Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Блокирование польскими перевозчиками границы: есть ли здесь «рука Москвы»

Блокирование польскими перевозчиками границы: есть ли здесь «рука Москвы»
Фото: Dominika Zarzycka/NurPhoto via Getty Images

Россия всеми силами пытается дестабилизировать ситуацию не только в самой Украине, но и на ее границах с соседями. На днях выяснилось, что она имеет прямое отношение к блокированию границы польскими и словацкими перевозчиками.

Убытки украинскому бизнесу составляют  300 евро за каждую машину в сутки. А в целом для украинских перевозчиков это около 160 тыс. евро в день. Пункты пропуска "Корчова – Краковец", "Гребенное – Рава-Русская", "Дорогуск – Ягодин" парализованы. Министр развития громад, территорий и инфраструктуры Украины Алексей Кубраков заявил, что за время блокирования границы польскими перевозчиками очереди на пунктах пропуска растянулись на десятки километров. "В сторону Ягодина очередь растянулась более чем на 30 километров, в сторону Равы-Русской – более 10 километров, в сторону Краковца – более 16 километров", – отметил Кубраков. В ситуацию уже вмешалась Еврокомиссия: польские активисты фактически требуют нарушить нормы соглашения об евроинтеграции.

Организаторы блокады - за дружбу с Россией

И тут оказалось, что за этими акциями протестов стоят пророссийские силы в Польше и Словакии. Как удалось узнать журналистам-расследователям из информационного агентства Guildhall, польские перевозчики, которые блокируют пункты пропуска на польско-украинской границе, имеют связи с российскими спецслужбами. Аналогичная ситуация и со словацкими протестующими.

Так, официальным организатором блокады границы между Польшей и Украиной является гражданин Польши Рафал Меклер, владелец транспортной компании Rafał Mekler Transport. И в это же самое время он является представителем  пророссийской партии «Конфедерация свободы и независимости» в Люблинском воеводстве, которая тесно связана с Москвой.

А лидер партии Януш Корвин-Микке публично требовал признать оккупацию Крыма и сам посетил аннексированный полуостров в 2015 году, где провел встречу со ставленником Кремля Сергеем Аксеновым.

Кроме этого, Конфедерация свободы и независимости связана с другой польской праворадикальной организацией «Всепольская молодежь», которая, среди прочего, имеет давние связи с российским имперским движением, вербовавшим террористов для группировок «ДНР» и «ЛНР». Лидер списка Конфедерации свободы и независимости во время избирательной кампании в Сейма Польши 2023 года Земовит Пшебитковский является бывшим лидером Всепольского молодежного движения.

Также в акции был замечен лидер Конфедерации Короны Польской Гжегож Браун, который был единственным депутатом польского Сейма, выступившим против резолюции с осуждением российского террора в Буче. И он же является автором лозунга «остановите украинизацию Польши».

Чего требуют польские протестующие

Польские перевозчики требуют фактически невозможного: отменить "транспортный безвиз" и вернуть разрешительную систему. Когда каждый украинский перевозчик должен был получать разрешение для того, чтобы пересекать границу с Польшей.

Сделать это практически невозможно. Более того, решение принято не польскими и украинскими властями. Это соглашение между Украиной и ЕС, которое ратифицировано всеми сторонами. Получается, польские перевозчики сейчас требуют нарушить законные условия и ограничить права украинцев.

Кстати

В Словакии за протестами также стоят симпатики России

Схожая ситуация и на границе с Словакией. Здесь тоже виднеется рука Москвы в протестах словацких перевозчиков. Акцию активно поддержала антиевропейская праворадикальная партия «Наша Словакия», требующая возобновления дружеских связей с Россией.

Более того, указано, что глава этой политической силы, словацкий политик Мариан Котлеба, в 2014 году написал письмо бывшему президенту-беглецу Виктору Януковичу, в котором цинично сравнивал Революцию Достоинства с терроризмом.

Мнение эксперта

Тарас Черновол, эксперт по Восточной Европе

- О влиянии России на эти протесты я говорил и писал уже через день после их начала. Польские власти и СМИ также об этом написали сразу же. А в действительности все основные польские ассоциации перевозчиков не поддержали эту акцию. В ней приняла участие только одна группа перевозчиков и именно та, которая занималась перевозками через Беларусь и Россию. И они озлоблены на украинцев. А они могут быть контролируемыми российскими спецслужбами.

А что касается польских пророссийских политиков, то та же партия «Конфедерация» не только пророссийская, она еще и антиукраинская, евросептическая, антизападная. И когда появляется какая-то возможность попиариться на чем-то антиукраинском, они появляются тут же на арене. Как стервятники накидываются на интересную для них тему. Это «полезные идиоты» для Москвы. Очевидно, что Россия была стимулятором этих процессов, но не напрямую, а через экономические рычаги влияния.

А вот правительство Словакии, где к власти  также пришли пророссийские партии, сделало заявление, что не допустят блокирования границы и начинают там наводить порядок. В Польше же не наводят порядок потому, что там, скорее всего, будет смена премьера и правительства. И нынешний премьер Моравецкий решил оставить плохое наследие своему преемнику Дональду Туску.