Недавнее обращение главы Католической церкви папы Франциска к молодым россиянам, в котором он говорил о «величии» Российской империи, возмутило украинцев. И это уже далеко не первое такое высказывание в пользу РФ (см. История вопроса).
Что же происходит с римским понтификом, что он так слаб в отношении России? Об этом KP.UA рассказала эксперт-религиовед Людмила Филипович.
- Почему папа Франциск заговорил на российский лад, что происходит? Откуда он набрался этих откровенно шовинистических нарративов – «матушка Россия, великая Екатерина, Петр»?
- Он всегда, мягко говоря, был более чем терпимым к России. К тому же он родом из Латинской Америки – Аргентины, где сильны симпатии к России. А кроме этого, влияние российской пропаганды. Поэтому папа Франциск и упадает за ней. А если быть полностью честным, то Ватикан исторически никогда не был благосклонен к Украине. Святой престол всегда рассматривал нас как поле для своей международной политической и религиозной деятельности. Папские легаты постоянно присутствовали на нашей территории.
К тому же каждый папа римский специфичен. Самым благосклонным к нам был Иоанн Павел ІІ, у которого, как говорят, даже были украинские корни. И он понимал, что к чему в Украине, и был солидарен с украинцами. Он понимал, что русские - это враги украинцев и поляков.
- Можно было бы сказать, что его подставили, но он уже не первый раз делает реверансы России...
- Нынешнего папу Франциска уже не поправишь. Он так и останется со своими симпатиями к России. Тем более, что он не политический деятель и слабо разбирается в международной политике. Франциск живет идеями христианского экуменизма (объединения церквей. – Ред.), в глубокой убежденности, что грешного человека, грешную страну, грешный народ можно перевоспитывать, наставить на путь любви к ближнему. При этом он обходит своим вниманием то, как один народ может убивать другой, к тому же называя его еще и братским.
– А почему папа римский Франциск в своей речи упомянул, например, не русских художников или ученых – Достоевского, Толстого, а как раз главных русских имперцев – Екатерину и Петра? Это о чем говорит?
– Это от недостаточного образования римского понтифика. Может, он и читал Толстого и Достоевского в каком-нибудь укороченном варианте. Но в целом он не «в теме» по России, как и многие в Ватикане. Например, известен такой случай, когда с одним из кардиналов говорили о России, то он сказал, что российская императрица Екатерина II является внучкой Петра I. Так что имеем то, что имеем.
Но вряд ли это было еще и просто неконтролируемое заявление и незнание истории. Возможно, это было спровоцировано тем, кому это выгодно – Россией. Пророссийские силы в Ватикане могли вложить в уста папы римского то, что нужно Москве. Ведь это в ее интересах. Недаром теперь в Московском патриархате заявят, что у них много общего с Ватиканом.
- Неужели папа римский не видит то, что творят российские оккупанты в Украине? Может быть, ему информацию неправильно подают?
– Нет, люди такого типа, как Франциск, и такого же возраста живут уже в совсем ином мире. Они теряют ориентацию в реальной жизни, и их уже мало интересует то, что происходит в мире. Они практически прожили свою жизнь. Это не эйджизм (дискриминация по возрасту), но годы влияют на сознание и психическое состояние.
Кстати, это плохо, что папу римского, как и патриархов, выбирают пожизненно. И только недавно появилась традиция отказываться от своего сана по возрасту и состоянию здоровья (папа Бенедикт). Честно говоря, многие в Ватикане ждут этого же и от Франциска, что он оставит Святой престол.
– А чего больше в позиции понтифика - религии, христианства или политики? Он вообще политик?
– Нет, я уже говорила, что он совершенно никудышный политик и очень плохо разбирается в политических играх. Видите, сколько проблем сделало его заявление. Оно сразу же ударило по Ватикану, авторитету самого Франциска, по украинским римо- и греко-католикам. Одна неосторожная фраза - и всем досталось «по голове». А это и говорит о том, что он совсем не дипломат. Он в этом слаб, а теперь будет оправдываться.
– Святой престол предлагает свои миротворческие услуги и Киеву, и Москве, желая посадить их за стол переговоров. Но после таких заявлений ему уже нельзя верить, ведь он откровенно «льет воду» на мельницу Кремля.
- Это все корни Гаванской встречи папы Франциска с патриархом Кириллом в 2016 году, которую назвали шагом навстречу России и Запада. С тех пор папа Франциск очень хочет побывать в Москве, ведь еще ни одного папы в Москве не было. Франциск хочет быть первым, который появится в этой империи.
Он надеется, что все это укладывается в теорию христианского экуменизма, то есть объединение церквей. Но это желание очень далеко от реальности. Ватикан и Москва находятся на разных мировоззренческих позициях. Это совершенно разные цивилизации, в основе которых лежат принципиально другие ценности. И сколько бы они ни ссылались на заповеди Иисуса Христа, у каждого из них свое представление о Церкви, Боге и о том, чем должен заниматься верующий человек.
– А откуда в Ватикане вообще появились пророссийские симпатики, ведь Католическая церковь и Московский патриархат веками исторически враждовали между собой?
