Хватит ли субсидий на всех? Планируется ли повышение пенсионного возраста в ближайшее время? Удалось ли вывести зарплаты из тени?
Стенограмма прямой линии
- Планируется ли повышение пенсионного возраста в ближайшее время?
- В программе правительства пункта о повышении пенсионного возраста нет. И в ближайших планах правительства, президента, Верховного Совета так вопрос не стоит.
- А в ближайшее время – это год, два или несколько месяцев?
- Речь идет о том, что программа правительства, которая утверждена Верховным Советом (ВС), рассчитана на всю каденцию ВС. У ВС каденция заканчивается в 2019 году. Поэтому на этот период правительство не рассматривает варианты повышение пенсионного возраста.
Проблема в другом – у нас имеется дисбаланс в системе пенсионного обеспечения. Если посмотреть на ту ситуацию, которая сегодня в пенсионном фонде, то я бы ее характеризовал как очень сложную. Из 257 млрд грн , которые нужны пенсионному фонду на год для выплаты текущих пенсий, 112 пенсионный фонд собирает от единого социального взноса и 145 млрд грн он получает из государственного бюджета Украины.
Причем резкое падение собственных доходов пенсионного фонда произошло в этом году в связи с решением о снижении ставки единого социального взноса с 38% до 22%. Нас убеждали, что если снизить ставки налогообложения, то соответственно их станет платить выгодно, и предприниматели их заплатят. К сожалению, адекватного роста заработных плат на сегодняшний день не произошло и у нас ситуация в пенсионном фонде очень и очень сложная. Но несмотря на это правительство не рассматривает пока варианты повышение пенсионного возраста.
- Налог отменили для тех, кто получал пенсию свыше 3 прожиточных минимумов, но не больше 10740 гривен. Но налог не отменялся с тех пенсионеров, которые являются работающими, т.е. там налог 15%, он пока остается.
Вы абсолютно правы, что это списки были раздуты, например, в этом списке №1 числилась такая должность как рабочее место директора шахты. При всем моем уважении к труду руководителя шахты я слабо себе представляю, что 80% рабочего времени он проводит в забое. Я думаю, что он не в забое работает, у него рабочее место находится на поверхности, но тем не менее они тоже имели право на льготное пенсионное обеспечение. Сейчас эти списки пересмотрены, соответственно очень многие профессии оттуда были изъяты.
Но в целом проблема остается не только в том, что люди получается уходят раньше. У нас средний возраст, кстати, выхода на пенсию мужского населения Украины 49 лет. Проблем еще в том, что до достижения пенсионного возраста предприятия должны за этих людей платить пенсионному фонду. Т.е. пенсионный фонд платит им пенсию, а предприятия должны возмещать разницу до того, как человек достигнет пенсионного возраста. Так вот сейчас эти предприятия задолжали пенсионному фонду 8 млрд грн. Это очень большая сумма.
Моё мнение - подходы к пенсионному обеспечению для всех граждан Украины должны быть одинаковыми. И пенсия должна зависеть только от двух вещей – страхового стажа и размера взносов страховых, которые человек делает в пенсионный фонд. Но у нас часто получается картинка следующая, давайте отменим льготные пенсии и спецпенсии судьям, прокурорам, нардепам и прочее, к стати, я с этим полностью согласен и это уже сделано. Но в то же время, когда приходят определенные группы населения и говорят – а нам, пожалуйста, специальную пенсию, потому что мы заслуженные перезаслуженные.
Тут нужно определиться. Либо всем одинаково, либо давайте будем каждой категории работников устанавливать спецпенсии. Я, например, за первый вариант, все перед законом должны быть равны и пенсии должны зависеть только от этих дух факторов, а не от места сидения, должности, профессии, статуса и т.д.
- Как ведется учет переселенцев сейчас? К концу марта этого года в ГСЧС сообщали о 1 миллионе 27 тыс. 728 человек, а ваше ведомство о 1 млн 747 тыс. 457 человек. Как может быть погрешность в 700 тысяч?
- Для того, чтобы разобраться с количеством внутренне перемещенных лиц, созданный единый государственный автоматизированный реестр. До 1 августа он имеет региональный аспект измерения, т.е. есть в каждой административно территориальной единице, где работает орган социальной защиты, есть свой реестр. С 1 августа он будет единый по всей Украине.
