На ваши вопросы в четверг 2 июня с 15.30 до 16.30 ответил экстремал, путешественник и ведущий трэвел-шоу "Мир наизнанку" на "1+1" Дмитрий Комаров
Стенограмма онлайн-конференции
Приветствую всех читателей сайта! Это мое первое большое интервью после возвращения с Непала. Пришел именно сюда, потому что пять лет проработал в КП фотокором – с 2001 по 2006 год, и с удовольствием возвращаюсь сюда уже в роли гостя. Интервью мы сейчас с Сашей практически не даем: до эфира очень мало времени (первые числа сентября – премьера нового сезона "Мира наизнанку"), днями и ночами занимаемся монтажом, - вчера вот в три часа ночи с офиса уехал.
- Дима, во время путешествия ты не раз рисковали жизнью, чтобы добыть эксклюзивные кадры, тебя и команду трижды экстренно эвакуировали в больницу. Какие из историй, прожитые в Непале, запомнятся тебе на всю жизнь?
- Договоримся так: расскажу только то, что можно рассказать, чтобы не терялась интрига – это будет примерно 20% того, что вы увидите в передаче. Непал превзошел все ожидания. Я собирался туда на полтора месяца, но в итоге пробыл там с оператором 108 дней. Неожиданно получилось… В Непале я в последний раз был 10 лет назад и считал, что хорошо знаю эту страну. Но так получилось, что застряли мы с Сашей в Непале. Причем застряли с большим удовольствием. Непал сносит крышу. Это крыша мира, это Гималаи – самые высокие горы на планете, где нам удалось снять уникальный материал. Одно из ярчайших впечатлений – подъем на Айленд-пик. Это легендаоная вершина 6189 метров над уровнем моря. Почему выбрали именно Айленд-пик? Готовим национальную экспедицию на Эверест, которая обязательно случится через несколько лет, а к восхождению на Эверест тренировались, покоряя Айленд-пик, первые восходители Джомолунгмы. Решили пойти по маршруту первовосходителя. В процессе восхождения я понял, почему именно Айленд-пик был выбран альпинистами в качестве тренировки перед покорением Эвереста – это и есть Эверест в миниатюре с гигантсикими разломами, которые нужно по трясущимся лестницам переходить, с ледопадами… Все эти элементы мы испытали на себе и отсняли: было жутко страшно. В день, когда мы поднимались, ветер нас сносил с ног (без преувеличения!) Но от графика мы не могли отклоняться. Во время перехода одной из трещин (вниз метров 100, в поперек – метров 20) я ужаснулся: несколько лестниц алюминиевых связаны между собой веревками, а ты в кошках, весь укутан, как колобок и нужно идти под ней, не смотря вниз (хотя смотреть нужно, чтобы понимать, куда ставишь ногу!), и не паникуя из-за того, что лестница под тобой "играет". Это было очень круто. Мы прошли 2 или 3 лестницы, а на подходе к 4-й гиды сказали: "Останавливаемся" Я завел с ними беседу: "Но ведь у нас не будет второго шанса!" - "А мы не хотим, чтобы кто-то из нас погиб". Я объявил даже в камеру, что экспедицию придется прервать – жизнь дороже. Мы просто сидели и отдыхали. Но гиды поглядывали меня с опаской – было видно, что я что-то задумал! И не ошиблись. "Ребята, у тела парусность большая. Давайте попробуем проползти по лестнице". Тогда они посмотрели на меня, а на лицах отчетливо читалось: "Идиот!" Говорят мне: "А ты первый полезешь?" - "Да!" Увидев мою решительность, гиды полезли первыми, а потом мы с оператором, - по-собачьи, на карачках. Но как только миновали эту опасность, столкнулись с еще большей – ледопадом… В какие-то моменты я думал: "О боже, кажется, я сейчас умру" Напряжение было настолько сильным, что сердце выскакивало из груди, мне не хватало воздуха, я его жадно глотал, но продолжал ползти вверх по этим страшным, старым веревкам…
- Как собираетесь отпраздновать свое 33-летие?
