На съезде православной молодежи он записал выступление митрополита Кирилла, которое включил в этот сборник для руководителей молодежных отделов Русской церкви.
Митрополит Кирилл очень искренне рассказал о своем отношении к молодежи, привел ранее неизвестные истории из своей жизни. С разрешения иеромонаха Димитрия мы публикуем отрывки из того выступления митрополита Кирилла. «Самое неожиданное здесь - это то, что за всем церковным служением митрополита Кирилла, за всей его обращенностью к молодежи стоит очень светлое монашеское предание, которым с ним, тогда еще ребенком, поделился старец-схимник, - предание о радости во Христе», - говорит иеромонах Димитрий. Как нам кажется, нынешний предстоятель РПЦ еще тогда очень точно сформулировал, какой он видит нашу церковь и как хотел бы ее обновить, наполнить общение с Богом радостью...
Из выступления митрополита Смоленского и Калининградского КИРИЛЛА на съезде православной молодежи. (Москва, 2001 г.)
Можно ли архиерею улыбаться?
«…Теперь о внешнем облике верующего человека. Расскажу такую историю. Бог благословил мою жизнь опытом общения со святым человеком. Лет шести-семи от роду я был привезен родителями в Псково-Печерский монастырь к известному в то время старцу Симеону. Помню, я страшно боялся этого старца и его кельи. Но вот повели меня к нему, в вырытую в горе келью близ Успенского собора. Войдя в помещение с маленьким окошечком, я увидел выходящего мне навстречу из другой комнаты старичка в светлом подрясничке. Этот человек словно светился, знаете, как будто солнце заглянуло в тень. Радостным, веселым, светящимся был старец Симеон, и это теплое воспоминание о встрече с ним я сохраню до конца своих дней. Тогда я сказал себе, что это, наверное, и есть святой человек. Христианство - это вечная радость, но не нарочитая стодолларовая улыбка, а неоскудевающее радование о Господе и мире Божием.
Прямо противоположный и значительно более распространенный случай - одежда в черно-серо-коричневой гамме, мрачное выражение лица, ни тени улыбки. Какое радование, разве это можно верующему человеку? У меня есть родственница, которая меня по телефону все корит: «Почему ты улыбаешься, выступая по телевидению? Архиерею не полагается улыбаться». Это глубоко ошибочное представление о том, каким должен быть облик христианина. Взгляд верующего человека на жизнь отличается спокойствием и мудростью, а вера сообщает внутреннюю радость. У верующего во Христа нет причины посыпать главу пеплом. Это не новая тема в истории христианства. Вспомним Слово Божие: «Также, когда постись, не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице, чтобы явится постящимися не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:16-18). Поэтому и мы должны быть свободны от необходимости соответствовать ложному, фарисейскому пониманию благообразия. Равным образом не следует и приходящих в Церковь молодых людей ставить в жесткие ограничивающие рамки: отныне одеваться следует так, а не иначе, о веселье и радости надо забыть, от занятий спортом отказаться, светскую музыку не слушать. Сковывая всеми возможными способами свободу движения вновь пришедших братьев и сестер, мы не только совершаем недопустимое и неразумное насилие над их волей, но и собственными руками отталкиваем от Церкви людей, ищущих Христовой Истины…
О благообразии
…Встречаю как-то утром на дороге к храму группу молодых женщин. Все как одна выглядят диковато, резко выделяются среди горожан, одеты странно и не по-людски. Оказывается, местный батюшка допускает женщин на службу не иначе, как в этой псевдоправославной униформе. Вот и ходят они в храм в каких-то черных сарафанах. Все это не имеет никакого отношения ни к Православию, ни к благообразию, ни к достоинству, ни к скромности. Это пародия на Церковь, дурновкусие. Насаждая фольклорное, музейное, костюмированное Православие, мы словно сигнализируем обществу и человеку о том, что наша вера якобы не имеет никакого отношения к современной жизни. А между тем место Православия - на стремнине жизни и в сокровенном обиталище наших чувств.
Как говорить с молодежью
…Вспоминаю свой первый опыт участия в молодежной работе. Это было в далеком уже 1968 году в Праге, куда меня послали для участия в Христианском мирном конгрессе. Там была большая молодежная секция, включавшая более 200 человек... Напомню, что 1968 год в Европе был временем молодежных бунтов, которые на Западе именовались революциями... Молодежь повсеместно бастовала, стреляла, устраивала демонстрации и уличные битвы с полицией. Естественно, что накал тех дней выплеснулся в выступлениях участников нашей молодежной секции. Чувствовал я себя в этой атмосфере как-то не очень уютно. Но особенно неприятно мне сделалось, когда к нам пришел некий пожилой протестантский богослов, о котором говорили как о выдающемся уме, и неожиданно обратился к своим юным слушателям на этом языке молодежной субкультуры. Полагаю, что неприятие столь очевидной мимикрии под молодых было общим для всей нашей аудитории.
Новый предстоятель РПЦ Кирилл говорит, что вера должна нести людям радость. |
8 малоизвестных фактов из жизни владыки Кирилла
КСТАТИ
У «Комсомольской правды» с митрополитом Кириллом всегда были очень теплые отношения. Он охотно встречался с нашими журналистами, приходил в редакцию на «Прямые линии» и даже вел в газете свою колонку, где отвечал на самые разные вопросы наших читателей. Можно ли креститься неверующему человеку, о чем можно просить Бога, дозволено ли женщинам ходить в храм без платка и в брюках. О чем его только не спрашивали! На каждый вопрос он всегда умеет дать точный и мудрый ответ.
Беседы с митрополитом Кириллом читайте на нашем сайте