Сколько среди этих людей зарегистрированных как внутренне перемещенные лица являются реальными людьми, которые соответствуют этому статусу, мы будем знать точно в декабре, когда произойдет полная инвентаризация списков. Тогда мы будем четко видеть, кто является внутреннее перемещенным лицом, а кто не является.
Были приняты соответствующие постановления правительства 8 июня №352 и 365, сейчас органы социальной защиты встречаются с людьми, смотрят, как они живут и по первым результатам, скажем, по Донецкой области проведено 36% лиц, которым будет прекращены выплаты, половина из них внутренне перемещенными лицами не являются. Поэтому окончательная цифра будет известна только в декабре.
- Если говорить о переселенцах, то база единая автоматизированная всеукраинская заработает с 1 августа. она уже практически на выходе и скоро будет работать. Но это никак не связано с размером выплат. Потому что если мы говорим о выплатах, которые идут переселенцам, то они такие же, как и для всех граждан Украины.
Единственная специфическая помощь, которая оказывается переселенцам – это помощь внутренне перемещенным лицам, ее размер действительно не пересматривается, 884 грн на нетрудоспособное лицо и 442 грн на человека трудоспособного возраста. На сегодня пока не планируется повышение именно размеров этой помощи. Что касается всех остальных, то в связи с повышением прожиточного минимума размер этих видом помощи тоже будет расти.
- А когда неизвестно?
- С 1 декабря запланировано повышение. Сейчас мы готовим пакет предложений о повышении стандартов немножко раньше. Как только будут внесены соответствующие предложения, мы их тогда более детально рассмотрим.
- У нас получилось, что в течение двух лет, пока идет АТО, все проблемы внутренне перемещенных лиц решало Минсоцполитики. Хотя далеко не все вопросы находятся в нашей компетенции. Проблема переселенцев не оканчиваются на проблеме соцвыплат, у них есть проблемы жилья, медицинской помощи, определения детей в детсады, школы, трудоустройства и т.п.
Учитывая, что ситуация затягивается, что быстрого разрешения проблемы на востоке Украины не будет, следствием осознания этого факта стало создание Министерства по делам оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц. Оно сейчас только начинает свою работу, но, в принципе, вопросы касающиеся в том числе жилья, будут решаться именно этим министерством. Минсоцполитики жилищные вопросы переселенцев не решают, это вне его компетенции.
- Естественно контролирует, только не нужно передергивать. Речь идет о том, что проверяют не место жительства человека, а идет физическая верификация лица, потому что платить любые соцвыплаты нужно тому лицу, которому они предназначаются. Я не буду рассказывать о многочисленных фактах, которые нам сообщают СМИ о задержании лиц, которые сделали своим прибыльным бизнесом пенсионные выплаты, когда с сумками задерживают людей на линии пересечения, которые везут карточки, по которым потом они снимают деньги, а потом они с этими деньгами возвращаются на неподконтрольную территорию. Я, например, не уверен, что эти деньги попадают тем людям, которые отдали эту карточку.
Кроме того, пенсионер, который живет в Донецке или Луганске, - особенно, если это человек пожилого возраста, простите, может умереть, как в этом случае прекратить выплату по такой карточке. Поэтому, когда мы говорим о контроле за выплатами, то этот контроль жизненно необходим. Миллиарды у нас идут на подконтрольную территорию, мы даже не уверены, что эти деньги попадают тем людям, которым они предназначаются.
Поэтому все, кто выступает против контроля, они это прекрасно понимают и говорят о том, что есть проблемы.
Я вернулся из Краматорска несколько дней назад, меня удивило несколько вещей. В городе 200 тыс населения, 70 тыс переселенцев находится в реестре, из них получают соцвыплаты реально 10 тыс человек, что делают еще 60 тыс пока неизвестно, пока разбираются органы социальной защиты. При этом сравните две цифры, Винница – 400 тыс население, 142 человека работает, 40 мест на приеме ежедневно; Краматорск – 200 тыс население, 159 работников, 10 мест на приеме ежедневно. Проблема в низкой, неправильной организации в работе по приему граждан. Я для того и выезжал, чтобы увидеть собственными глазами проблему. Мы сейчас готовим целый ряд нормативных документов для того, чтобы правильно организовать прием этих граждан. Но
В целом проблема может решена тогда, когда на востоке будет мир, когда люди вернутся к своему месту жительства, когда у них нормально будут функционировать органы власти на местах, в том числе пенсионный фонд, органы соцзащиты и когда будут перечисляться нормально деньги, люди их будут просто получать. Вот этого мы хотим больше всего.
