На ваши вопросы в понедельник 10 октября с 12.00 до 13.00 ответила руководитель Inter Media Group Анна Безлюдная
Стенограмма онлайн-конференции
- 20 октября "Интеру" исполняется 20 лет. Что бы вы пожелали имениннику?
- Это серьезная дата. Практически сразу после рождения страны родилось новое коммерческое телевидение. За первый год "Интер" стал первой кнопкой, таковой и остается. Поэтому желаю каналу сохранять наше лидерство.
- А вы когда на "Интер" пришли?
- Впервые - в 1997 году, руководила новостями. Во второй раз пришла уже в качестве генпродюсера в январе 2007-го, а в феврале 2013 года - в качестве руководителя группы.
- Как будете отмечать юбилей?
- В эфире, мы хотим праздновать с нашими зрителями. Потому что не было бы миллионов наших зрителей - не было бы "Интера". Мы помним об этом каждый день.
- Что бы вы пожелали своему зрителю?
- Хочу поблагодарить зрителей и пожелать, чтобы все слушали только себя, имели свое мнение. Чтобы для каждого была своя программа. Чтобы зритель в определенные моменты относился к нам снисходительно: мы тоже люди, и 24 часа в сутки непрерывного вещания не всегда позволяют создать гениальный продукт. Но я бы хотела, чтобы зритель "Интера", в первую очередь, знал, что мы всегда абсолютно искренни, откровенны с ним и делаем только то, во что верим. Все, что делает "Интер", мы чувствуем так же, как и наши зрители, и способны им это отдать в виде телевизионных проектов, поскольку это наша профессия. В общем-то, зрители - это наши единомышленники, мы друг друга находим через телеэкраны. Я бы хотела, чтобы это и сохранялось. Мы благодарны миллионам зрителей, рады высоким рейтингам, за которыми – живые люди. Этот юбилей – наш общий!
- На канале появилось много сериальных премьер. Украинский продукт набирает обороты?
- Мы довольны нашим сериальным производством. Наш сериал "Спросите у осени", который вышел в эфире в прошлом сезоне, стал лучшим сериалом весны на украинском ТВ. На собственное производство у нас большие планы и планы на наших партнеров, особенно на украинские продакшны – Star Media, Film.ua, компанию Ирины Зари... Мы за совместное производство с разными компаниями, с зарубежными, в том числе – с российскими. Надеюсь, законодательно будут созданы благоприятные экономические условия для сьемки сериалов именно в Украине, и тогда можно рассчитывать на развитие.
- Нашими сериалами интересуются другие страны, кроме России?
- Да. Покупают Израиль и Казахстан.
- "Интер" показывает старые добрые фильмы. Но почему в этом году ни один телеканал не показал "Иронию судьбы…" или "Человека с бульвара Капуцинов"?
- Потому что телеканалы соблюдают закон. К сожалению, эти фильмы запрещены на данном этапе к показу на украинском телевидении. Есть закон "О защите информационного пространства" и так называемые "черные списки", куда внесли 83 фамилии актеров, режиссеров… Надеюсь, через время наступит какое-то отрезвление и все запретные списки будут отменены. Я всегда выступала и выступаю против запретных списков и вообще против запретов. И многие мои коллеги против запретов. Поскольку рынок сам лучше регулирует свое развитие, и зритель сам определяет, что он будет или не будет смотреть.
- Периодически "Интер" упрекают в том, что во время своих концертов вы показываете "неправильных" артистов: Али Лорак, Таисию Повалий… Но вы принципиально их продолжаете снимать. Почему?
- Мы снимаем всех наших звезд. Ани Лорак и Таисия Повалий - одни из лучших украинских артистов. Почему мы не должны их снимать, если их любят и слушают миллионы?! Мы снимали и будем снимать всех украинских артистов, которых наш зритель любит и хочет видеть.
- А что показывают рейтинги?
