Одним из главных успехов в военной кампании 2023 года, безусловно, являются успехи ВСУ в противоборстве с Черноморским флотом РФ. Кораблей врага в акватории становится все меньше и меньше. А пополнить флот Кремль не имеет возможности, морские пути для военных судов намертво закрыты Турцией.
Правда, этой возможности нет и у Украины. Последний пример – Стамбул отказался пропустить в Черное море минные тральщики, переданные Британией Украине. Турция как гарант черноморских проливов Босфор и Дарданеллы в соответствии с Конвенцией Монтре закрыла их "для военных кораблей воюющих сторон (России и Украины)".
Эта жесткая позиция Стамбула, пусть и неофициально, но поддерживаемая Западом, показывает, насколько большим является стратегическое значение Черного моря. KP.UA выяснял почему?
Черноморский регион важен для безопасности в Европе и приобретает все большее значение в эпоху конкуренции великих держав: через него пролегают основные пути, соединяющие запад и восток, север и юг. Черноморский регион, как связующее звено между Восточной и Юго-Восточной Европой, Россией, Кавказом и Ближним Востоком, имеет стратегическое значение.
Тот, кто контролирует Черное море или господствует на нем, может без труда спроецировать свою мощь на европейский континент, прежде всего на Балканы и Центральную Европу, но также и на восточный район Средиземноморья, Южный Кавказ и на север Ближнего Востока. В регионе находятся три страны НАТО – Болгария, Румыния и Турция – и несколько стран-партнеров НАТО, поэтому любая нестабильность или враждебные действия в районе непосредственно затрагивают и Североатлантический союз.
Как напоминает Deutsche Welle, Россия считала Черное море исконной сферой своего влияния еще во времена существования Российской империи, а затем и в советское время. И сегодня Черное море рассматривается Москвой как плацдарм, с которого Россия может оказывать влияние на Средиземноморье, Ближний Восток, Северную Африку и Южную Европу. Оно также дает России выход к более отдаленным государствам, где она ведет активную военную деятельность, к таким как Сирия или Ливия.
Официально РФ принадлежит лишь около 10% побережья Черного моря. Но после войны в Грузии и Украине Москва де-факто контролирует около трети береговой линии.
А еще море – это торговые пути. Через местные порты Москва осуществляет значительную часть экспорта зерна, удобрений и других товаров. Более того, может доставлять товары в страны, не присоединившиеся к санкциям Запада.
Черное море – важнейший транзитный коридор, по которому идут энергоресурсы и зерно. В мирное время более 50% всего украинского экспорта шло через крупнейший торговый порт страны - Одессу. Прежде всего, здесь отгружалось зерно для мирового рынка.
Падение интенсивности торгового судоходства в регионе нанесет серьезный экономический ущерб нашей стране. И хотя на фоне войны Украина диверсифицировала свои экспортные маршруты - на сегодня только 40% украинского зерна экспортируется через Черное море, а оставшаяся часть - по суше через территорию ЕС, - Киев еще долгое время будет зависеть от бесперебойного экспорта товаров и по морскому пути.
Из-за войны в Украине с вызовами безопасности столкнулись не только в Черноморском регионе, но и во всем Евроатлантическом.
В Евросоюзе все чаще рассматривают Черное море как важный коридор для транспортировки товаров и энергоносителей между Азией и Европой. Два государства ЕС - Румыния и Болгария - имеют выход к Черному морю. С Грузией и Украиной у Брюсселя заключено соглашение об ассоциации с ЕС.
Поскольку Европа стремится стать все более независимой от российской нефти и газа, на первый план выходят богатые природными ресурсами государства Кавказа, прежде всего Азербайджан. Баку экспортирует нефть и газ в Европу через Грузию и Турцию. Этот маршрут через Черное море обходит как Россию на севере, так и Иран на юге, и поэтому имеет особое стратегическое значение для европейцев, которые ввели жесткие экономические санкции против этих двух государств.
Тарас Загородний, эксперт-международник:
- Значимость Черноморского региона сильно возросла с начала войны в Украине. Это вопросы торговли, безопасности, логистики. Например, из-за блокады наших портов мир понял свою зависимость от нашего зерна. Для России черноморские порты критически важны, поскольку у них очень мало незамерзающих портов.
Для Европы и мира Черное море является связующим звеном с Прикаспийским регионом, туркменским газом и азербайджанской нефтью. Страны этого региона не имеют открытого доступа в мировой океан, и мировые рынки и могут это делать только через Черное море. А если здесь будет стабильный коридор, то страны Каспийского региона уменьшат свою зависимость от России. То есть там реально большие деньги и влияние. А согласно англосаксонской геополитической концепции, кто контролирует Восточную Европу - тот контролирует Среднюю Азию, кто контролирует Среднюю Азию - тот контролирует Евразию, а кто контролирует Евразию – тот контролирует весь мир.