- Можете не волноваться, субсидий хватит на всех. Все граждане, которые имеют право на субсидии, ее получат. Основанием для отказа является только лишь одноразовая покупка товаров, предметов, услуг, кроме медицинских на сумму, которая превышает 50 тыс грн. И второй вариант отказов, если ваши доходы превышают допустимый уровень. Если стоимость жилищно-коммунальных услуг в рамках норм потребления меньше, чем обязательный платеж, вам тоже субсидию не назначат. Это касается только богатых людей, у которых доходы высокие. Если ваш обязательный платеж меньше, то разница между стоимостью жилищно-коммунальных услуг и обязательным размеров платежа будет эта самая пресловутая субсидия.
Сейчас у нас порядка 5 с половиной млн на 1 мая было субсидиантов, мы прогнозируем сейчас, что в связи с повышением тарифов количество людей, которые обратятся за субсидией, на 30 апреля 2017 года будет около 9 миллионов. В этом году на субсидии выделено 40 млрд грн из бюджета.
Для сравнения в 2014 году для прямой дотации Нефтегазу было выделено 114 млрд грн. В ценах 2016 года это 170 млрд грн. Т.е. разница почти в 130 млрд. Это была цена поддержки всех, в том числе тех, кто не нуждается в таковой поддержке. Эти деньги изымались из бюджета, они не доходили ни до медицины, ни до образования, ни до дорожного хозяйства, ни до соцзащиты. Сейчас в результате адресной помощи его сумма всего лишь 40 млрд грн. Ее должно по нашим расчетом, расчетом Минфина, хватит для того, чтобы обеспечить всех граждан этой социальной помощью.
- По сути 130 млрд это экономия?
- Это плата за популизм.
- Обратиться за жилищной субсидией, независимо от того, где вы проживаете в квартире или общежитии, если у вас есть договор жилищного найма, т.е. грубо говоря, вы оплачиваете жилищно-коммунальные услуги, находясь на законном основании в этом помещении, вам субсидия обязана будет назначена, исходя из социальных норм потребления.
- Я зарплату получаю 4 тыс и субсидии уже не дают, у меня ребенок.
- Если у вас 4 тыс зарплата и ребенок у вас, то ваша зарплата делиться на двоих, если ваш ребенок не имеет доходов, это значит, что грязными у вас 2 тыс, а субсидия назначается не с грязной зарплаты, а с чистой зарплаты, т.е. зарплаты без налогов, которую вы тоже платите.
- Я подавала на субсидию, мне назначили субсидию 37 коп.
- Это на летний период вполне может быть, но на зимний период, когда будет отопление по новым тарифам, я думаю, что у вас субсидия будет гораздо больше.
- Опять надо подавать?
- Нет, не надо. Уже ваше дело там, вам автоматически пересчитают в октябре.
- На самом деле субсидия автоматически пересчитывается. Если бы у вас была в зимний период субсидия, в летнюю не получается, то вам не нужно идти второй раз, вам на зиму опять пересчитают. Но если у вас в зимний период с субсидией не сложилось, тогда вам в следующий раз придется обращаться. Т.е. все, кто получали субсидию в зимний период, а в летний не получилось, им идти не нужно, им пересчитают в октябре, и они автоматически получат расчет субсидии. И вообще субсидия сейчас очень просто назначается, там ничего сложного нет.
Проблему я вижу в другом, у нас есть люди, которые субсидию получают 20 лет с 1995 года. Они уже субсидию получили в прошлом, позапрошлом году и они не ходят, у них все нормально. Сейчас в связи с повышением тарифов у нас придет около 3 млн новых получателей, которые никогда субсидию не получали – это учителя, врачи, работники культуры, бюджетники. Для них сам поход впервые это уже определенный стресс и очень важно объяснить людям, чтобы они не волновались, что все будет хорошо, ничего зазорного в этом нет, это просто государственная помощь, в которой нуждается сам человек.