- Рейтинги показывают, что мы абсолютно правы. Например, концерт "Украина от А до Я", который мы сделали к 25-летию Независимости Украины, стал лучшим музыкальным событием года, получив долю почти 30%. У концерта к 9 маю - доля 26%, он стал лучшим телесобытием праздничного дня. Если перевести на простой язык, каждый концерт смотрели порядка 10 миллионов человек. Вот ответ на вопросы, правильно или неправильно. Я вообще не сторонник оценочных категорий. Необоснованная агрессия и уверенность в собственном мнении очень вредит, в том числе и телевидению. Это как болезнь. Рассчитываю, что со временем она пройдет.
- По вашему мнению, почему одних украинских артистов, которые выступают в России, вообще не трогают "активисты" и пользователи соцсетей, а других "разрывают на куски", обвиняя во всех грехах?
- "Активисты"... Кто эти люди? У нас сейчас настолько перепутана реальная и виртуальная реальности, что иногда мы не понимаем, о чем говорим. Какие-то люди занимаются травлей определенных украинских артистов. Почему они это делают? Не миллионы зрителей этим занимаются, а какие-то отдельные люди, которым что-то где-то показалось. Да, есть разные мнения. У меня тоже есть свое мнение, может, более категоричное, чем я сейчас высказываю, так как мы общаемся в формате публичного интервью. Это мое субъективное мнение, которое я могу сказать своим друзьям, близким. Надо это четко разделять. Создается впечатление, что эти люди (я, правда, никого не хочу обидеть) - сами неудачники в профессии и хотят, условно говоря, кого-то загнать за Можайск. Кто-то кому-то завидует на протяжении 15-20 лет, и пришло время поквитаться. Смотрится это недостойно и низко.
Что такое "артист"? Это тяжелая профессия. Мы же видим только картинку на сцене, все рукоплещут... А человек постоянно в поездках, на гастролях... Это огромная эмоциональная отдача. Попробуй, повыходи каждый вечер на сцену! И на этом фоне что-то кому-то не нравится, кто-то решает, где кому выступать. Это абсурд. Если люди слушают – пусть артист поет.
- На Новый год что-то уже готовите?
- Новогодний огонек, конечно! Этот жанр любит наш зритель. Но на этот раз это будет модный и нестандартный огонек. Будет много премьер: Светланы Лободы, Макса Барских, Никиты Алексеева, Ирины Билык, Натальи Могилевской… Увидите!
- На 9 Мая "Интер" выпустил концерт и поддерживал акцию "Бессмертный полк", а потом транслировал Крестный ход. Другие этого не делали. Означает ли это, что вы в оппозиции к остальным?
- Это означает, что "Интер" отражает позицию и взгляды миллионов зрителей, миллионов граждан Украины. Когда мы видим ветеранов у нас на концертах, это дает уверенность в своих силах, в том, что нужно эту позицию держать и сохранять, несмотря на какие-то другие взгляды. Надеюсь, со временем люди успокоятся, что-то переосмыслят, нельзя так рвать свое прошлое. Это абсолютно бесчеловечно, с моей точки зрения.
И идею Крестного хода мы поддержали, поскольку мы в это верим, разделяем эти убеждения. Люди молились о мире. Мы считаем, что во многом это событие способствовало и способствует пониманию наших людей сейчас, несмотря на какие-то разногласия исторические, политические… А вера – над всеми этими разногласиями. Церковь сохраняет традиции, это очень важно для человека. И, невзирая на свои взгляды, если ты искренне веришь, ты всегда способен понять и простить.
- По вашим наблюдениям, какие ценности интересуют людей, что зритель охотнее смотрит сейчас?
- Зрители стали смотреть новости и информационные программы хуже. Можно по-разному это объяснять, но зрители устали. Жизнь и так чрезмерно политизирована. При этом люди прекрасно смотрят сериалы, как и раньше. Прекрасно смотрят развлекательные программы, например, "Добрый вечер на "Интере". Некоторые мои коллеги опасались: вдруг зрители канала его не воспримут, ведь шоу достаточно молодежное. Но цифры растут от субботы к субботе. Очень хорошо смотрят концерты - раньше так не смотрели!
