26 декабря
Загрузить еще

Старый, но опасный: почему Россия расконсервировала свой самый высотный самолет

Старый, но опасный: почему Россия расконсервировала свой самый высотный самолет
Фото: wikipedia.org

Большие потери вооружения России на фронте заставляют военное руководство врага задействовать в войне устаревшие образцы вооружения и техники. Так, на днях британская разведка сообщила, что Кремль может рассматривать возможность вернуть на вооружение советский самолет М-55 «Геофизика» для осуществления разведывательных миссий против Украины.

М-55 поднимается на высоту более 20 километров

Абсолютно мирное воздушное судно, использовавшееся как научно-исследовательская платформа во времена СССР (от исследования стратосферы до картографии), сейчас собираются оснащать военно-разведывательным оборудованием.

В начале ноября СМИ писали, что Кремль расконсервировал этот самолет, находившийся на складе с 2017 года.

"Россия, наверное, рассматривает возможность повторного ввода в эксплуатацию советского высотного разведчика Mystic B (обозначение в НАТО M-55). Имея рабочий потолок более 70 000 футов (21 км), самолет недавно использовался для научно-исследовательских миссий. Однако его заметили с военным разведывательным оборудованием, разработанным для использования на российских истребителях", - отметили британские разведчики.

Британские разведчики отметили, что М-55 является высотным разведывательным самолетом советских времен. «Работа на большой высоте позволяет датчикам быть эффективными на значительном расстоянии», - заявили в Минобороны Британии. Они заметили, что критическим недостатком в России является ее неспособность создать адекватный потенциал разведки, наблюдения, обнаружения целей и рекогносцировки (ISTAR). То есть российская армия имеет ограниченные возможности для осуществления разведывательных действий над территорией Украины.

Под крылом самолета расположен контейнер, в котором размещена специальная аппаратура для радиотехнической разведки. При этом впервые такой контейнер был замечен на истребителе Су-34 во время учений армии РФ "Запад-2021".

Будет наводить российские ракеты

Поэтому британские военные считают, что российские захватчики рассматривают возможность вернуть самолеты М-55 на фронт для усиления:

  • ограниченных возможностей российской системы разведки;
  • наблюдения;
  • увлечения количества отмеченных целей;
  • рекогносцировки над территорией Украины.

Советский Союз начал создавать высотный самолет под индексом М-17 "Стратосфера" еще в 60-х годах, чтобы перехватывать американские разведчики U-2 или высотные аэростаты. Однако его впервые подняли в небо только в 1982 году.

М-55 "Геофизика" изначально разрабатывался в советскую эпоху как высотный разведчик для нанесения ракетных ударов, в частности ракетным комплексом "Ока", который является предшественником ОТРК "Искандер". При этом первый полет М-55 совершил на закате советской эпохи в 1988 году в качестве научного воздушного судна. Из открытых данных известно, что всего Кремль изготовил 5 самолетов М-55. Сколько самолетов, не потерявших возможности подниматься в воздух, осталось в арсенале у врага, сегодня точно неизвестно. Но как минимум речь идет об одной такой машине.

Украинское ПВО до него не достает

М-55 - стратосферный разведчик, который может быть незаметным и недосягаемым для наземных средств из-за большой высоты полета. Его максимальная дальность - до 5 тыс. км. М-55 не был серийным самолетом, таких машин было изготовлено всего несколько. М-55 "Геофизика" способен поднять на высоту до 20 км 2 тонны различного оборудования, что делает его привлекательным для разведывательных миссий. Особенность этих самолетов заключается в том, что они летают достаточно высоко - на границе стратосферы и атмосферы. И Украина не может сбить его - средства для этого отсутствуют.

Основные характеристики машины:

  • размах крыла – 37,46 м;
  • длина – 22,67 м;
  • высота – 4,83 м;
  • стандартная взлетная масса самолета – 23 400 кг;
  • максимальная скорость – 743 км/ч;
  • практическая дальность полета – 1315 км;
  • перегоночная дальность – 5000 км;
  • практический потолок – 21 550 м;
  • экипаж – 1 человек.

На грани космоса

Но при использовании этого самолета его пилоты должны иметь специальную подготовку - как для полетов в космос. В советские времена такая была. Но сейчас самым молодым из тогда подготовленных наполовину летчиков, наполовину космонавтов уже за 50 лет - вряд ли они могут летать. Возможно, нынешние пилоты могли проходить определенные экспресс-курсы. В подобных полетах ничего технически сложного нет - не надо использовать оружие, просто необходимо выйти на курс и «наматывать круги». Основное - это физическое здоровье. Потому что такие высоты считаются на грани человеческих возможностей. Чтобы подниматься на такие высоты, надо иметь соответствующее здоровье, подготовку, надевать специальный костюм.