Украинское правительство определилось, как оно видит переходный период между необъявленной войной и миром на Донбассе, который когда-нибудь должен наступить. По инициативе Кабмина в Раду внесен
"КП в Украине" собрала 7 ключевых моментов законопроекта и попросила экспертов их оценить.
Законопроект обозначает Россию как "государство-агрессор" и "государство-оккупант", а все подконтрольные ей формирования именуются "оккупационными силами Российской Федерации".
Датой временной оккупации предлагается считать 20 февраля 2014 года. Для отдельных территорий и районов президент может установить свою дату по представлению Министерства обороны, которое получает отчет из Генштаба.
Переходный период разделяют на конфликтный (то, что происходит сейчас) и постконфликтный, когда нужно будет восстанавливать контроль над утраченными пока территориями.
Ориентировочной даты завершения переходного периода нет. Деоккупация каждого населенного пункта фиксируется решением президента на основе отчетов руководителей Минобороны, СБУ и МВД.
+ Связи и взаимодействие органов государственной власти и их представителей с администрациями на неподконтрольных территориях в переходный период допускаются исключительно в интересах защиты прав и свобод и содействия восстановления целостности Украины.
Народные депутаты, депутаты местных советов, органы местного самоуправления не имеют права взаимодействовать с государственными органами России и тамошними местными органами. Уполномочить на такие связи либо переговоры может только президент.
+ Обязанность выплатить компенсацию материального ущерба, причиненного войной и оккупацией, берет на себя Украина, которая впоследствии предъявит все иски России.
+ Приобретение жителями оккупированных территорий гражданства России не является основанием для лишения украинского гражданства. Гражданство России не признается.
+ Документы, выданные оккупационными силами, считаются недействительными и не дают права на пересечение КПП. Исключения составят случаи, когда человек едет на подконтрольную территорию для законного оформления украинских документов.
После деоккупации все имущество возвращается тем, кто владел движимостью или недвижимостью по украинским законам. Сделки, заключенные на неподконтрольных территориях, признаются ничтожными.
Сделку по имуществу на оккупированных территориях можно заключить на подконтрольной территории, но только с физлицами. Юридическое лицо, работающее на неподконтрольной территории, не может быть участником сделки.
Пары, которые зарегистрировали брак на оккупированных территориях, должны будут подтвердить его по украинским законам.
Документы про образование - базовое, среднее или высшее, выданные в период оккупации, автоматически не признаются. Минобразования должно будет разработать порядок аттестации школьников и студентов для признания результатов обучения.
Научные степени и ученые звания, которые были присвоены на неподконтрольных территориях, не признаются категорически и не могут быть предметом аттестации.
Преследование и наказание людей, которые не совершали преступления на оккупированных территориях, не допускается.
Наказание обязательно для участников вооруженных формирований и оккупационных администраций, если они совершили военные преступления, были участниками жестокого обращения с людьми или убийств, совершили умышленные тяжкие преступления.
Для амнистии на деоккупированных территориях будет принят отдельный закон.
Права избираться и занимать государственные должности лишатся те, кто входил в оккупационные силы и администрации, но не причинил вреда здоровью и жизни людей (причинившие, напоминаем, будут наказаны).
Однако эти ограничения не распространяются на тех, кто работал в администрациях принудительно либо обеспечивал жизнедеятельность территорий (врачи, учителя, пожарные, работники коммунальных служб).
Выборы на деоккупированных территориях проводятся при условии гарантирования невмешательства России, с участием наблюдателей от ОБСЕ и других международных организаций.
Местные выборы назначаются только одновременно с очередными местными выборами по всей стране.
До выборов будут организованы государственные переходные, международные переходные или военно-гражданские администрации. Пока длится конфликт, в Украине формируется для них кадровый резерв.
После деоккупации в Киеве предлагается создать Музей преодоления агрессии Российской Федерации с филиалами в Донецке, Луганске, Севастополе и Симферополе.
Во вторую пятницу марта будет установлен Национальной день памяти вооруженной агрессии России.
Дата деоккупации каждого населенного пункта будет торжественно отмечаться каждый год на местном уровне.
На символику и награды оккупационных сил и оккупационных администраций налагается запрет. Исключения составляют экспозиции музеев, тематические выставки, частные коллекции.
Алексей Якубин, политолог:
- По сравнению с первым вариантом, который был опубликован в январе на сайте Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий, этот законопроект более мягкий. В частности, авторы отказались от понятия "коллаборант", которое многими воспринималось негативно. Но все равно большинство положений не отличаются от того, что предлагалось при Петре Порошенко.
Главное отличие в том, что законопроект фактически означает отказ от Минских соглашений. Им не отвечает, в частности, определения "оккупация", "оккупант", поскольку в "Минске" Крым расценивают как аннексированную территорию, а Донбасс - как неподконтрольную. А это серьезные нюансы.
Политолог отмечает, что в законопроекте сделан как бы "монтаж": есть доконфликтный и постконфликтный переходные периоды, но как перейти от одного к другому - не понятно.
- Если наше правительство, отказавшись от "Минска", представило свой план "Б", то непонятно, за счет каких переговоров он будет достигнут. И вряд ли отдельные положения закона поспособствуют торгам вокруг Донбасса, потому что ограничение прав, пускай даже частичное, плохо воспринимается людьми.
Николай Спиридонов, эксперт Украинского института политики:
- Сейчас идет зачистка радикалов, были намеки, что Владимир Зеленский поворачивается в сторону Минских соглашений, но законопроект о переходном периоде категорически перечеркивает "формулу Штайнмайера". Он будет хорошо воспринят патриотическими движениями в Украине, но вряд ли понравится Европе и Америке. И Германии, в частности, с которой Украина сейчас договаривается о компенсациях за "Северный поток-2".
Я думаю, что документ не примут быстро. Он еще будет обсуждаться в Раде, и могут появиться другие законодательные инициативы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