"Шахтер" вновь оказался в эпицентре скандала из-за неопределенной позиции клуба по поводу войны на востоке Украины. "Горняки" всячески пытаются отстраниться от темы конфликта и разграничить футбол и политику, вот только такая позиция чемпиона страны, да еще и команды, которая сама бежала от войны в Киев, раздражает ее фанатов.
Накануне поединка четвертьфинала Кубка Украины против "Вереса" (4:0) в Харькове представители фанатских группировок Kharkiv City Patriots, донецкого The Club и организации националистов "Національний корпус" остановили автобус "Шахтера", вызвали игроков на разговор и поставили ультиматум: либо публичная поддержка украинской армии, либо билет в один конец до Донецка.
В фанатских кругах уже давно косо поглядывают на "Шахтер". А ультрас и вовсе открыто обвиняют "горняков" в отсутствии патриотизма. Возмущение растет с каждым новым "проступком" футболистов. То голкипер Андрей Пятов фотографируется с боевиками так называемой "ДНР" на блокпосту, то Тарас Степаненко едет отдыхать в аннексированный Крым, то Ярослав Ракицкий отказывается петь гимн Украины, а то и вся команда не поддерживает инициативу львовских "Карпат" выйти на матч чемпионата в футболках с надписью "Слава украинской армии" на груди. Последней каплей стал якобы отказ "Шахтера" поучаствовать в акции Федерации футбола АТО, посвященной 26-й годовщине основания Вооруженных сил Украины, и вывести на поле детей бойцов АТО в футболках "Мій тато - герой" и самим надеть экипировку федерации. Перед матчем 17-го тура УПЛ против "Олимпика" "горняки" якобы не пожелали облачаться в футболки, запретили то же делать соперникам, да еще и угрожали не выйти на игру. Несмотря на то что "Шахтер" официально опроверг слухи и даже попытался перенести вину за распространение ложной информации на "Динамо", терпение фанатов лопнуло.
Общаться с ультрас из автобуса "Шахтера" вышли лишь четверо игроков - Никита Шевченко, Андрей Пятов, Тарас Степаненко и Ярослав Ракицкий. Первый, правда, быстро скрылся, Ракицкий больше слушал и молчал, а вот Андрей и Тарас пытались донести до фанатов свою позицию, говорили, что поддерживают украинскую армию, помогают военным, просто не афишируют этого. Но собеседники футболистов хотели лишь одного - публичного проявления патриотизма: наденьте футболки, ребята! Степаненко пообещал. И уже перед матчем финала Кубка Украины команда поучаствовала в акции ФФУ в поддержку ВСУ. Федерация футбола Украины попросила команды-участницы четвертьфиналов вывести детей военных, которые служат в АТО, в футболках с надписью "Пишаємось. Вітаємо". Но "Шахтер" постарался и заготовил такие же футболки для всех своих игроков и соперников.
- Мне не очень нравится, когда людей делят на правильных украинцев и неправильных. То есть когда тебе говорят, что ты не надел футболку и за это тебя лишат гражданства или выгонят из страны, притом что я являюсь игроком национальной сборной Украины с 17 лет и пою гимн с 17 лет, - сказал после игры Степаненко. - Если рассуждать о патриотизме, то я как гражданин Украины получаю зарплату и плачу с нее налоги, которые идут на оплату труда наших военных, учителей, врачей, на то, чтобы строились дороги… И я думаю, что я один уплатил больше налогов, чем все "Динамо" (Киев) вместе взятое. Поэтому тут надо смотреть на патриотизм так: то ли купить футболку за 200 гривен, то ли уплатить налоги. Мы любим свою страну, защищаем ее цвета, и не надо из-за футболки делать нас изгоями общества.
Поддержал партнера по команде и Пятов:
- Фанаты не должны прикрываться патриотизмом, предъявляя претензии нам, футболистам, которые играют за сборную Украины. Мы доказываем своим делом на поле, какие мы патриоты. У нас каждый сам знает, кому и как помогать. И мы это делаем. Хочу, чтобы они не прикрывались своим патриотизмом и не лезли в футбол.
|
Вот только болельщики "Шахтера" не поверили в искренность футболистов. На матче с "Вересом" фанатская трибуна была пуста, лишь несколько человек вывесили баннер с надписью "Наше молчание - красноречивее, чем ваши пустые слова". А на фанатских пабликах обсуждают возможную встречу ультрас с руководством донецкого "Шахтера", чтобы таки получить официальное заявление о политической позиции клуба.