С завтрашнего утра все киевляне должны ходить в полосатой одежде в честь наступления года Тигра. Такое решение приняли столичные депутаты. Или не могли принять?
Кто-нибудь из вас задумывался над вопросом: где находится предел полномочий местных властей? Что они могут заставить вас делать, а что нет? А стоило бы знать.
Идею материала нам подкинуло решение городских властей Каховки: депутаты озаботились количеством животных, которые местные жители могут держать у себя дома. Согласно документу, допускается не более трех домашних животных: два кота и один пес, два пса и один кот либо три кота. И так далее…
А если дома канарейка? Ее считать, как десятую часть кота? А удава, как 38 попугаев?
В Каховской городской территориальной общине «КП в Украине» успокоили: речь идет о рекомендациях, а не конкретном запрете. Влиять на то, сколько у вас в доме животных, местные власти не могут. А вот обложить содержание животных налогами могут.
- В Верховной Раде лежит законопроект №3796 о регистрации домашних животных. После того как его примут, недолго ждать решения от местных депутатов, например, включения в структуру тарифа на обслуживания придомовой территории коэффициента за содержание животных. Либо решения внедрить местный налог и так регулировать численность домашних животных в квартирах, - поясняет суть полномочий местной власти экс-депутат Броварского городского совета Ирина Никитчина.
Но кого держать дома - тигров, волков, медведей, ядовитых змей или крокодилов, – законом не оговорено. Хотя прецедентов более чем достаточно. Вспомните тигров с Жукова острова или найденную возле жилого дома мертвую индийскую кобру.
Начнем с хорошего: местная власть не всесильна. И, например, не может заставить людей ходить по улице в одежде зеленого цвета. Или заставить повесить у себя на работе портрет градоначальника.
Не вправе местные депутаты обязать граждан питаться исключительно здоровой пищей. Это нарушение прав и свобод человека. Не могут власти заставить вас ходить на работу, хотя в «совке» была уголовная статья за тунеядство.
Нельзя обязать пенсионеров ходить в магазин с 8 до 10 утра, посулив обязательную скидку в 50% на товары. Это, во-первых, ограничение свободы человека в его праве на передвижение, а во-вторых, навязанные скидки, вмешательство в работу частного бизнеса.
Но кое-какие рычаги на вашу частную жизнь у местных депутатов есть. Например, вы не можете самостоятельно распоряжаться фасадом дома, если он находится в исторической зоне населенного пункта.
- Определять цвет, материал входных дверей и окон – вполне реальная вещь для местных депутатов. Много городов пошло путем разработки дизайн-кода города, - поясняет Ирина Никитчина.
А вот определять марку (производителя) этих дверей и окон власть не может: это грубое вмешательством в рыночную экономику. В неисторических районах – стеклить или не стеклить балкон и в какой цвет его красить - решает сам жилец.
В Украине дороги, по своему типу финансирования, делятся на три вида: областного, районного и городского совета. Соответственно, за организацию дорожного движения и наличие парковок на каждом конкретном участке отвечает тот, кто дает деньги.
Потому, например, создание пешеходно-велосипедных зон – компетенция местных органов самоуправления. Но нужно согласовывать с патрульной полицией.
- В ГАИ существовали целые отделы, где были инженеры, с которыми и согласовывали подобные решения. В патрульной полиции существование таких отделов никакой «нормативкой» не оговорено, потому все превратилось в формальность. Поэтому, когда архитектор планирует квартал и просит дать оценку о том, насколько это безопасно и повлечет ли заторы - в патрульной полиции квалифицированно ответить не могут, - считает столичный правозащитник Владимир Караваев.
Правда, пару лет назад в Украине появились аудиторы дорожной безопасности. Но их около двадцати человек, они работают лишь на больших дорогах и магистралях, на остальное сил не хватает.
Так что сделать часть города пешеходно-велосипедной власти могут. Но заставить вас пересесть из машины на велосипед - нет.
Немного теории… Полномочия местных властей регулируются Законом «О местном самоуправлении в Украине».
Местные власти имеют право, в частности, на:
- утверждение местных градостроительных программ и генпланов застройки;
- установку правил благоустройства территории населенного пункта, обеспечение в нем чистоты и порядка, торговли на рынках, соблюдение тишины в общественных местах, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность;
- установление запрета продажи пива (кроме безалкогольного) и любого алкоголя в определенное время.
НАБОЛЕЛО
Главная беда Киева – это заторы. Почему местная власть перед ними бессильна?
- В любом городе есть генеральный план застройки. А к нему - понятие территориальной и зональной застроек. Генеральная – это весь город, а зональная – самая последняя и детальная. Расчеты относительно транспорта и пешеходов проводятся только на уровне генерального плана. Считают ширину дорог, количество развязок, парковок и т. д., - объясняет Владимир Караваев. - Когда происходит территориальная или зональная застройка, никто расчетов не делает. И на практике по генплану указан 9-этажный дом, а в более узкой (зональной) застройке этот дом имеет уже 24 этажа. Все предыдущие расчеты бессмысленны. Дороги не соответствуют реальному количеству машин. И это проблема всех украинских городов.