С 3 ноября продолжается протест польских перевозчиков, которые блокируют движение грузового транспорта на границе. На трех пограничных переходах между Польшей и Украиной - "Гребенне", "Корчова" и "Дорогуск" – полностью остановлено грузовое движение, образовались гигантские пробки.
Исключение, которое делалось для транспорта с гуманитарной помощью и военной техникой (автомобили проходят границу беспрепятственно), уже не работает – в понедельник, 20 ноября, протестующие заблокировали на границе грузовики с гумпомощью, направлявшиеся в Украину. Как заявил замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач, зафиксированы «многочисленные факты, когда цистерны с топливом и гуманитарка стоят в очередях».
- Информация о такой ситуации передана польским коллегам для реагирования. Ожидаем ответ, как это коррелируется с заявлениями о беспрепятственном пересечении таких грузов, - сообщил Деркач.
Всего в очередях на трех направлениях находится около 2900 грузовых транспортных средств, из которых больше всего напротив пункта пропуска «Корчова» - 1200 грузовиков. Из-за забастовки переполнены другие пункты пропуска, на которых также скопились сотни грузовых авто.
Основных требований – три.
Неосновных требований больше, но самые яркие – доступ польских перевозчиков к украинской системе «Шлях» и компенсация упущенной выгоды польским перевозчикам из-за вынужденной забастовки, а также запрет украинским компаниям осуществлять грузоперевозки внутри ЕС, а только по маршруту Украина – ЕС или обратно.
Недавний зерновой конфликт между странами показал, как польский аграрный бизнес умеет биться за свое место под солнцем. А два года назад отрасль грузовых перевозок в Польше показывала всем зубы, ограничивая экспорт товаров из Украины в Евросоюз. Варшава не согласовывала разрешения украинским перевозчикам на пересечение границы между Украиной и Польшей, защищая свои грузоперевозки и своих водителей.
В 2022 году после начала полномасштабной войны с Россией Евросоюз с целью помочь Украине пошел на беспрецедентный шаг: убрал требование к украинским водителям получать какие-то либо разрешения для пересечения границы со странами ЕС. И эта норма действует как минимум до лета 2024 года.
Польские водители негодуют: их начали вытеснять с обширного богатого рынка грузоперевозок. Благодаря такой либеральной политике ЕС украинских водителей теперь нанимают гораздо чаще. В среднем, польскому водителю платят 2500 евро в месяц, а украинскому – 700 евро. Кого выберет компания для перевозки своих грузов? Кто обойдется ей дешевле больше чем в три раза? А ведь поляки составляли большую часть водителей на внутреннем рынке ЕС, и украинские конкуренты им не нужны. А вот если бы вернуть разрешительную систему, то было бы им полегче… Заместитель министра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач уже заявил, что возвращение к системе разрешений на грузовые перевозки не обсуждается.
– Это принципиально для нас: «транспортный безвиз» должен продолжаться и быть пролонгированным. Как минимум до тех пор, пока не наступит наша победа. Абсурдность требования в том, что польские протестующие обращаются не к своему правительству, а хотят, чтобы Украина обратилась к ЕС по поводу разрешений. Другие вопросы протестующих не интересуют, – заявил Деркач.
Поляки требуют ввести отдельную очередь в системе электронной очереди «Е-Черга» для транспортных средств с номерами Евросоюза (а это преимущественно польские грузовые автомобили). Кроме того, у поляков есть предложение ввести на каждом отдельном пункте пропуска отдельные полосы для пустых фур. Для них это важно, так как в Украину они едут загруженными, а обратно – пустыми. Именно для этих машин и нужна еще одна отдельная очередь.
К слову, требование об отдельных полосах для пустых грузовиков в Еврокомиссии поддерживают. В остальном пока разбираются.
