21 ноября
Загрузить еще

Украинский «Байрактар»: какие беспилотники разрабатывают и производят в нашей стране

Украинский «Байрактар»: какие беспилотники разрабатывают и производят в нашей стране
Фото: Википедия

На днях министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что не стоит использовать выражение «турецкий «Байрактар» для купленных ударных беспилотников, используемых на Донбассе.

«Если страна покупает их у нас, у другой страны, это оружие нельзя называть турецким, российским или украинским. Если государство покупает его у нас, это уже не турецкий продукт. Возможно, он был произведен в Турции, но он принадлежит Украине», - заявил глава МИД Турции.

«Байрактары» станут полностью украинскими

И действительно, украинская сторона разделяет эту точку зрения и готова на деле исправить это недоразумение с названием. Посол Украины в Турции Василий Боднар заявил, что Киев и Анкара ведут переговоры о создании в Украине производственных мощностей по производству беспилотников «Байрактар».

По словам украинского дипломата, речь идет о полномасштабном производстве беспилотных аппаратов «с нуля» - их смогут строить для нужд Вооруженных сил Украины, а также для поставок на рынки третьих стран. «Дополнительные производственные мощности полного цикла также и в интересе турецкой стороны, чтобы осваивать новые рынки и совместно проводить как испытания, так и позже, возможно, обучение некоторых иностранных коллег, чтобы владеть этой технологией и совместно формировать оборонную сферу», – заявил Василий Боднар.

Тем более что уже сейчас на турецких ударных дронах будут устанавливать двигатели украинского производства. Турецкий производитель беспилотных летательных аппаратов Bayratkar Makina планирует устанавливать украинские двигатели на все свои новые БПЛА, которые будут собирать в ближайшее время. «Мы намерены на всю нашу технику, которая будет производиться в ближайшее время, устанавливать двигатели украинского производителя. Украина – наш стратегический партнер», – заявил гендиректор компании-производителя БПЛА Bayraktar Makina Халюк Байрактар.

Он добавил, что Турция среди других стран первой обратила внимание на украинские технологии и предложила сотрудничество. Украина имеет уникальные технологии в этой сфере, которыми в мире владеют две-три страны.

Мы намерены на всю нашу технику, которая будет производиться в ближайшее время, устанавливать двигатели украинского производителя

Но и кроме турецких БПЛА, с 2014 года украинские государственные и частные предприятия оборонно-промышленного комплекса создали целую серию беспилотников, которые закупались для нужд Вооруженных сил, Национальной гвардии, Государственной пограничной службы и СБУ.

На сегодня в Украине создан ряд разноклассовых ударных беспилотников (ударно-разведывательные, ударные и камикадзе - принципиально разных по цене, воздействию, задачам), способных уничтожать цели противника, избегая при этом возможных как человеческих, так и инфраструктурных потерь. Но часть их пока находится на стадии разработки и заводских испытаний.

Stealth – дрон ACE ONE не имеет аналогов

В Украине есть ударно-разведывательный комплекс «Сокол-300» от конструкторского бюро «Луч», который по многим параметрам схож с «Байрактаром».

  • ТТХ «Сокол-300»
  • Размах крыла БПЛА - 14 м.
  • Длина - 8,57 м.
  • Максимальная скорость - 335 км/ч.
  • Проектная дальность полета - 1000-3300 км (в зависимости от двигателя).
  • Вооружение - управляемые ракеты с дальностью поражения до 10 км.
  • Масса полезной нагрузки - 300 кг, максимальная взлетная масса - 650 кг.

Ожидаемая стоимость одного БПЛА первой партии - около 45 миллионов гривен с последующим удешевлением на 30-40% благодаря серийному производству.

Первое испытание «Сокол-300» ожидается в конце этого года.

Летом этого года, на выставке «Оружие и безопасность - 2021» украинские инженеры представили макет многоцелевого ударного малозаметного беспилотника ACE ONE. Над дроном работали 25 специалистов из украинской авиакосмической отрасли во главе с бывшим гендиректором ГП «Антонов» Александром Лосем и экс-руководителем Государственного космического агентства Владимиром Усовым.