А вообще у нас очень разные подходы к обслуживаю граждан. Я был в Краматорске, там помещение городского управления соцзащиты 1934 года постройки, а если вы поедите в Винницу – там современный прозрачный офис, где человек, заранее записавшись, приходит на прием, в течение 15 минут его обслужили, он ушел. Он точно знает в какое время ему надо подойти, и он никогда сидеть в очереди не будет. Нужны новые стандарты качества обслуживания населения внедрять. Мы сейчас в операционном плане правительства предусмотрели создание 5 прозрачных офисов в самых больших городах Украины. Сегодня я встречался с мэром Черкасс, Черкассы тоже высказали большое желание участвовать в этом проекте. Я думаю, что мы должны идти на встречу тем местным общинам, которые хотят улучшить качество обслуживания наших граждан.
- Каждое правительство обещает украинцам достойные зарплаты. В мае Владимир Гройсман пообещал среднюю зарплату в 1000 евро. А вы пообещали поднять зарплаты в полтора раза. Когда нам этого ждать?
- Честно говоря, я с Гройсманом работаю больше 10 лет, но никогда не слышал, что он обещал установить зарплату в 1000 евро. Я слышал о том, что у нас были такие на выборах заявления от некоторых политиков, что как только они придут к власти будет 1000 евро зарплаты и 500 евро пенсия. Правда потом их назначали на соответствующие должности, и мы этого так и не увидели.
Наши люди заслуживают того, чтобы жить лучше. Мы живем так плохо, потому что это следствие неправильной, с моей точки зрения, проводимой социально-экономической политики государства. Потому что, если сравнить то, что сделали у наших соседей в той же Польше, Словакии, там были проведены эффективные рыночные реформы и поляки тоже начинали с того, с чего начинает наше правительство. И вот в течение 25 лет такая политика поощрения экономического роста, конкуренции, привлечения иностранных инвестиций привела к тому, что сегодня соотношение тарифов и зарплат у поляков нормальные, и они нормально живут.
Мы же все делали наоборот, у нас люди бедные, так нужно, чтобы и тариф был низкий. И все, что у нас есть, мы направляем на борьбу не с бедностью, а на борьбу с тарифами. В результате у нас получается ситуация, которая описана в знаменитом украинском анекдоте – папа, прекращайте продавать арбузы, сдачу давать нечем. Так вот, если бы дальше эту политику продолжали, то страна бы уже в этом году уже точно обанкротилась и денег бы не хватило не то, что на эти мизерные пенсии, у нас вообще ни на что денег не было бы.
Поэтому правительство приняло очень жесткий, не популярное решение, а теперь направляет усилия на то, чтобы поднять жизненные стандарты наших людей. И мы планируем в ближайшее время внести соответствующие предложения. Мы рассчитываем на то, что общественность нас поддержат, депутаты поддержат и мы сделаем первый шаг к тому, чтобы люди жили достойно. Естественно это не будет 1000 евро, но те параметры, о которых вы говорили о повышении на 50% минимальных зарплат и прочих, мы сейчас их рассматриваем.
- Прожиточный минимум определятся законом. Есть методика соответствующая и стоимость набора товаров и услуг, которые человек должен потреблять, берутся текущие цены и по ним рассчитывается.
На сегодняшний день есть реальный прожиточный минимум и фактический. Фактический – это тот, который утвержден. У нас сегодня минимальная зарплата 1450 грн, это значит, что для дееспособности человека прожиточный минимум на месяц составляет 1450 грн. Если мы говорим о нетрудоспособном человеке, то минимальная пенсия у нас 1130 грн, она равна прожиточному минимуму для нетрудоспособного человека. Это то, что на законодательном уровне.
Но если исходить из реального, то естественно реальный выше. Но проблема заключается не в том, чтобы посчитать реальный прожиточный минимум, а в том, как его достичь. Если мы будем двигаться тем путем, которым мы двигались 25 лет вместе держа минимальную зарплату и прожиточный минимум, повышая его на 5, 10, 15, 20 грн, то мы никогда не достигнем реального прожиточного минимума. Для того, чтобы его достичь на самом деле, нужно разорвать этот круг, дать возможность уйти зарплате вперед и потом, получив финансовые ресурсы, поднять прожиточный минимум до того уровня, который будет соответствовать реальному прожиточному минимуму.
- А сроки достижения этого реального минимума через сколько?
- Если проводить реформы, как показал опыт Польши и Словакии, в течение 5 лет это можно сделать.