Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Теолог Петр Балог: Ватикан поддерживает жертв войны, но дает шанс агрессору покаяться.

Теолог Петр Балог: Ватикан поддерживает жертв войны, но дает шанс агрессору покаяться.
Фото: facebook.com/petro.op

К высказываниям Папы Римского Франциска украинцы очень чувствительны и скорее обижаются, чем благодарят за молитвы, которые понтифик каждый день говорит за мир. Мы так изранены, что даже легкое неосторожное прикосновение может причинить большую боль. Такую, как нанесли слова Папы о его уважении к "русскому гуманизму" на фоне разрушенных городов, братских могил и осиротевших детей.

Еще в апреле этого года польский эксперт в области внешней политики, римский католик Лукаш Адамский написал статью, в которой заявил, что Франциск живет в мире иллюзий и его есть за что критиковать.

Почему, несмотря на заявления в поддержку Украины, Папа говорит неприемлемые для нас вещи, какая настоящая политика Ватикана – об этом мы беседуем с директором Института религиозных наук святого Фомы Аквинского Петром Балогом.

Хочет быть отцом для хороших и плохих детей

- Отец Петр, вы разделяете мнение, что Папа Франциск в определенной степени лоялен к России и его слова о событиях в Украине заслуживают критики?

- Во-первых, я думаю, что у Папы, скорее всего, неполная информация о том, что такое есть Россия не только в нынешнем, а вообще в историческом измерении. Во-вторых, мне кажется, что у понтифика, как бы то ни было, есть стремление быть отцом для всех хороших и плохих детей. Во многих семьях есть хорошо воспитанные дети и плохо воспитанные, но родители стараются быть для всех хорошими. Правильно ли это с точки зрения педагогики, не уверен. Относительно плохого ребенка, который бьет других, нужна не только ласка, но и наказание.

В третьих... Я в конспирологические версии не верю, но они есть. Ватикан участвует в переговорном процессе по обмену военнопленными, помогал освобождать "азовцев". Возможно, это заставляет Папу быть сдержанным или выражать публичную нейтральную позицию. Когда ведешь переговоры, нельзя прямо называть вещи своими именами, требуется определенный прагматизм.

Когда Папа говорит слова, что для нас неприемлемы и возмутительны, то эти слова очень часто совпадают с ходом мышления многих европейцев

И еще я не раз говорил и писал, что есть определенные вещи, которые мы должны признать. Когда пастор всемирной церкви с центром в Европе говорит слова, что для нас неприемлемы и возмутительны, эти слова очень часто совпадают с ходом мышления многих европейцев. Они согласны, что Россия – агрессор, что она напала на Украину, но считают, что нельзя обременять этой виной весь русский народ. Для них это Путин, Кремль, но не все россияне.

– Одно из первых высказываний Папы, которое заслужило, мягко говоря, критику, было о том, что война в России может быть спровоцирована.

– Это тоже видение определенного круга европейцев. Мне один журналист из Италии с возмущением написал, почему в Украине запрещают русскую литературу. Даже во Вторую мировую войну не было такого, чтобы запрещали немецкую.

Я пробовал объяснять, что никаких запретов нет, в обиходе каждый читает, что хочет, и говорит, как хочет. Однако из так называемой "великой литературы" следует русский империализм. Поэтому мы исключили ее из своего образовательного и культурного пространства.

Читаем Достоевского в разных очках

- Когда оказалось, что понтифик является ценителем Достоевского, вы также цитировали в своем фейсбуке отрывок из "Идиота": "Католичество - вера нехристианская..." Тоже считаете, что Папа не читал русского классика?

– Конечно, читал. Достоевским восхищается вся Европа. Они просто читают его в других очках, чем мы. Папа мог этот монолог Мышкина вынести в скобки.

Достоевского в Европе читали с конца XIX века, интерпретировали, что-то там разгадывали. Когда-то давно у меня был с одним поляком разговор о Достоевском. Этот поляк говорил, что Достоевский - антипольский писатель, ведь писал, что если бы в своей крови нашел польские следы, то порезал бы жилы. Но, тем не менее, мой собеседник признавал автора "Идиота" великим писателем.

Увлечение “таинственной русской душой”, которую представляли Достоевский или Толстой, характерно для Запада. Антиукраинской риторики у них не было, потому что Украина для них не существовала. Польский вопрос был – как покончить с ним. А с украинским тогда уже покончили. И мы, когда читали Достоевского лет 20 – 30 назад, тоже выносили все шовинистские проявления в скобки – как бы не обращали внимания. А теперь обращаем, воспринимаем совсем в другом контексте.