– Оттуда, откуда появились приходы РПЦ в основном католической и протестантской Европе. Россия долгие годы покупает свое влияние в Европе. Так и Ватикан не избежал этого соблазна. Там есть очень мощное пророссийское лобби, которое давно вкладывает в уши всех пап римских российские нарративы, то, что хочет слышать Москва. Это делается по-разному, в разных формах. К примеру, проводятся выставки высокого российского искусства, дарятся иконы и другие подарки Ватикану.
Я была в Италии в музее русской иконы. Но в действительности в нем нет НИ ОДНОЙ российской, там все иконы XV столетия киевского письма. Но россияне присвоили их себе. И так они потихоньку влияли на римских понтификов, которые теперь заявляют о величии России и говорят, что это великая цивилизация.
– А в общем, насколько Ватикан сейчас влиятелен в мире?
– Он очень влиятелен и в дальнейшем будет сохранять свое вес. Банк Ватикана, например, считается очень серьезной финансовой структурой. Хотя нынешний папа Франциск немного пошатнул авторитет Святого престола. И в Ватикане есть оппозиция к папе, которая добивается его ухода.
– Как нам теперь после всего этого выстроить отношения со Святым престолом?
– Несмотря ни на что, не нужно разрывать отношения, которые есть на разных уровнях. Это общение обычных верующих, богословов, на разных площадках, на разных платформах. Нам нужно продолжать общаться с Ватиканом и стараться внедрять в головы его руководства те месседжи, которые нужны Украине и нашей победе. Надо пропагандистски перебить российские нарративы и показывать угрозу от «русского мира».
Но и молчать по поводу подобных заявления тоже не нужно. Впервые украинские римо- и греко-католики выступали единым фронтом несогласия против заявления папы римского. Раньше они безоговорочно принимали все то, что он скажет и делает. Теперь же возникла очень серьезная критика его заявления. То есть критическое мышление заработало. И самому папе Франциску доводят, что он чересчур увлекся Россией, и что нужно любить и Украину.
Папа Франциск на протяжении российской агрессии в Украине питает необъяснимую слабость в отношении России. То он хочет помирить Киев и Москву, несмотря на российский геноцид украинцев, то на Пасху проводит совместные российско-украинское Крестное шествие. Еще раньше он заявлял об уважении к русскому гуманизму и о том, что жестокость, с которой войска РФ действуют в Украине, не свойственна русскому народу.
Но теперь папа Франциск сказал такое, что вообще не укладывается в голове. Во время всероссийской встречи католической молодежи в Санкт-Петербурге 25 августа понтифик по видеомосту обратился к россиянам и призвал их «не забывать о наследии». Франциск заговорил о «величии» Российской империи, используя при этом излюбленный лексикон рашистов.
«Вы наследники великой России: великой России святых, правителей, великой России Петра I, Екатерины II, той империи - великой, просвещенной, страны большой культуры и большой человечности. Никогда не отказывайтесь от этого наследства, вы наследники великой Матушки России, идите вперед с этим. И спасибо вам. Спасибо за ваш способ быть, за ваш способ быть россиянами», - сказал папа римский.
В ответ на это в МИД Украины выразили сожаление в связи с тем, что папа Франциск распространяет российские великодержавные идеи, которыми Кремль оправдывает убийства украинцев.
И даже в Украинской греко-католической церкви (УГКЦ), которая подчиняется папе римскому, уже заявили, что его слова вызвали «глубокое разочарование». И потребовали от Святейшего престола пояснений.
В Ватикане оперативно отреагировали на критику и заявили, что «украинцы просто неправильно поняли» понтифика. Он-де хотел побудить российскую молодежь сохранять то положительное, что есть в их культуре, а не превозносить империалистическую "логику и государственных деятелей".
Ватикану, конечно, положено обелять высказывания папы, но как-то звучат их оправдания неубедительно.
Папа римский Франциск не в первый раз был замечен в симпатиях к диктаторам. До своего избрания главой Святого престола он был архиепископом иезуитов в столице Аргентины - Буэнос-Айресе и носил имя Марио Бергольо. В 1976 году в Аргентине произошел военный переворот, возглавленный генералом Хорхе Виделой Редондо, и к власти в стране пришла военная хунта. Так вот архиепископа Марио Бергольо, который впоследствии стал папой Франциском, обвинили в сотрудничестве с ней.
Одно из обвинений касается похищения в 1976 году "эскадронами смерти" двух иезуитов, которые вели работу в кварталах бедноты. По мнению некоторых его противников, Бергольо не сумел предотвратить их ареста.
Бывший декан социологического факультета университета Буэнос-Айреса Фортунатто Маллимачи упрекал Бергольо в том, что во времена военной диктатуры в Аргентине тот был слишком близок к хунте и недостаточно защищал собратьев по вере. А президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер и ее предшественник даже пытались привлечь архиепископа Бергольо к суду за сотрудничество с хунтой. Сам папа Франциск, естественно, отвергает все обвинении в сотрудничестве с аргентинской хунтой.
Доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии имени Г. С. Сковороды Национальной Академии наук Украины.
Специалист в области религиоведения, истории религий, этнологии религии, нетрадиционных и новых религий, современной религиозной ситуации в мире и в Украине, религиозной духовности, сакральной культуры, свободы религии, церковно-государственных отношений, межрелигиозного диалога, религиозного и религиоведческого образования, религиозного туризма и паломничества.
Имеет около 500 публикаций: научных статей, учебно-методических материалов, монографий. Участник более чем 300 научных конференций как в Украине, так и за рубежом.