"Я люблю проводить свой День рождения за пределами Украины, не дома, получать новые впечатления, потому что путешествия и экспедиции – это то, что на самом деле не забывается никогда. Ни один материальный подарок не сможет произвести такое впечатление"
Дима, во время путешествия вы с оператором не раз рисковали жизнью, чтобы добыть эксклюзивные кадры. Тебя два раза эвакуировали в больницу… Наверняка были моменты, которые запомнятся на всю жизнь?
- Я был в Непале раньше и считал, что хорошо знаю эту страну. Но неожиданно мы там застряли с Сашей (оператор "Мира наизнанку").
Я собирался в Гималаи на полтора месяца, а пробыл 108 дней. Непал сносит крышу. Ведь это и есть крыша мира - самые высокие горы на планете!
Одно из ярчайших впечатлений - подъем на легендарную вершину Айленд-пик (6189 метров над уровнем моря). Почему Айленд-пик? Готовим национальную экспедицию на Эверест через несколько лет, а к восхождению тренировались по примеру первовосходителя Норгея Тенцинга, который готовился именно на Айленд-пик.
В процессе я понял, почему именно Айленд-пик выбирают многие альпинисты в качестве тренировки перед восхождением на Эверест. Это Джомолунгма в миниатюре, с гигантскими трещинами, которые нужно по трясущимся металлическим лестницам переходить, с ледопадами… Все эти элементы мы испытали на себе и отсняли.
Было невероятно тяжело. В день, когда мы поднимались, ветер сносил с ног, но от графика отклоняться мы не могли. Прошли три лестницы (специальные "тропы", перекинутые между ущельями. - Ред.), а на подходе к четвертой гиды сказали: "Останавливаемся, дальше нельзя, нас просто снесет с лестницы в трещину". - "Но ведь у нас не будет второго шанса!" - "А мы не хотим погибнуть". Пришлось объявить в камеру, что экспедицию придется прервать. Но я не сдержался и посоветовал проводникам: "Ребята, у тела парусность большая. Давайте попробуем ползти по лестнице". На лицах гидов отчетливо читалось: "Идиот!", но они лишь спросили: "А ты первый полезешь?" - "Да!" Увидев мою решительность, гиды полезли первыми, а потом мы с оператором - по-собачьи, на карачках.
Как только миновали эту опасность, столкнулись с еще большей - ледопадом… Через четыре часа ледолазания я подумал: "О боже, кажется, я сейчас умру". Напряжение было невероятно сильным, сердце выскакивало из груди, мне не хватало воздуха, я его жадно глотал, но продолжал ползти вверх, страхуясь при помощи старых веревок…
- Вот это да! А ведь на многих турсайтах Айленд-пик подают как "простенькую" тренировочную вершину, доступную практически каждому физически активному человеку…
- Это главная тема, которую я хочу затронуть. Все эти турагентства закрыть надо - они просто кидают людей на смерть. Горы выше 5-6 тысяч метров вообще нельзя назвать простыми. В день после нашего восхождения погиб турист-японец - просто остановилось сердце. Мы встретили их группу, когда спускались с вершины…
- Да и тебя самого дважды эвакуировали с гор на вертолете в госпиталь!
- Не буду уточнять, как проявлялась горная болезнь, но страховую мы разорили будь здоров: одни только сутки под капельницами - больше двух тысяч долларов.
Так что перед экстремальным путешествием возьмите с собой список вертолетных компаний и сделайте хорошую страховку. Если вопрос жизни и смерти - в первую очередь вызывайте вертолет, а страховой (она только через 5-8 часов сможет помочь, как минимум) сообщите по телефону: у нас тут беда, вызвали вертолет, а вы нам его покроете. Дальше уже будете с ними судиться-биться, собирать документы.