Я бы привел такую ​​аналогию. Мы читаем "Ветхий Завет", цитируем его, называем Словом Божьим. А есть люди, которые этим возмущаются. Говорят, неужели вы не видите, как в "Ветхом Завете" Бог приказывает кого-то уничтожать, как люди там вырезают друг друга, как льются реки крови!

Мы эти нюансы выносим в скобки, потому что знаем, что это культурные наслоения тогдашних народов, когда были сплошные войны между разными племенами, и их приписывали воле Бога, мол, это Он так повелел.

Что касается Папы и Достоевского, мы сейчас в позиции людей, которые считают, что нельзя называть зверства из Ветхого Завета, которые были обусловлены такой, а не другой культурой, Божьей волей, хотя в целом Ветхий Завет это часть Священного Писания. Так же и произведения Достоевского - частю мировой литературы, однако мы в праве не принимать их антиукраинского и шовинистически-имперского наслоения.

С допустимыми сроками

- Создается впечатление, что русская православная церковь читает только "Ветхий Завет", а о "Новом..." не знает. А российские католики высказывали свою официальную позицию по поводу войны?

– Был документ, который глава русской римско-католической церкви архиепископ Паоло Пецци подписал от имени других епископов. Короткий текст в рамках допустимых сроков, за которые у России не будет наказания. Вы ведь знаете, что там нельзя говорить о войне, нельзя об агрессии.

Паоло Пецци говорил о великой трагедии, о конфликте, о недопустимости чего-то там, что ситуация тяжелая и надо держаться моральных устоев. Конечно, он не мог говорить, что Путин – агрессор, убийца, тиран.

В России все запуганы, потому что если даже православные священники говорят против, то их сажают в тюрьму, и такая судьба может постигнуть всех подряд.

Я думаю, что процент поддержки и неподдержки действий властей примерно одинаков во всех конфессиях в России.

Такого нет, что православные – за Путина, а католики – против.

Что касается Украинской римско-католической церкви, то у нас однозначное осуждение действий Кремля, и все называется своими именами. В Украине разбиты все розовые очки. Есть епископ в Харькове, епископ в Запорожье, Одессе, есть военные капелланы, которых мы в нашем институте тоже готовим. Все видят те ракеты, те разрушения, смерти.

Даже УПЦ не может говорить, как раньше, о непонятной "гражданской войне" на Донбассе. Говорит, что война, пусть и добавляет "братоубийственна", но есть признание агрессии России. Некоторые православные священники УПЦ отказались вспоминать патриарха Кирилла в своих литургиях.

Киевский Институт религиозных наук является филиалом Папского университета св. Фомы Аквинского «Angelicum» в Риме. Фото: facebook.com/IRN.ua/photos

Киевский Институт религиозных наук является филиалом Папского университета св. Фомы Аквинского «Angelicum» в Риме. Фото: facebook.com/IRN.ua/photos

Священник или политик – чего больше

- Польский политолог писал, что глава Ватикана в течение девяти лет искал экуменический и политический диалог с Русской православной церковью. А чем больше есть Папа – политиком или священником?

– В Ватикане это связано. Когда какая-то организация всемирная, она не может быть отделена от политики. Вот, допустим, та же сеть "Фейсбук". Ее основатель Цукерберг является политиком? Формально – нет, но на самом деле – да, ибо имеет влияние на мышление людей, может внедрять какие-то правила, которым должно повиноваться сообщество.

Так же церковь. Если она всемирная, то хочет или не хочет, а политические вопросы ее будут затрагивать. Когда Папа Павел II высказывался против войны Америки в Ираке, это было политическое заявление. Одновременно – нравственное, моральное, духовное. Но с точки зрения мира - политическое, потому что он занял определенную позицию. И вот теперь мы тоже воспринимаем Франциска с политической точки зрения.

Господин Лукаш Адамский, я с ним знаком, критикует Франциска, но восхищается Иоанном Павлом II. Хорошо. А вспомним, как тот относился к Горбачеву. Называл ли он его агрессором? Нет, Иоанн Павел II Горбачева с супругой принимал, общался. Хотя это было время, когда Советский Союз продолжал агрессию в Афганистане, когда начинал подавлять освободительное движение в республиках Прибалтики. Когда хоть и начиналась перестройка, режим КГБ существовал.

Советский Союз распался, началась война в Югославии. Сербия – некая Россия в миниатюре со своими имперскими амбициями. Произошла резня в Срибренице (истребление боснийскими сербами около 8000 боснийских мусульман. – Авт.) - Павел II назвал эти события "человекоубийством", но имени Милошевича не произнес.

– Это можно назвать религиозной дипломатией.