Отдельная очередь для грузовиков с номерами ЕС (читай – Польши) – для поляков была бы весьма привлекательной, но… Интересно, как по этому поводу выскажутся грузоперевозчики из, допустим, Румынии или Турции? Наверняка будет произнесено слово «дискриминация», которое в ЕС имеет способность доводить людей до ужаса. Мы уже не говорим, что сказали бы украинские перевозчики, которые в теории тоже могут потребовать себе отдельную полосу, апеллируя к войне. А вот реакцию тех же поляков можно легко представить.
Вообще, как говорят участники рынка, все упирается в недочеты системы «Е-Черга», из-за которых грузовики на границе ожидают проверки по 10 дней и больше. После обновления системы занять место в очереди на оформление могут только автомобили, уже находящиеся в Украине. То есть для перевозки, занимающей два дня, польский грузовик должен был провести в Украине до двух недель в ожидании своей очереди на парковке.
Добавить к этому низкую пропускную способность на границе - и можно увидеть решение проблемы: для начала открыть новые пункты пропуска. Тот же Евросоюз готов в них инвестировать. Потом откатить систему «Е-Черга» до «дружелюбных» настроек для поляков.
Уже и в Словакии. Очередь из грузовиков на Немецкой возвышенности. Фото: Robert Nemeti/Anadolu via Getty Images
Система «Шлях» была создана два года назад для устранения коррупционных рисков в сфере выдачи разрешений и лицензий на грузовые международные перевозки. Сейчас эту систему активно используют волонтеры, которые возят помощь из-за границы и через нее получают разрешение на въезд-выезд за границу военнообязанных водителей.
Казалось бы, при чем тут поляки и зачем им доступ к системе «Шлях»? Украинские компании регистрируют там украинских водителей, которые пересекают границу. В том числе из Польши и в Польшу. Сами поляки в Украину побаиваются выезжать – все-таки воюющая страна, говорят они. И… нанимают для перевозки своих грузов водителей-украинцев, которым уже вообще ничего не страшно. Но вот проблема: украинский водитель выедет из Польши в Украину – но обратно не вернется. Его же нет в системе «Шлях», которая дала бы ему добро на возвращение. И пограничники просто развернут его на кордоне.
Зато украинские компании-перевозчики спокойно вносят данные своих водителей в «Шлях», те ездят через границу в обоих направлениях и постепенно забирают жирный кусок пирога украинско-польских грузоперевозок. Поляки пытались трудоустраивать украинских водителей в штат своих транспортных компаний и через систему «Шлях» оформлять им возможность легального пересечения границы. Но окно недавно прикрылось. И причина этому – оправданные опасения, что поляки могут начать продавать места в системе «Шлях» тем украинцам, кто под видом водителя просто хотят сбежать от мобилизации в другую страну.
В общем, пока полякам «Шлях» не видать. И грузоперевозки из Польши в Украину и обратно тоже сильно поредеют.
Протестующие уже говорят, что рынок грузоперевозок в Польше начал сокращаться из-за чересчур либерального отношения к компаниям из Украины. Поляки заявили, что потеряли традиционные для них рынки перевозок в Беларуси, Монголии, Казахстане и в РФ. Уже готова петиция в Еврокомиссию с требованием вернуть выдачу разрешения на грузоперевозки из Украины.
Также перевозчики из Словакии выразили солидарность с польскими коллегами и провели предупредительную акцию на Немецкой возвышенности – участке границы под Ужгородом.
Власти Украины и Польши готовят иски в суды против забастовщиков, полагая, что за ними стоят оппозиционные политические силы, желающие внести раздор в отношения двух стран. Уже говорят о том, что не пускать цистерны с топливом в Украину Польшу попросила… РФ. Дескать, это топливо для танков.
Еврокомиссия тоже не осталась в стороне и апеллирует к законодательству ЕС: Польша подписывала все договоры не как единоличное государство, а как член Евросоюза. И любые протесты могут привести к наложениям санкций на польских водителей. Которые, к слову, заявили о намерении блокировать границу аж до 3 января.