На ваши вопросы во вторник 27 сентября с 13.00 до 14.00 ответил директор телеканала "Украина" Евгений Лященко
Стенограмма онлайн-конференции
- Новый телесезон уже стартовал. И наш традиционный вопрос - как будете удивлять зрителя?
- Проектами собственного производства. Свой телесезон мы начали с сериала "Певица". Показали наш первый праймовый детективный сериал "Тройная защита".
Сейчас идет новая 32-серийная медицинская драма "На линии жизни". Надеюсь, эта картина откроет новую страницу в украинском кино.
FILM.UA специально для нас снимает продолжение сериала "Черговий лікар" на украинском языке.
- Удается ли вам продавать сериалы собственного производства, они окупаются?
- Они не окупаются в любом случае. Рекламный рынок, который продолжает оставаться основным источником доходов для медиагрупп, упал ниже психологической отметки. Зарабатывать пока рано. Без ко-продакшена и возможности продавать продукт в другие страны - развивать собственное производство бесперспективно.
Есть страны СНГ, которые готовы покупать контент, потому что он ментально и художественно им подходит. Но если мы берем Казахстан, Беларусь, Прибалтику, то они готовы платить за него копейки. Например, Казахстан - десятую часть от стоимости производства, Беларусь и Прибалтика - сотую. Основным рынком всегда была Россия.
- Что касается кино, какие истории, темы, героев сейчас хотят видеть ваши зрители?
- Сейчас мы вернулись к тем же потребностям зрителей, которые были до начала военных действий в Донбассе. Они, конечно, где-то подкорректировались, но женщины хотят видеть мелодрамы, а мужчины - детективы или экшен. Если это детективная мелодрама, то ее смотрят и мужчины, и женщины. Зритель готов смотреть и украинский контент, но главное - чтобы он был качественный и понятный.
- Сколько времени должно пройти, чтобы сериалы собственного производства окупались?
- Я бы не хотел давать прогнозы. В собственный контент нужно вкладывать здесь и сейчас. Платить частями, как платишь за чужой, в течение трех или четырех лет, невозможно. С другой стороны, хороший собственный контент ложится в библиотеку, и через 2-3 года он будет дешевле по сравнению с закупным. Но дальше возникает вопрос: какой процент проектов будет успешным и сможет лечь в библиотеку? Ведь покупая готовый контент, ты его видишь, можешь угадать с аудиторией. Что получится из собственного производства, предугадать невозможно. Плюс рынок кинопроизводства только перезагружается.
- Но вы рискнули снять сериал "Черговий лікар" на украинском языке. Это совсем не коммерческий проект?
- Да, продажа этого сериала в другую страну маловероятна. Формат можно оформить и продать, но это другие, совсем небольшие деньги. "Черговий лікар" - это был эксперимент, важно было понять, как зритель в разных регионах Украины относится к украинскому контенту. Исследования показали, что хорошо. Поэтому мы начали снимать уже второй и третий сезоны.
- Какие ваши сериалы самые успешные?
- "Дворняжка Ляля", "Джамайка", которые снимал наш собственный продакшн "Фронт Синема". Сериалы, снятые по адаптированному корейскому формату: "Спасти босса", "Королева игры". Нас очень порадовал показателями "Черговий лікар". И вообще медицинские драмы украинские зрители очень любят. Надеемся, что и "На линии жизни" придется всем по вкусу.
- С момента запрета российского телепродукта и появления черных списков прошло два года. Помогло ли это нашему ТВ?
- Не считаю, что политика запретов что-то стимулирует. Стимулируют возможности, новые рынки, новые перспективы. Например, поддержка кино с точки зрения льгот, которые привлекут сюда идеи, деньги, команды. И в новом законе о господдержке кино прописаны налоговые и финансовые льготы для потенциальных коммерческих иностранных инвесторов. В этом я вижу перспективу.
Запреты же сыграли свою роль с точки зрения передела и сегментации рынка, установления более-менее понятных базовых правил по нацбезопасности, но больше от них ничего ждать не стоит.
Если говорить о международном партнерстве, то продюсерам интересно снимать тот контент, который они могут продать куда хотят. И запреты ничего хорошего не принесут.
- Сейчас на медийном рынке какое-то непростое время. Последние события вокруг "Интера", скандал с "Кварталом 95". В прошлом году ваш офис тоже заливали кровью. На ваш взгляд, кому это выгодно?
- Все очень смешалось. Где-то это выгодно конкурентам, где-то - это выплеск энергии радикально настроенного общества, где-то - следствие перегибов в целом в политике, которая касается медиагрупп. Уровень напряжения достаточно высок. Но я не могу таким проявлениям находить объяснение.
- На ваш взгляд, в современном мире телевидение - это искусство или инструмент для манипуляции?
- Телевидение - это то, чему верят. Независимо от того, что показывают. Люди хотят кому-то верить. Зачастую - даже абсурду. Поэтому часто ведутся на манипуляции. А степень влияния ТВ на массы - огромная. Для меня же ТВ, в первую очередь, - это бизнес, и мое стремление - сделать канал максимально прибыльным и эффективным.
- Ваш сериал "Не зарекайся" критиковали за "неправильно" показанные нюансы о военных действиях в Донбассе. Ваш новый сериал "На линии жизни" тоже касается темы войны. Не боитесь вновь поднимать эту тему?
- В целом в "Не зарекайся" не было ничего плохого. Было несколько моментов, которые вызывали вопросы, и мы на них обратили внимание. Но творчество - это творчество.
Герои сериала "На линии жизни" живут в наше время. И, прежде всего, это мелодрама о человеческих судьбах и любви. Там нет политики.
- Смотрели ли этот сериал эксперты Госкино? Дали добро?
- Эксперты Госкино последние несколько недель его смотрели.Начиная съемки "На линии жизни", мы понимали, что производство контента, основанного на сегодняшних реалиях, может вызывать двоякое отношение или реакцию. Мы много поработали с экспертами, критиками, военными. Показывали им сериал и собирали отзывы, что им нравится, не нравится, что могло их задеть… К счастью, критики мы не получили. Наоборот, все, посмотрев сериал, высоко оценили нашу работу. Это абсолютно украинский сериал с нашими героями. Я буду очень удивлен, если кто-то попытается кинуть камень и в эту картину.