У Бога, конечно, возможно все, разбойник на кресте обратился. Но его сначала распяли

- Ватикан держится такой линии, что называет зло – злом, войну – войной, но для того, кто это зло несет, оставляет открытую дверь. Чтобы имел возможность опомниться, обратиться на путь истины, чтобы хуже не озлобился.

Когда мы называем Путина тем, кем он является, Путин не становится добрее. Но мы знаем, что единственный способ его остановить – это Вооруженные силы Украины. У Ватикана вооруженных сил нет, он оставляет эту дверь, что Путин может опомниться. Наивная идея, по моему мнению. Русские переговоры и открытые двери трактуют как слабость противника и свою победу.

Но в Ватикане верят, что все можно устроить дипломатическим путем, Путин поймет, что война ему не выгодна, прислушивается к авторитету Папы Римского.

У Бога, конечно, возможно все, разбойник на кресте обратился. Но его поначалу распяли.

В определенных мыслях он не одинок

- Есть мнение, что на Папу могут влиять его советники, симпатизировавшие России.

- Папа лично не может следить за всем, что происходит в мире. У него есть консультанты с обеих сторон. В Ватикане есть люди, придерживающиеся филорусской позиции. Для них шок, что такая "духовная", религиозная страна проявила агрессию. Они могут рекомендовать уговаривать Путина на переговоры. Возможно, о Достоевском Франциск сказал от себя лично, но выразил определенные убеждения.

Повторяю, что в определенных мыслях Папа Римский не одинок. Я читаю комментарии разных людей на Западе, в частности простых итальянцев. Они убеждены были, что снабжение Украины оружием не способствует миру, потому что увеличивает российскую агрессию. А Россию они считают непобедимой, потому что это ядерное государство. Для них единственный способ остановить войну – сесть за стол переговоров, принять компромиссное решение.

Такого мнения, как мы знаем, придерживался и Илон Маск, считавший, что ядерные страны не проигрывают. А это неправда, потому что Америка проиграла во Вьетнаме, а Советский Союз – в Афганистане еще и распался.

- Известно, что Папа был против поставки Украине оружия, но затем изменил мнение и назвал это "нравственно приемлемым", когда речь идет об обороне. Сейчас глава УГКЦ Блаженнейший Святослав совершил визит в Ватикан. Может, он, если и не изменит его позицию, хоть немного подкорректирует?

- Немножко – да. В мае у Папы были представители Украинского католического университета, был Денис Коляда – протестант, другие люди. После таких встреч Папа начал лучше понимать, что на самом деле все происходит не совсем так, как говорят некоторые советники.

Думаю, что поездка Блаженнейшего Святослава Шевчука – это хорошо. Он привез Папе обломок снаряда, разрушившего храм под Киевом. То есть наглядно показал русский гуманизм.

Есть надежда, что Папа Римский прислушивается к главе УГКЦ Блаженнейшему Святославу. Фото: ugcc.ua

Есть надежда, что Папа Римский прислушивается к главе УГКЦ Блаженнейшему Святославу. Фото: ugcc.ua

Так было бы и за предшественников Франциска

– Однако ждать, что Ватикан начнет называть Путина террористом и агрессором, насколько мы поняли, нельзя. Должны обижаться на него за это?

- Это наши эмоции. Нам хотелось бы, чтобы весь мир нас поддерживал, защищал. Мы оказались в ситуации, когда всемирное зло сконцентрировалось на нас. Прежде оно сконцентрировалось на Югославии, на Руанде, на других странах, где была война. Тем людям тоже хотелось, чтобы весь мир был на их стороне. Однако никто не имел такой поддержки, которую сейчас имеет Украина.

Когда была агрессия против Грузии, ООН фактически проголосовала против Грузии.

Обижаться можно, что мы такие маленькие, нас все бросили, но это не продуктивно. Несмотря на то, что в каждой стране есть внутренняя оппозиция, действуют последствия российской пропаганды, у нас есть беспрецедентная поддержка. И высказывание, что Ватикан нас вроде бы не поддерживает, – это неправда. Очень поддерживает.

Всем странам, где шла война, тоже хотелось, чтобы весь мир был на их стороне. Однако никто не имел такой поддержки, которую имеет сейчас Украина

Единственное, что он открыт для разговоров с Россией, но это своеобразное следование "Евангелию". В "Евангелии" есть осуждение зла, но нет осуждения человека. "Евангелие" не говорит, что человек, совершающий зло, – дьявол, оно дает человеку шанс переродиться.

Многие украинцы в этой войне, разумеется, эмоционально не могут пользоваться евангельскими принципами, поэтому говорят, что Путин – это сплошное зло, антихрист. А Ватикан не может себе такое позволить. Даже Гитлера он не называл антихристом.

