- После золота в 2004-м на чемпионате Европы в Мадриде у вас больше не получилось крупных побед. Почему?
- Начиная с лета 2002 года начал постоянно ухудшаться результат. Еще в 2004-м сумел выиграть чемпионат Европы, но Олимпиаду провел плохо. И задумался, не бросить ли спорт. Наверное, около трех лет вставал каждое утро и шел на тренировку, заставляя себя. Уверял себя: все, последняя тренировка и бросаю плавать. Приходил, плавал. Тренер, глядя на результаты, говорил: "Денис, давай ты недельку отдохни, пусть тебя попустит". Но не попускало, перерывы не помогали.
- И что потом?
- Жена Инна сказала, что я не могу все просто так бросить, а должен вернуться и быть на высоте. И тут мы переехали в 2007-м из Запорожья в Киев, и буквально за несколько месяцев тренировок я показал свой лучший результат, на который не выходил почти 5 лет. И в тот же год показал лучший результат в Европе и один из лучших в мире. Я даже отобрался на Олимпиаду в Пекин. А уже после этого закончил со спортом на позитивной ноте.
- Вам тогда было 32 года. Можно же было поплавать еще пару лет.
- Точно нет! Я, наоборот, перетянул даже. Для дистанции 200 метров баттерфляем требовалось очень много сил, выносливости. Появились молодые спортсмены, они быстрее восстанавливались, за ними было уже не угнаться.
|
- Почему так вышло, что после вас, Яны Клочковой, Олега Лисогора, Андрея Сердинова плавание в Украине сошло на нет?
- Новые спортсмены приходят с другим отношением к делу, они хотят много получить, но мало сделать. Когда становится тяжело, они особо не упираются. А для высоких результатов на тренировках нужно умирать. Самоистязать себя.
- Так стали бы тренером, научили бы нового чемпиона.
- Быть тренером - это тяжелая и неблагодарная работа. Молодых людей среди них почти нет. А мне в 32 года нужно было обеспечивать семью, чего на этой должности не добьешься.
- И все-таки что делать с плаванием?
- Нужно определиться, за чей счет оно должно развиваться, за деньги государства и налогоплательщиков либо переложить все на плечи родителей спортсменов. Есть несколько моделей развития спорта. Например, государственная, как в Китае, России и Беларуси, приносит множество медалей и побед на Олимпиаде. С другой стороны, Швейцария не сильна в спорте, но живут они благополучно. Потому нам нужно определиться, какие приоритеты мы ставим: комфортная жизнь граждан или спорт.
- Но есть и другие модели?
- Есть вариант США, где государство отстранилось от спорта и финансовые вопросы лежат на различных организациях, спонсорах и благотворительных взносах. Есть еще частично государственная, как во Франции, Германии, Англии. К примеру, во Франции на спорт выделено 200 миллиардов евро, из которых 70 миллионов - деньги государства, остальные - привлеченные средства.
- Но у нас же выделяют деньги на олимпийцев? В чем проблема?
- В нерациональном использовании имеющихся средств. У нас денег и так немного, но мы их тратим еще не туда, куда нужно. Если посчитать себестоимость нашей олимпийской медали, то она в разы дороже американской. При этом результат у них намного выше.
- Вы крестный отец сына Яны Клочковой. Часто с ними видитесь?
- К сожалению, давно не виделись. Даже не созваниваемся.
- Как познакомились со своей женой?
- В Запорожье, она работала в банке. Приехал по своим вопросам, а она мне понравилась. Я дождался ее после работы и предложил подвезти до дома. Обменялись телефонами и стали общаться. Мне это импонировало, она занималась бизнесом и торговлей, мы были из разных миров, потому хорошо друг друга дополнили.
Она, кстати, поначалу не знала, кто я, а у нее, оказалось, сын ходит в бассейн. Он уже вырос, женился, есть ребенок. Так что мы теперь с Инной дедушка и бабушка. Но я шучу, что я не дедушка, я муж бабушки (смеется).
- Хобби?
- Рыбалка и охота. Но уделяю этому немного времени, за год раза три-четыре на охоту и пару раз на рыбалку. На птиц ходил, на фазанов.
- Домашний любимец есть?
- У нас собака Локи. Порода редкая - голая мексиканская, одна из самых древних пород на земле. Локи очень хитрая, подвижная, веселая. Любит вытащить наши вещи из гардероба и потом на них лежит. Видимо, одна без нас скучает.
- Что вы себе пожелали на свой недавний день рождения?
- Чтобы опыт, который накопился за эти годы, я сумел правильно использовать в жизни. Самосовершенствоваться и не оставаться на достигнутом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Известный украинский пловец, а ныне депутат Верховной Рады Денис Силантьев считает, что личные амбиции руководства Федерации плавания мешают нормальной подготовке спортсменов