Разработкой двигателя занимались ГП «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич», производством планера – ООО «Гидробест». Беспилотник сконструирован по технологии малозаметности, повышающей выживаемость боевой техники. «Он разработан на основе новейших технологий Stealth. Благодаря этому, а также своей форме плоского крыла, беспилотник фактически невидим для радаров, и его сложно вычислить», – поясняет главный конструктор и руководитель проекта Александр Лось.

Он способен переносить во внутренних отсеках вооружение весом до тонны и обладает «роевыми возможностями».

Длина ACE ONE – 8 м, ширина – 11 м, а максимальная взлетная масса – 7,5 т. По словам разработчиков, таких беспилотников ни в Украине, ни в мире еще не было. Скорость ACE ONE приближена к сверхзвуковой – 1000 км/ч. Управление дроном осуществляется с помощью системы искусственного интеллекта, которая может управлять роем таких беспилотников. По расчетам конструкторов, беспилотник будет подниматься на высоту до 13,5 километра, а его боевой радиус составит 1500 километров. ACE ONE предназначен для выполнения операций: стратегической, оперативной и тактической разведки, штурмовых операций в широком диапазоне высот, подавление противника противовоздушной обороны. Стоимость роя ACE ONE с наземной станцией колеблется от 12 до13 млн долларов. Сейчас идет активная доработка этого проекта.

Сокол  Украинский «Сокол-300» от конструкторского бюро «Луч» по многим параметрам схож с «Байрактаром». Фото:  https://mil.in.ua

Сокол Украинский «Сокол-300» от конструкторского бюро «Луч» по многим параметрам схож с «Байрактаром». Фото: https://mil.in.ua

«Аисты», «Фурии» и «Горлицы» - для разведки

Предприятие «Атлон-Авиа» разрабатывает ударный беспилотный комплекс ST-35 «Гром».

  • Скорость до 120 км/час;
  • максимальная продолжительность полета - 60 минут;
  • взлетный вес - 10 кг;
  • вес боевой части - 3,5 кг;
  • типы боевой части - термобарическая, кумулятивная, осколочно-фугасная;.
  • расчет - 3 человека.

Сейчас также проводятся испытания этого комплекса.

Кроме этого, Украина разрабатывает и выпускает беспилотники, предназначенные для разведки днем и ночью (при наличии тепловизорного подвеса) и корректировки артиллерии. Самые распространенные из них - «Аист-100» от компании DeViRo (радиус действия до 50 км), PD-1 и PD-2 от UkrSpecSystems (радиус действия более 100 км), «Фурия» от «Атлон Авиа» (радиус действия до 50 км), «Валькирия» от «Авиационных систем Украины» (радиус действия до 40 км).

Государственное предприятие «Антонов» создает оперативно-тактический беспилотный летательный аппарат «Горлица-2». Комплекс предназначен для ведения разведки днем и ночью при любых погодных условиях, передачи полученной информации на командный пункт для обеспечения эффективного применения механизированных (танковых) бригад, дивизионов ракетных войск и артиллерии, а также эскадрилий армейской авиации.

«Горлица-2» от «Антонова» может вести разведку в любых погодных условиях и днем и ночью. Фото:  https://mil.in.ua

«Горлица-2» от «Антонова» может вести разведку в любых погодных условиях и днем и ночью. Фото: https://mil.in.ua

Многоцелевой ударный беспилотника ACE ONE - новинка нашего вооружения. Фото: https://defence-ua.com

Многоцелевой ударный беспилотника ACE ONE - новинка нашего вооружения. Фото: https://defence-ua.com

Мнение эксперта

Игорь Романенко, экс-заместитель начальника Генштаба Украины:

- Как показали последние действия в Сирии, Ираке, Нагорном Карабахе, да и у нас в Донбассе, роль беспилотников в современных военных конфликтах все больше возрастает. Особенно для Украины. Наша авиация старая, и строить современные самолеты и вертолеты нам не по карману. Поэтому этот пробел отчасти и восполняют БПЛА.

У нас есть свои дроны отечественного производства, но пока это в основном разведывательные аппараты. Ударный БПЛА «Сокол», например, ничем не уступает «Байрактару». Если на турецком аппарате установлены управляемые бомбы, то у нас ракеты, которые можно использовать при любой погоде. В Украине сейчас строятся предприятия по выпуску БПЛА. И у нас уже есть Центр по подготовке персонала, обслуживания и апгрейда беспилотников.