О БОКСЕ
- Говорят, Тайсон Фьюри прекращает карьеру. Так будет или не будет бой Кличко-Фьюри?
- Дважды мы ожидали этот поединок, дважды дата переносилась. С Фьюри боя не будет. Но это не означает, что не будет боя Владимира Кличко. Мы его ожидаем предварительно 10 декабря. Это будет чемпионский бой.
- Вы сами смотрите бокс?
- Да, конечно (улыбается).
- Один из читателей нам написал, что через программу "Жди меня. Украина" нашел боевого товарища, с которым воевал в Афганистане. Работа – не из легких. Сколько людей трудится над тем, чтобы найти других людей?
- Лучше я вам назову другие цифры: благодаря проекту 200 человек находятся еженедельно. Это огромная цифра! Это же международный проект: он есть в России, Украине, Армении, Казахстане, Молдове. Я очень люблю этот проект и счастлива, что наш зритель нашел своего товарища. Программе исполнилось уже 15 лет. И все эти годы ведущие – Жанна Тихонова и Анатолий Бондаренко. Причем Толя не просто ведущий. Он - идейный вдохновитель и руководитель "Жди меня. Украина". Это не просто ТВ проект, это то телевидение, которое выходит за рамки эфира и реально делает людей счастливыми.
- Интерес к социальным шоу не пропадает?
- Наоборот. "Касается каждого" - наш самый рейтинговый проект.
- Люди готовы пропускать через себя чужое горе?
- Получается, что да. Для меня, в свое время, это было открытие и откровение, что, несмотря на все обвинения, которые звучат в адрес нашего общества в агрессии и неприятии, в целом люди – добрые, отзывчивые и сострадательные. Поэтому проект "Касается каждого" и успешен, он уже три года в эфире. У Андрея Данилевича очень тяжелая работа. Его рабочий день - 15 часов на ногах, потому что пишется подряд несколько выпусков. Но зритель не видит его усталости, потому что Андрей всегда улыбается, поддерживает наших героев, находит для них нужные слова. Благодаря этому проекту мы вместе со зрителями помогли большому количеству людей, например, найти деньги на операцию, восстановить справедливость, вернуть ребенка...
- Как зрители реагировали на блокаду "Интера"?
- Хотели идти нас защищать. Звонили, писали, были активно настроены. Для нас очень важна эта поддержка, спасибо им огромное. Но мы сказали, что сами разберемся, это не должно перерастать в масштабные конфликты.
- Сейчас какая ситуация?
- Мы написали по факту поджога и блокирования суммарно 24 заявления: в МВД, СБУ, Генпрокуратуру… Возбуждено уголовное дело. На прошлой неделе Шевченковский суд принял решение, чтобы СБУ расследовало это дело как террористический акт. И мы считаем, что это правильно. Для меня очень важно, будет ли расследовано это дело или нет. Я считаю, что это один из индикаторов здоровья нашего общества, которое, судя по всему, больнО, но хотелось бы понимать, насколько. Если расследование будет закончено профессионально, будут найдены виновные, наказаны, значит, есть надежда на выздоровление. Если нет – значит, нет.
- Было обращение "Интера" к президенту, он ответил?
- Было публичное обращение – была публичная реакция. Президент осудил, как вы знаете.
- Какими, на ваш взгляд, сегодня должны быть новости? Каковы главные критерии современных новостей?
