За последние пару лет власти не раз пытались узаконить стукачество. И на какие уловки только не шли - и денежные вознаграждения предлагали, и даже специальный интернет-ресурс для этого создали. Сегодня привить украинцам привычку доносить на неблагонадежных соседей пробует и Минсоцполитики.
На сайте министерства появилась информация о том, что теперь каждый украинец сможет сообщить о нарушениях, фактах мошенничества и коррупции при предоставлении социальной поддержки. Увидел, что сосед якобы получает субсидию, но при этом живет как король: икру ложками ест и новый автомобиль пригнал, - звони. В таком случае органы социальной защиты проведут дополнительную проверку этого соседа.
При этом не до конца понятно, как все это будет на практике и вообще - заработает ли стукачество в Украине? Именно с этим вопросом и обратилась "КП" в Украине" в Институт социологии НАНУ.
Министерство социальной политики, анонсируя горячую линию для доносов, ссылалось на европейскую практику. Мол, у них там стукачество работает и все хорошо живут, а у нас, в Украине, вот только этой функции и не хватало для полного счастья. Но при этом никто не учитывает ни ментальность народа, ни культурное воспитание - а надо бы.
|
- Возьмем в пример ту же Германию: у них доносы - это как часть ответственности гражданина, они тем самым помогают не нарушать законы. То есть если увидел правонарушение и тут же сообщил о нем в полицию - ты не просто стукач, а законопослушный гражданин, работающий на благо общества, - говорит доктор философских наук отдела социологии культуры и массовой коммуникации Института социологии НАН Украины Раиса Шульга. - У нас немного иная основа в этом вопросе. В сталинское время доносить заставляли. Если не сдашь соседа или вовремя не сообщишь - значит сам получишь и штраф, и срок, и ссылку.
Но если в то время, как считает наша собеседница, доносы были делом принудительным, то затем приобрели, скажем так, привычный ментальный характер.
- В основном доносили из-за зависти, причем этим в большей степени не брезговали именно интеллигентные люди - писатели, актеры и другие представители культурного бомонда, - продолжает Раиса Шульга. - Украинскую ментальность можно одним коротким анекдотом передать: "У соседа сдохла корова - мелочь, но приятно". И ведь так оно и есть на самом деле. Сосед построил двухэтажный дом, а я построю трехэтажный - умру, но построю. А не смогу построить - донесу на него, что ворует. Вот так и живем.
По словам социологов, сегодня если и возродится практика доносов в Украине, то угадать мотивы ее будет сложно.
|
- Раньше все обусловливалось завистью, а сегодня причин для доноса может быть масса - и из-за злости, и просто из вредности, а если за это еще и вознаграждение предусмотрено - держись, сосед! - размышляет профессор, доктор философских наук, главный научный сотрудник отдела социологии культуры и массовой коммуникации Анатолий Ручка. - Не останавливает даже тот момент, что в большинстве люди живут в одинаковых условиях, бедно - тут не работает моральный принцип, тут уже вопрос в характере. Индивидуальное и коллективное - украинцы в первую очередь думают о себе, а лишь потом о том обществе, где живут. Поэтому стукачество в современном украинском обществе имеет все шансы возродиться.
В прошлом году в верхах обсуждался законопроект, в котором предлагали украинцам сообщать о случаях коррупции, при этом взамен получать премиальные - 10% суммы ущерба, нанесенного коррупционером государству. При этом уточнялось, что анонимные доносы оплачиваться не будут. На рассмотрении законопроект далеко не прошел.
- Воруют все, и взятки дают все - вот и ответ на вопрос, почему этот тип стукачества не заинтересовал украинцев. Да и быть на прицеле у ведомства, после того как ты на кого-то доложил, назвав свое ФИО, - никто так рисковать не станет, - считают в Институте социологии НАН Украины.
В 2016 году заработал бесплатный сайт "Укрдонос" - заполнив форму, можно было в один клик отправить в любое ведомство донос на чиновника, соседа, работодателя и прочих, кто, по мнению стукача, или взяточник, или просто слушает музыку сепаратистского характера.
Сегодня сайт не работает, во всяком случае находится в неактивной форме, и связаться с их представителями невозможно.
Социологи уверены, что украинцы - потенциальные доносчики, но тогда почему "Укрдонос" не актуален?
- Все просто: те, кто доносят на других, сайтами не пользуются, - говорит Раиса Шульга, доктор философских наук. - Это, как правило, люди из сел или малых городов, они готовы доносы писать. Что легко объясняется: там они живут друг у друга на глазах, видят, и что во дворе у соседа, и какой урожай, и сколько голов скота, а в Киеве - вы разве знаете наверняка, как живут ваши соседи за железными дверями? Поэтому тот же вопрос с доносами о субсидиях - это больше к жителям периферийных районов.
Сегодня доносы в Украине будут носить скорее личный характер, и он вряд ли пойдет на общее благо.
Когда в Украине запретили пользоваться социальными сетями по типу "ВКонтакте" и "Одноклассники", власти предложили гражданам доносить о случаях пользования этими ресурсами. Но это не сработало потому, что все даже после запрета посещают эти запрещенные социальные сети.
После пошла борьба с сепаратизмом: российская музыка и кино, не дай бог "триколоры" или Путин в рамочке на тумбочке - доложи. Тут уже дело было поинтереснее. Действительно, зафиксированы сообщения украинцев о том, что сосед слушает Николая Баскова (предположение автора), но на этом почти все и закончилось.
Теперь же взялись за субсидии и "добрососедские" отношения - сработает ли? Ответить на этот вопрос сейчас социологи не берутся, но предполагают, что доносы будут, и немало - зависть никто не отменял, да и принцип "нагадить соседу просто так" - у нас в крови.
В Германии практика доносов - это обычное дело, которое не порицается и не осуждается в обществе. Как рассказал "КП" в Украине" проживающий в Берлине украинец Петр, при любом подходящем поводе немцы тут же без раздумий звонят куда надо и доносят.
- Девушка пришла к подруге в гости. У той - пятилетний сын. Сидят общаются, все хорошо. Тут подруга понимает, что у нее закончилось молоко, и решает отлучиться из дома на десять минут в магазин, при этом просит свою гостью присмотреть за сыном. По возвращении из магазина мать обнаружила у себя в доме социальных работников - подруга тут же позвонила в службу, мол, ребенка оставили одного дома с чужой тетей. И это близкие подруги, которые и после произошедшего общаются все еще очень тесно. В Германии это норма, которая мне, как украинцу, до сих пор кажется дикой, - поделился с нами Петр, уже шесть лет свыкающийся с правилами жизни на немецкой земле.