Украина получила статус кандидата в члены Евросоюза. Это, бесспорно, важный шаг на пути к евроинтеграции страны. Но он, к сожалению, не означает, что наше государство вступит в ЕС в обозримом будущем. Как показывает практика, расстояние от статуса в члены до реального членства может занимать десятки лет.
"Добро пожаловать, Украина. Это хорошая вещь – дать статус кандидата, но я надеюсь, что у украинского народа не будет иллюзий по этому поводу", – заявил премьер-министр Албании Эди Рама после того, как Украине предоставили статус кандидата в члены ЕС.
На сегодняшний день 7 государств имеют статус кандидата в ЕС: Албания, Турция, Северная Македония, Черногория, Сербия, Молдова и Украина. Последние на днях получили статус кандидата. Выясняли кто и почему «стоит в очереди».
Подала заявку на членство в ЕС в марте 2004 года.
Европейская комиссия дала положительное заключение о членстве Северной Македонии в ноябре 2005 года, после чего в декабре 2005 года Совет ЕС предоставил этой стране статус кандидата.
Что мешает:
Сначала вступлению этой страны в ЕС препятствовала Греция, которая опасалась, что государство с названием "Македония" может предъявить территориальные претензии к Греции, в которой есть одноименная провинция. В июне 2018 года Скопье наконец согласился изменить название страны на Северную Македонию, надеясь тем самым положить конец историческим спорам и ликвидировать все препятствия на пути республики в ЕС и НАТО.
После этого Болгария наложила вето на начало переговоров с Албанией и Северной Македонией о вступлении в ЕС.
Причина нежелания Болгарии пустить Северную Македонию в Евросоюз кроется в исторических вопросах. София утверждает, что жители Северной Македонии являются болгарами и говорят на болгарском языке, однако им искусственно навязали македонскую идентичность в то время, когда страна входила в состав бывшей Югославии. Болгария официально придерживалась такой позиции с 1950-х годов.
Премьер-министр Северной Македонии Зоран Заев заявил, что язык "не является критерием признания или непризнания в Европе в XXI веке". Право народов на самоопределение нельзя отрицать, сказал он.
От этого противостояния страдает и Албания, поскольку процесс вступления двух государств в ЕС связан. "Это позор со стороны Болгарии, которая взяла в заложники два государства НАТО, Албанию и Северную Македонию, в разгар войны на краю Европы, а 27 стран сидят неподвижно в страшном проявлении импотенции", – заявил премьер-министр Албании Эди Рама.
Подала заявку на членство в ЕС в 2009 году.
В 2010 году Европейская комиссия выдвинула 12 условий для вступления Албании в Евросоюз.
В октябре 2012 года Европейская комиссия рекомендовала предоставить Албании статус кандидата при условии завершения ключевых реформ в области судебной системы и государственного управления, и пересмотра законодательных процессуальных норм. В июне 2014 года Совет Европы присвоил Албании статус кандидата.
Начала процесс сближения с ЕС момента получения независимости в 2006 году
Страна получила статус кандидата на членство в ЕС в 2010 году. В этом же году Европейская комиссия дала положительное заключение по заявке Подгорицы, однако вскоре выдвинула 7 условий для начала диалога по членству в ЕС. В декабре 2011 года Совет ЕС согласился начать переговоры с Черногорией. Переговоры официально стартовали 29 июня 2012 года.
Черногорский премьер Здравко Кривокапич объявил, что его страна «непременно вступит в ЕС в 2024–2025 годах». Хотя в самом Евросоюзе конкретных сроков вступления туда балканских стран предпочитают не называть, региональные эксперты полагают, что ЕС может по политическим соображениям принять из всех балканских стран сначала только Черногорию.
Подала официальную заявку в 2009 году.
В сентябре 2013 года вступило в силу соглашение «Об ассоциации между ЕС и Сербией». В январе 2014 года официально начались переговоры по вступлению Сербии в Евросоюз.
Что мешает:
Задержка вступлением в Евросоюз Сербии можно пояснить тем, что она хочет, образно говоря, усидеть на двух стульях - быть членом Евросоюза и сохранять хорошие отношения с Россией. С 2014 года Евросоюз регулярно указывал Сербии на необходимость привести свою внешнюю политику в соответствие с внешней политикой Европейского Союза, имея в виду введение санкций против России в ответ на аннексию Крыма.
Белград вместо этого откладывал рассмотрение пункта, касающегося внешней политики и политики безопасности, на конец переговорного процесса, надеясь, что к тому времени украинский вопрос решится и Сербии не придется изменять братской России. Теперь нерешенный вопрос стал ребром и снова является преградой для приближения Сербии к ЕС.
По оценкам политических экспертов, Белград будет медлить с введением санкций до конца августа, пока не истечет предусмотренное законом время для формирования правительства. Да и после этого введение санкций будет под большим вопросом. Похоже, что вопрос сербской евроинтеграции будет зависеть от Украины.
Это единственная в Европе страна, которая не ввела против России те или иные санкции, а также единственная страна мира, где проходили несколько тысяч пророссийских митингов именно с участием местного населения.
Последние соцопросы компании IPSOS показали, что впервые в истории большинство граждан Сербии против членства в ЕС.
Подала заявку на вступление в ЕС в 1997 году, кандидатом стала лишь в 1999 году.
И это самая сложная ситуация во всем союзе. И хотя Европейский совет объявил официальной датой начала переговоров по вступлению Турции 2005 год, эта страна сегодня по-прежнему остается только кандидатом на вступление в ЕС.
Что мешает:
В 2018 году президент Реджеп Эрдоган назвал вступление в Европейский союз стратегической целью. Через год он сказал о нежелании Евросоюза принимать Турцию в свой состав, и истинной причиной этого является не большая численность турецкого населения, а то, что турки по вероисповеданию являются мусульманами. По результатам опросов в 2017 году, 75,5 % граждан Турции хотят вступить в ЕС, но лишь 36 % полагает, что страна когда-либо будет принята.
Так или иначе, но в 2021 году Европарламент предложил приостановить переговоры о вступлении Турции в Евросоюз. Европа считает, что Анкара продолжает отдаляться от ценностей и норм блока и что в Турции наблюдается "гиперцентрализация власти" президента Реджепа Эрдогана.