Возможно, другой Папа, у которого был бы не такой бэкграунд, иначе бы реагировал. Но всеобщая политика по отношению к России была бы схожей. Это однозначная поддержка жертвы, но оставлена открытая дверь для покаяния агрессора. Так было бы, думаю, и за предшественников Франциска.

С приходом христианства обнаружился грех

- Таков философский вопрос: на смену "Ветхому Завету" пришел "Новый...", где сказано "не убий". Почему вера людей в гуманного Бога не остановила войны? Еще Ярослав Гашек писал о Первой мировой, что эта великая бойня не обошлась без благословения священников.

– В небе нет войн, нет зла ​​и нет греха. А пока мы на земле, мы грешные люди. Бог дал нам волю – делать добро или зло. В том и состоит грех, что человек, выбирая зло, противится воле Божией.

Мы не говорим, что животные грешны, потому что сильный поедает более слабого. Мы называем это естественным процессом, поскольку животные - бессознательны, должны выживать. А человек сознательный, поэтому у людей убийство называется злом и грехом.

Собственно, с приходом христианства грех и проявился, потому что оказалось, что христиане тоже могут делать зло. И если человек верит в Бога, он куда грешнее неверующего, потому что идет против божьих заповедей.

Бог дал нам волю – творить добро или зло. В том и состоит грех, что человек, выбирая зло, противится воле Божией

Российский патриарх Кирилл, верящий в Бога, хотя есть и другое мнение, должен быть пацифистом. Пацифизм – это требование к агрессору, не к жертве. Жертва должна обороняться, иначе умрет. Мы станем пацифистами после победы, когда вернем свои территории.

Христианство не могло остановить войны, оно старалось залечивать раны, приносившие массовые убийства.

- Значит, духовная власть всегда подстраивалась под светскую?

- Не всегда. Известен пример, когда после резни в Салониках епископ Амвросий не впустил императора Феодосия в храм и отлучил его от церкви. Хроники знают другие примеры, когда духовники пытались остановить зло, сдерживать агрессию правителей.

А те, которые подстраивались, были как Кирилл.

Напомню, что в разговоре с Кириллом, когда тот пытался оправдать войну, Франциск сказал, что ничего из этих объяснений не понимает и что патриарх не должен опускаться до уровня алтарного путинского мальчика. То есть дворецкого. Об этом понтифик рассказал в интервью итальянской газете Corriere della Sera.

То, чем занимается сейчас церковь Кирилла в Москве, – это прислуживание, покрытие преступления, покрытие греха.

Флаг – В своих речах (и, надеемся, в душе) Папа Франциск поддерживает Украину. Фото: ugcc.ua/

Флаг – В своих речах (и, надеемся, в душе) Папа Франциск поддерживает Украину. Фото: ugcc.ua/

Отдельное мнение

Сначала нужно думать, что сделано хорошее, а потом искать плохое

Григорий Драус, настоятель Римско-католического прихода святого Иоанна Павла II во Львове:

Григорий Драус. Фото: https://www.facebook.com/grzegorz.draus.3

Григорий Драус. Фото: https://www.facebook.com/grzegorz.draus.3

- Чтобы понять книгу на английском языке, нужно знать этот язык. Если кто-то хочет научиться химии, то должен овладевать терминами. Каждое слово может быть многозначным, его нужно читать в контексте, в котором оно написано. Так же и слово Папы.

Папа говорит с точки зрения нравственности, духовности. Его речи по теме войны очень немногие читают. Из них вырывают отдельные фразы, которые потом разносят как заявления с позиций политики.

Папа говорит об ужасах и несправедливости агрессии, молится об остановке этой ужасной войны. А ведь это правда, что каждая война страшна и является большой несправедливостью. Надо прочесть, прослушать все, а не вырывать пятую фразу из третьей части.

У Папы нет публичного выступления, где бы он ни вспомнил Украину, нет молитвы, где бы он не молился за Украину. Когда Папа говорил о русском гуманизме, он говорил о людях, не поддерживающих войну. Известно, как в России жестоко арестовывают всех, хоть немного выступающих против войны. Я не знаю, как бы я сам мог протестовать, если бы жил в России. Там действительно есть люди, которые отказываются воевать, убегающие, чтобы не быть затянутыми в убийства.

Относиться предвзято к Папе только потому, что он пытается искать баланс и ведет к переговорам, глупо. Сжечь мосты очень просто, тяжело их наводить. Что-то нужно делать и с той, и с нашей стороны, чтобы прекратить войну. Я не вижу, чем Папа может оскорблять украинцев.

Но я вижу, какая огромная помощь уходит в Украину со стороны католических церквей и в Польше, и в Италии. Сначала надо рассматривать, что сделано хорошее, а потом думать, где сказано плохое.