Загрузить еще

Становись извещателем, стучи на нарушителя: как депутаты хотят бороться с хамами на дорогах

Становись извещателем, стучи на нарушителя: как депутаты хотят бороться с хамами на дорогах

Больше трех десятков народных депутатов подписались под законопроектом №5798. Он имеет длинное официальное название: "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли общества в мероприятиях контроля за безопасностью дорожного движения и соблюдением правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств". И короткое народное: "закон о стукачестве". Потому что тем, кто разоблачит нарушителя дорожного движения, полагается 10% от суммы штрафа.

Но не спешите потирать руки, прикидывая, какое количество нарушителей гоняет по нашим улицам. От момента, когда вы решили "стучать", до счастливого получения денег предполагается техническая процедура, которая еще не разработана. И время, чтобы полиция оценила пользу вашего "стука". И ее желание этим заниматься. И список поводов для кляузы очень ограничен.

Разбогатеть на новой идее депутатов точно не получится. Но немного приструнить дорожных хамов, возможно, да.

Сейчас тоже можно, но нельзя

Известный эксперт по безопасности дорожного движения Вадим Караваев считает законопроект полезным.

- Действующий закон предусматривает, что водителя могут лишить права на управление автомобилем за создание аварийной обстановки, но на деле доказать это очень проблематично. Нарушитель часто скрывается с места, а участниками ДТП подневольно становятся другие люди. Даже если провокатора находят, он от всего отказывается, и получаются слова на слова, - обрисовывает проблему Владимир Караваев.

Новый законопроект предполагает, что режим фотосъемки, на который сейчас имеет право полиция, будет расширен на гражданских лиц. Например, водитель установит перед собой мобильный телефон в качестве навигатора, а расположенная сзади камера будет снимать ситуацию на дороге. Если подрежет какой-то лихач, все останется на видео, которое получит статус законного подтверждения нарушения.

- Все это возможно и сейчас, но полиция очень неохотно принимает такие заявления, и они, как правило, остаются без рассмотрения, потому что нет пострадавших, - говорит Владимир Караваев.

 Навар будет жидок

Но не все так просто. Прежде чем снимать road-видео, человек обязан будет зарегистрироваться в специальном приложении МВД, которое обеспечит его идентификацию через программу "Дія" (куда же без нее!). Тогда он получит юридический статус "извещателя" (определение депутаты предлагают внести в КУпАП отдельной статьей) и право отсылать снятые видеоматериалы с описанием ситуации и номера нарушителя в полицию через приложение.

Если в полиции посчитают, что нарушение имело место быть, составят документы на штраф. Персональные данные извещателя в постановлении либо протоколе не укажут.

Как и когда извещатель получит награду, в законопроекте не сказано. Эта процедура, как и собственно приложение, должны разрабатываться после принятия закона. Очевидно только, что с административных штрафов навар будет очень жидок. Например, за фиксацию создания аварийной обстановки награда составит 144 гривны, за нарушение правил стоянки или остановки – 25 гривен.

- Это нельзя рассматривать как стимул, и сами предложения не имеют ничего общего со "стукачеством", - считает Владимир Караваев. – Для человека, который хочет обезопасить себя на дороге, важно, чтобы был результат. Выплата процентов будет свидетельством, что его сигнал принят, и нарушитель наказан.

Ну а если нет, то и суда нет.

Пешеходам тоже можно

Законопроект не дискриминирует украинцев по способам передвижения. Теоретически извещателями могут стать и пешеходы. Для этого им также придется регистрироваться в приложении, но рассчитывать на моральное и материальное вознаграждение будет труднее. Не стоять же у трассы со смартфоном на взводе, ожидая своей удачи. Во-первых, не все нарушения будет позволено фиксировать извещателям. Во-вторых, далеко не все пешеходы знают ПДД в такой степени, чтобы отделить зерна от плевел.

Законопроект, если его примут, пригодится разве только активистам движения против незаконных парковок. Или жители дома, если будет горячее желание, смогут приструнить соседа, который перегораживает джипом двор.

Кто и как в полиции будет отсматривать road-видео, вопрос пока открытый. Если сегодня она отказывается принимать заявления, то не факт, что завтра примется анализировать труд извещателей. Владимир Караваев считает, что все зависит от контроля внутри ведомства, которое заинтересовано в снижении аварийности на дорогах.

- Принятие законопроекта прежде всего должно дать психологический эффект. Если человек, привыкший вести себя по-хамски на дороге, будет знать, что из любой машины могут это зафиксировать, то желания нарушать однозначно будет меньше, - считает эксперт.

Фиксировать нарушения позволено не только водителям, но и пешеходам. Фото: 5033181 с сайта pixabay

Не без проблем

Авторы законопроекта тоже считают, что их инициатива поможет снизить аварийность. "Если каждый сознательный гражданин, водитель или пешеход сможет обеспечивать контроль за безопасностью на дороге даже при отсутствии полицейского… это сделает невозможным самовольное нарушение ПДД, а в случае таких действий повлечет неотложное наказание виновника", - пишется в пояснительной записке.

Инициаторы предусмотрели даже такой немаловажный момент, как введение уголовной ответственности для фальсификаторов видео.

В то же время в законопроекте есть много моментов, которые можно назвать спорными.

- Очень большой вопрос с защитой личной информации и та же конституционная проблема, которую мы имеем с видеофиксацией, которую проводит полиция. Могут наказать невиновного, - отмечает адвокат Вадим Володарский.

Нарушителя будут искать по номерам автомобиля, то есть штраф выпишут на того, на кого он зарегистрирован. А за рулем может находиться совсем другой человек.

ВАЖНО

На что не позволят жаловаться извещателям:

  • превышения установленных ограничений скорости движения транспортных средств,
  • нарушение правил перевозки грузов, буксировки транспортных средств,
  • нарушение безопасной дистанции или интервала,
  • нарушение правил движения по автомагистралям,
  • использование внешних осветительных приборов и их переоборудование с нарушением требований соответствующих стандартов,
  • пользование во время движения транспортного средства мобильными телефонами без устройств, которые помогают вести переговоры при помощи рук,
  • нарушение правил учебной езды.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Если вас не видно - вы погибнете. Разбираем нюансы новых ПДД