Сейчас все внимание украинцев обращено к фронту и боевым действиям. Поэтому общественный интерес к работе украинского парламента несколько упал. Но это отнюдь не умаляет важности работы Верховной Рады. О том, что там сейчас происходит, о взаимоотношениях главного законодательного органа страны с президентом Украины, о перспективах большинства и о принятии важных для страны законов Коротко про рассказал политолог Владимир Фесенко.
- Сейчас Верховная Рада ушла на каникулы или это парламентский кризис?
- Ни то, ни другое. Что такое парламентский кризис? Когда, например, исчезает юридически парламентское большинство и возникает ситуация, когда нужно либо формировать новое парламентское большинство и новое правительство, либо нужно принимать решение о роспуске парламента. Но в условиях военного положения эта юридическая конструкция парламентского кризиса теряет смысл. Во время военного положения правительство нельзя отправить в отставку и парламент тоже распустить нельзя, а значит, и провести парламентские выборы.
Поэтому даже если исчезнет парламентское большинство, все равно парламент будет работать в нынешнем виде, пока не закончится война и военное положение. И на данный момент юридическое большинство «Слуг народа» сохраняется. Что касается принятия конкретных решений, для этого не всегда есть голоса. Но в большинстве случаев, когда нужно и когда на этом настаивает президент, необходимые законопроекты принимаются.
Что касается каникул, то какие каникулы могут быть в условиях войны? Причина в том, что парламент сейчас работает не столько по собственной инициативе, сколько для законодательного обеспечения интересов страны, когда нужно принять законопроекты правительства или законопроекты, которые инициируются президентом. Вот тогда парламент собирается и принимает решения.
Проблема Верховной Рады в том, что это не кризис парламентский. Это скорее кризис традиционной модели Украины. Потому что парламент утратил часть своей субъектности в условиях войны. И это не только политические причины, это следствие режима военного положения и следствие того, что значительная часть депутатов как внутри «Слуг народа», так и в оппозиции потеряли свой статус и возможность влияния.
К тому же наш парламент сейчас не очень понимает свою роль в условиях войны. Они действуют пассивно. Нужно что-то проголосовать – голосуют. А для того, чтобы провести какие-то самостоятельные решения, нужны согласованные действия различных парламентских групп, чего в настоящее время не наблюдается.
- Владимир Зеленский дал понять, что он очень недоволен простоем парламента, когда есть необходимость в принятии важных законов. Какие сейчас отношения между президентом и парламентом?
- Здесь проблема в том, что президент занят вопросами обороны и внешней политики и мало занимается парламентской работой. Он и до этого не проявлял большого интереса к работе Верховной Рады. А в условиях войны он сосредоточен именно на обороне и внешней политике. Соответственно, про парламент вспоминают тогда, когда нужно применять соответствующие законы.
Но нужно понимать еще вот что - Владимир Зеленский и глава его администрации Андрей Ермак никогда не работали в парламенте. Они работают по другой модели. Их модель управления, политического управления, напоминает бизнесовую модель. И в ней они рассматривают Верховную Раду как функциональный элемент, как орган, который должен утверждать законы, а не как орган, который играет самостоятельную роль. Это особенность восприятия Зеленским роли Верховной Рады.
С другой стороны, надо понимать, пусть формально, но все-таки большинство депутатов Верховной Рады - это депутаты «Слуг народа». Это также влияет на нынешнюю ситуацию с парламентом. У Зеленского противоречивое отношение к Верховной Раде. Как я уже сказал, Зеленский рассматривает Верховную Раду как функциональный орган. Орган, который должен принимать законы. Не инициировать их или разрабатывать, а только принимать законы. И как можно быстрее.
Зеленский не рассматривает Верховную Раду как некий самостоятельный субъект власти, с которым нужно согласовывать решения и искать компромиссы. Зеленский - сторонник такой бизнес-модели, когда нужно быстро принимать решения. А те, кто затягивает такие решения - действуют в условиях войны не совсем в государственных интересах.
Поэтому, с одной стороны, президент объективно недоволен тем, что вот сейчас парламентарии прервали работу в пленарном режиме. Он реагирует на это, как и простые украинцы. Ему это не нравится.
- Причиной перерыва работы Рады называют трудности в согласовании закона о запрете УПЦ МП. Якобы часть «Слуг народа» категорически против этого.
- Нет, причина не в этом. Причина в том, что есть проблема в принятии экономических законопроектов. По экономическим законопроектам, в частности налоговым, бизнес выступил против них. С ними встретились, но общего решения не нашли. Сейчас ищут компромиссные варианты. Причем компромиссные варианты надо найти и с нашими международными партнерами в том числе.