- Новости во все времена и на любых каналах должны соответствовать профессиональным критериям. И этого достаточно. Каждый журналист должен помнить, что не бывает объективной журналистики: мы все люди, и в любом случае позиция субъективна. Но если ты профессиональный журналист, ты должен четко понимать, что ты - не прокурор, не судья, а журналист, и не путать эти функции у себя в голове. К сожалению, украинская журналистика грешит этой проблемой, когда журналист считает, что может всем давать оценки, задавать любые вопросы, даже неделикатные, даже переходя черту только потому, что он журналист. Иногда журналисты задают вопросы, которые даже психологи на закрытом сеансе не позволят себе задавать… Если журналист образован и начитан, если понимает, что его функция задавать вопросы, а не навешивать ярлыки, тогда мы имеем профессиональные новости.
- В чем состоит функция украинского телевидения в наше время – образовывать, развлекать, информировать?
- Наше время нам кажется каким-то особенным: просто мы в другие времена не живем. Функции телевидения не меняются – все перечисленные. А вот одна из особенностей телевидения – это эффект сопричастности, о котором я часто говорю. Мы как телевизионщики должны делать все, чтобы максимально часто зритель это чувствовал – сопричастность общему событию, радости, проблеме…. Разрозненность, агрессия, которая присутствует в обществе, кем-то навязывается, она может быть нивелирована такой вот позицией телевидения. Когда ТВ поднимается над схваткой, дрязгами и в эфире людям показывается что-то хорошее, какие-то их светлые черты души и характера. В первую очередь ТВ дает эмоцию, а потом уже информацию.
- Каким может быть ТВ через 10-20 лет?
- Думаю, будет активно развиваться интерактивная связь со зрителями. Мне кажется, эффект соцсетей в ТВ еще не изучен. И тот, кто уделит этому наибольшее внимание, будет первым в каких-то совершенно новых форматах. Пока мы просто это нащупываем. Безусловно ТВ – это в первую очередь ТВ прямого эфира: огромные события, которые проходят на глазах миллионов людей. Это тот эффект присутствия и сопричастности, которые не даст интернет. И поэтому, считаю, интернет никогда не заменит телевидение, это разное.
- Если вспомнить за 20 лет самые яркие проекты на "Интере" – что это было?
- Телевидение быстро меняется, и то, что было круто 10 лет назад, сегодня мы можем воспринимать с иронией. Но, с точки зрения значимости, была программа "Шанс", благодаря которой состоялось много артистов: Виталий Козловский, Мила Нитич, группа "Авиатор". Безусловно, это проект "Великие украинцы", снятый нами по британскому формату. Тогда мы впервые задумались, что такое наша история, какие наши корни, какими людьми мы гордимся, на кого хотим ориентироваться. Тогда великим украинцем №1 стал Ярослав Мудрый. Что меня радует и сегодня.
Концерты из современной жизни "Интера" – тоже яркие события, которые необходимы зрителям. Очень успешный проект "Утро с "Интером"…
- Кстати, про "Утро с "Интером". Оно стало более информационным, нежели развлекательным. Означает ли это, что люди все же больше следят за новостями и меньше хотят развлечений?
- Это означает, что люди с утра хотят знать новости, а вечером развлекаться (смеется). Именно новости, а не трактовку новостей. Смею надеяться, что "Утро с "Интером" достаточно профессионально работает в таком жанре: после обновления у него выросли цифры.
- У вас не возникает ностальгии, не хочется взять микрофон и снять сюжет?
- Нет. Я настолько интегрирована в производство многих проектов, что, можно сказать, я с микрофоном хожу с утра до вечера.
- Чего не хватает украинскому телевидению для развития?
- Не хватает осознания ответственности и масштаба. Ответственности личной. Нужно уметь подниматься над ситуацией, не становиться на одну из сторон войны или конфликта. По сути, у нас сейчас часто ТВ становится стороной конфликта. И в силу того, что ТВ имеет огромную возможность увлекать за собой людей (эфир смотрят миллионы), то нужно помнить о своей ответственности и понимать, во что ты вовлекаешь зрителя. Ты можешь занимать какую-то позицию, но если ты с собой на войну ведешь еще миллион человек – это серьезно. Нужно чуть тормозить и не заходить за черту только потому, что у тебя есть эфирные возможности.