Ты как-то обмолвился, что в качестве эксперимента ты привел бы в украинскую власть шерпов. Какие качества жителей Гималаев тебя настолько поразили?
- Это очень крутые во всех отношениях люди, населяющие окрестности самых высоких гор на планете. У них больше легкие и сердце, чем у нас. Природа их адаптировала к жизни в высокогорье. И без этих людей ни один альпинист не поднялся бы на вершину. Именно шерпы выполняют самую сложную работу: крепят веревки, обеспечивают страховки… Альпинистам остается только идти.
Так вот, главнейшее для нашей власти качество, которое нужно позаимствовать у шерпов, - неподкупность и принципиальность. Какие бабки им ни предлагай за услугу, которая не отвечает их убеждениям и принципам, - не возьмут. Могут развернуться и покинуть тебя. Есть шерпы настолько принципиальные, что способны даже избить своего клиента-альпиниста, если он переступит черту.
Были случаи, когда оскорбляли шерпов, назвав их вьючными животными, которые прислуживают. За такое сотня шерпов может окружить иностранца, а он на коленях будет просить пощады.
Но если быть честным и открытым, то шерпы - лучшие и самые надежные друзья.
По правде говоря, я влюбился в этот народ и их мировоззрение. К слову, шерпы высотные, которые водят альпинистов на Эверест, - одни из богатейших людей Непала. Когда они работают на Эвересте в "зоне смерти", на высоте 8000 метров, их гонорар составляет 5 тысяч долларов в день.
- Дима, что тебя шокировало в традициях и нравах горцев?
- В Тибете и прилегающих к нему районах (в том числе и в запретном королевстве Мустанг) распространено такое явление, как полиандрия. По-простому - многомужество.
Есть в этом явлении практическая сторона: у людей мало земли, которую неохота делить между родственниками. И чтобы после свадьбы не терять части своего владения земельного, братья женятся на одной женщине и остаются в одном доме.
- Смог бы ты быть одним из мужей непальской красавицы?
- О нет, для меня это неприемлемо. Одно дело - две жены (смеется), а другое - когда возле спальни находишь тапочки конкурента. Я человек ревнивый, я бы не смог.
- Может твоей избранницей стать простая, не "звездная" девушка?
- А какая она должна быть? Королева из Непала? (Смеется.) Возможно, для многих людей, никак не связанных с телекухней, кажется, что персонажи "с экрана" живут не как остальные люди. Моей избранницей станет та девушка, которую я полюблю. И это не зависит от ее профессии, статуса и т. д. Это судьба. Но я такую не встретил пока.
- Как тебе удалось попасть в "запретное королевство" Мустанг и добиться аудиенции короля?
- Говорят, Мустанг не пускает задумавших что-то нехорошее. Вот и у меня сомнения появились касательно чистоты мыслей во время второй попытки.
Первый раз мы туда не попали из-за истории, которая нам чуть не стоила жизни.
Выбирали, как добраться в город Джомсом в начале тропы к Мустангу - на самолете из Покхара или на внедорожнике. Вопреки дороговизне и потере времени я выбрал автомобиль. Приехав на место, узнали, что самолет, на который мы могли купить билеты, разбился.
Мы с Сашей поехали на место аварии, работали со спасателями и сделали уникальный репортаж: с расстояния в полметра я видел все эти обломки, вещи, погибших людей…
Теперь о Мустанге. Возле границы с Тибетом есть маленький клочочек земли - королевство, которое является последним тибетским уголком, не попавшим под влияние Китая. Сейчас это своего рода автономия в составе Непала, но реально жители не признают непальское правительство.
Король Мустанга сейчас болеет очень сильно, интервью вообще не дает и не встречается с журналистами. Но мы задействовали связи с высокопоставленными людьми. Через них вышли на принца. Принц нас принял и отвел к королю. Лично у Его Величества мы спрашивали разрешение, можно ли нам в Мустанг. Он нас благословил - и все в итоге получилось!