Что касается запрета Церкви, то тут возник ступор в результате обострения конфликта между сторонниками радикальной модели (полного запрета УПЦ МП) и сторонниками компромиссного, более гибкого решения. С теми, кто не хочет провоцировать конфликт, создавать риски со стороны запрета УПЦ МП в проекции права на человека, не провоцировать, скажем так, отголоски этого конфликта в США. А такая проблема уже возникла на самом деле, и ряд трампистов стали выступать в роли адвокатов УПЦ МП.
Некоторые сторонники радикального запрета УПЦ МП в парламенте начали предлагать откровенно радикальные варианты запрета Церкви, которые создадут международные проблемы для Украины в целом. То есть противоречие возникло между сторонниками радикального подхода к запрету Церкви и сторонниками поиска гибкого компромиссного варианта.
- Так найдут консенсус по этому закону или нет?
- Скорее всего, найдут. Будет проголосован компромиссный вариант. Более гибкий и более умеренный.
- Зеленский, со своей стороны, также анонсировал принятие решения, которое должно укрепить "украинскую духовную независимость". Значит ли это, что власть перехватила у парламента инициативу в этом вопросе?
- Скорее всего, да. Я не знаю, в какой форме это произойдет, но раз Зеленский это сказал, значит, да, власть решила возглавить этот процесс. Это демонстрация, которая несет пропагандистский и идеологический смысл. Это еще сигнал Москве - мы вам не пойдем на уступки. Ведь Россия, когда говорит о денацификации, хочет восстановление в полном объеме деятельности Московского патриархата, снятие всех ограничений, реабилитации всех осужденных священников, а также восстановление деятельности пророссийских политических сил в Украине. Поэтому Зеленский показывает: мы ни на какие уступки Москве в этом вопросе не пойдем.
- Станут ли эти первоочередные законы как гарантии для военных в Курскую операцию (речь идет о законопроекте, внесенном Зеленским, согласно которому украинские военные, воюющие на территории России, будут получать все выплаты и преференции. - Ред.), аргументом для собрания Рады? Соберутся они все-таки или не соберутся?
- Конечно, соберутся. Без проблем. Если в Офисе президента скажут, то спикер парламента Стефанчук это точно сделает. Ведь Рада у нас собирается не тогда, когда депутаты захотят, а когда нужно принять правительственные законопроекты. Поэтому по оборонному пакету, я думаю, голоса будут. А те депутаты, которые не появятся в Верховной Раде, их будут клеймит позором, как прогульщиков и как тех, кто поехал на отдых во время войны.
- А Римский статут примут?
- Скорее всего, да. Там есть поправка, которая гласит, что расследование Международного криминального суда по украинским военным и по украинским гражданам может быть только через 7 лет после принятия этого закона. Это такой себе предохранитель от преследований наших граждан. Ведь все прекрасно понимают, что в условиях войны, конечно же, с нашей стороны есть тоже военные, которые тоже совершали противоправные действия. И их тоже может обвинить международное право. Но в целом Римский статут, скорее всего, ратифицируют.
Ведь для нас очень важно взаимодействие с Международным криминальным судом. И учитывая ордера, которые выданы по Путину, по Шойгу, по Герасимову, это весомый аргумент проголосовать за присоединение к Римскому статуту.
- О чем говорит выход депутатов из фракции «Слуги народа», ведь она все-таки уменьшается?
– В каждом случае свои причины. Конечно, сейчас численность фракции приближается к критическому рубежу. Если будет 225, а это меньше необходимого количества для парламентского большинства, тогда возникнет парадоксальная ситуация. Формально это будет кризис парламентского большинства. Надо будет создавать новое парламентское большинство. Но еще раз напомню, в условиях военного положения распускать Верховную Раду нельзя.
- Срок полномочия Рады истекает 28 августа 2024 года. Что дальше?
- Ничего подобного. Не истекает срок полномочий день в день, когда заканчивается 5 лет! По Конституции у нас должны были быть парламентские выборы задолго до того, как 5 лет полномочий Рады истекут. Они должны были быть в октябре прошлого года. И ничего.
Это глупая дискуссия о том, что день в день заканчивается срок полномочий у президента или у парламента. Нет, не заканчивается. Нет такой нормы в Конституции и в законодательстве. У нас было немало примеров, когда большинство президентов, Кучма оба раза, и Ющенко, чуть больше пяти лет работали в своей должности. И Верховная Рада тоже, никогда день в день не заканчиваются полномочия. Полномочия Верховной Рады по Конституции заканчиваются только в тот момент, когда вступает в полномочия новая Верховная Рада.