В министерстве обороны России заявили, что 13 августа остановили для обыска грузовое судно «Сукра Окан» под флагом Палау, которое следовало в украинский порт «Измаил». По нему открыли «предупредительный» огонь.
Российская сторона утверждает, что грузовое судно под флагом Республики Палау обнаружил патрульный корабль «Василий Быков» в юго-западной части Черного моря. Оккупанты требовали остановиться для «осмотра на перевозку запрещенных грузов», но капитан судна якобы не отреагировал.
Тогда «для принудительной остановки» судна российский боевой корабль открыл «предупредительный огонь» из автоматического стрелкового оружия, говорят в минобороны РФ. Судно застопорило ход, и для его осмотра вылетел вертолет Ка-29 с группой российских военнослужащих. После завершения досмотра «Сукра Окан» продолжил движение в порт города Измаил.
Аналитики Института изучения войны (ISW) по поводу этого инцидента пришли к выводу, что Россия обстреляла гражданское грузовое судно, чтобы ограничить морское сообщение с украинскими портами без привлечения военно-морских сил для полной блокады.
В институте напомнили, что 19 июля РФ заявила, что будет рассматривать все суда, следующие в украинские порты, как потенциальных военных грузоперевозчиков. В то же время 30 июля россияне не остановили три гражданских судна, которые открыто указали в системе автоматической идентификации судов, что их пунктом назначения является Украина.
«Сообщение о трех гражданских кораблях, которые беспрепятственно плыли в Украину, свидетельствуют о том, что российские силы не могут или не желают принудительно останавливать и обыскивать нейтральные суда. Россияне, вероятно, провели свой первый принудительный осмотр, чтобы снова создать угрозу эскалации против гражданских судов, следующих в Украину», - считают аналитики института.
Также, вероятно, действия РФ направлены на то, чтобы подорвать доверие к временным торговым коридорам через Черное море к украинским портам, о которых украинские официальные лица объявили 10 августа.
ISW указывает, что российская позиция в Черном море намеренно двусмысленна и направлена на создание сдерживающего эффекта для гражданских морских перевозок в Украину.
Тем не менее возникает вопрос о том, кто может обеспечить безопасность для судов в Черном море, если Украина этого сделать не может.
«Условия довольно сложные. Мы предупредили судовладельцев и капитанов, что гарантировать стопроцентную безопасность на данный момент невозможно. Только спустя время будет понятно, как будет работать этот дополнительный коридор», - рассказал представитель Военно-морских сил Украины Дмитрий Плетенчук.
Военно-морские силы ВСУ открыли временные коридоры в Черном море для торговых судов, следующих в украинские порты Черноморск, Одесса и Южный или из них, 10 августа. В ВМС предупредили, что сохраняется минная опасность и «угроза со стороны России». В связи с этим к проходу по данным маршрутам допускаются только те суда, чьи владельцы официально подтвердят готовность к плаванию.
Поэтому Киев настаивает на том, что транспортные и навигационные коридоры в Черном море должны быть под международной гарантией. "Нужно понимать, что эти существующие коридоры - транспортные, навигационные - должны находиться под международной гарантией. Гарантии ООН или Турции как мощного игрока НАТО и Черноморской страны были достаточными для того, чтобы функционировал полноценный «зерновой коридор». В тех условиях Силы обороны Украины способны были обеспечить безопасность судов, транспортировавших зерно. Поэтому продолжаем дипломатическое сотрудничество, продолжаем договоренности с партнерами и готовы обеспечивать все то, что в наших силах", - заявила руководитель объединенного пресс-центра Оперативного командования "Південь" Наталья Гуменюк.
Министр обороны Болгарии Тодор Тагарев подтвердил, что в стратегической концепции НАТО защита Черного моря определена как приоритет. "В связи с изменением ситуации НАТО в своей стратегической концепции определила защиту Черного моря своим приоритетом. Черное море является чрезвычайно важным для безопасности, а также для экономики, транспорта и экологии всех стран - членов Альянса в регионе", – сказал министр обороны Болгарии.
Тем не менее официально ни Альянс, ни отдельные страны, входящие в него, пока не готовы обеспечивать безопасность кораблей в Черном море. В Белом доме еще более двух недель тому назад заявили, что не готовы к конвоированию судов в Черном море. «Провести эффективную военную блокаду в Черном море (чтобы корабли из украинских портов шли либо в сопровождении конвоев стран - членов НАТО, либо по маршруту 12-мильной зоны их территориальных вод)? Нет, это не тот вариант, каким мы активно занимаемся», - заявил представитель Белого дома Джон Кирби. И с того времени позиция США и других стран - членов НАТО не поменялась.
- Запад, США, НАТО не спешат обеспечивать безопасность в Черном море, потому что не хотят еще большей эскалации с Россией. Поэтому в данном случае это могла бы сделать Турция – Анкара никогда не боялась применять силу для достижения своих целей. Но Реджеп Эрдоган, наверное, сейчас торгуется с Западом по этому поводу, чтобы получить максимум преференций для себя. И просчитывает, что это ему даст, - пояснил KP.UA эксперт-международник Тарас Загородний.