Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинский спортсмен, вылетевший из саней: "Это самая сложная трасса – и поэтому Олимпиада была очень интересной"

Украинский спортсмен, вылетевший из саней:
Фото: Андрей Мандзий. Фото: ОК Украины

"Жал на рычаги, как в последний раз"

Это именно тот спортсмен, который на трассе вылетел с саней, но умудрился запрыгнуть обратно, тем самым избежав дисквалификации. Шансы были утеряны – в итоге Андрей занял последнее, 40-е, место, что подпортило настроение в канун дня рождения.

- Впервые в жизни занял последнее место. Вообще-то рассчитывал на 15-20-е, а с падением – на 38-е, - рассказывает "КП" в Украине" Андрей Мандзий. – Я был уверен, что проеду хорошо, на этой трассе был в третий раз, перед этим все проходило без проблем. Вообще не ожидал, что такое может случиться, еще и на том месте – выше были сложнее участки. Но у спортсменов возникали проблемы именно там, и я даже подсказывал, что делать. Проехал второй, третий вираж, положил ниже голову, чтобы повысить аэродинамику, и меня кинуло в доли секунды. Так случилось, расслабился, сыграл роль человеческий фактор.

- Какие вообще впечатления от Олимпийских игр в Южной Корее? Организация хорошая или были недостатки? Как сама трасса?

- Олимпиада была действительно зимней и очень холодной – доходило до -21. Ни разу в прошлые годы не было таких температур. Организация хорошая, во время тренировочных сборов до трассы добирались полчаса, а во время Игр – за 6-10 минут. Хорошо поставлены маршруты. Трасса очень быстрая, как никогда. Одна из самых тяжелых трасс, но за счет этого Олимпиада была очень интересной. Если сравнивать с трассой в Сочи – там простые виражи, где нужно только правильно направить сани. А тут еще надо работать, жать рычаги управления, как в последний раз.

- Как отмечаете день рождения?

- Я очень не люблю праздновать день рождения, но накануне, в воскресенье 18-го февраля мама уговорила. Позвали родных, немного посидели. В понедельник уже не отмечали – первый день поста.

 

Только полозья – три тысячи евро

В Пхенчхан спортсмены прилетели заранее - 1 февраля, чтобы иметь возможность акклиматизироваться, ведь разница во времени составляет семь часов.

- Соревнования начинались вечером, поэтому спать ложились в час ночи, в 10 утра просыпались. Церемонию открытия пропустили – она поздно заканчивалась, а нам на следующий день нужно было выходить на старт. С питанием был полный порядок – еда на любой вкус, корейская, европейская, итальянская – разные виды пицц, восточная кухни. Даже мороженое было! Но корейскую экзотику я пробовать не рискнул – мне в такой ответственный момент неприятностей с отравлениями не надо. Но вообще ели все, что выглядело съедобно. 

Ранее в Интернете наделали шума откровения спортсмена насчет того, что он сам был вынужден мастерить свои сани - инвентаря от государства не дождался. Министерство спорта сразу же отреагировало и пообещало разобраться, а Андрею купить и передать современные сани. В ближайшее время он встретится с чиновниками.

- Мне купили полозья – они стоят 1200 евро, и металлические кронштейны, остальное искал и покупал за свой счет, - говорит Андрей Мандзий. – Во всех сборных сани делают тренера, но у нас они этого не умеют. Сани - основная составляющая успеха, поэтому значение имеет каждая деталь – угол заточки, угол кронштейна, все. У моего соседа есть деревообрабатывающая мастерская, у него я делал деревянные части, в Интернете нашел мужчину, который делал металлические детали, так все понемногу собирал и перед сезоном лепил в кучу. Не скажу, что мучился, я люблю этим заниматься, лучшие сани – это сделанные тобой. Например, россиянин Альберт Демченко всегда отдельно от команды делал сани, сам все разрабатывал и сразу пробовал на трассе, и показывал лучшие результаты. Производство саней есть в Германии, Латвии, Австрии, но они не быстрые. Чтобы сделать, как надо, нужно изучить много материалов. Я проклеиваю пробковое дерево, которое поглощает вибрацию, и едешь намного быстрее. Это как амортизатор в машине. Хорошие полозья стоят от трех до семи тысяч евро, там специальный металл с минимальным сопротивлением скольжению по льду. При СССР разработка таких металлов была секретной, их использовали в Министерстве обороны. Он очень твердый, тяжело найти людей, которые в нем понимают. Обработать его тоже непросто – час работы специального станка стоит от 100 до 500 долларов.

280 долларов на карманные расходы

В прошлом году Андрей Мандзий на сани потратил 1500 евро – покупал у другой команды полозья б/у, стоимость новых еще не подсчитывал. Это третьи сани, сделанные собственноручно. На игры выбрал менее быстрые, но более надежные сани.

- Так получилось, что деньги предусмотрены только на тех, кто попал в Олимпийскую программу, - отмечает спортсмен. - А кто не попал – или сидит дома и не едет, или делает сам и показывает результат. Я сделал такой выбор.

Чтобы попасть на зимнюю Олимпиаду, тернопольскому саночнику нужно было показывать хороший результат на пяти Кубках перед Новым годом и попасть в топ-40 спортсменов.

- У меня были лучшие результаты соревнований, чем у соперника, попавшего в Олимпийскую программу, и почему я не стоял программе – для меня вопрос, - говорит Андрей. – Мне помогла поехать федерация саночного спорта, оплатила проживание, выезд, но питаться пришлось, в большинстве, за свой счет. Обещали, что все возместят после сезона. Посмотрим. Всего мы получили по 280 долларов за Олимпиаду – это суточные за дорогу и "на карманные расходы" на Олимпиаде.

 После встречи с чиновниками Андрей Мандзий решит, оставаться ли в спорте.

- Посмотрим, какие будут перспективы. Есть предложения на работу тренеров в разных городах, директором спортшкол. Не буду загадывать, саночники спокойно катаются до 40 лет. Это самый честный спорт, где физическая сила не так важна. Главное – хорошие сани.

Новости по теме: Олимпиада-2018