Уже завтра, 1 июля, народные депутаты соберутся на внеочередное заседание Верховной Рады, чтобы рассмотреть в первом чтении законопроект об олигархах. Не дожидаясь решения профильного комитета, законопроект №5599 включили в повестку дня. Не взяли "слуги" во внимание и замечания депутатов из парламентского комитета по вопросам евроинтеграции о том, что законопроект нуждается в доработке. Проигнорированы и многочисленные замечания парламентских юристов.
"КП в Украине" детально поясняла, почему специалисты Главного научно-экспертного управления в пух и прах раскритиковали президентский законопроект об олигархах. Юристы усомнились в чистоте формулировок и реализации практически всех норм документа.
Солидарны с парламентскими юристами и независимые эксперты в лице столичного адвоката Ростислава Кравца.
- Ростислав, вы как опытный адвокат, как оцениваете действенность юридических механизмом, заложенных в законопроекте об олигархах? Можно его назвать рабочим?
|
- Даже сам министр юстиции Денис Малюська признавал, что ни в одной стране мира нет закона об олигархах. Во всем мире для борьбы с олигархическим влиянием на госполитику используется закон о лоббизме. Его суть проста - официально регистрируются лоббисты, которые в интересах определенных граждан и компаний коммуницируют с властью и лоббируют свои интересы. Они обязаны декларировать, какой вопрос и с кем обсуждали. И это дает возможность анализировать и понимать, в чьих интересах принимаются госрешения.
А законопроект об олигархах, если он станет законом, работать не будет. Реальных юридических механизмов борьбы с олигархами в нем нет. Документ вообще носит неестественный характер. Его главная цель - преследования некоторых лиц, не более.
Я считаю, что народным депутатам стоит воздержаться от принятия явно неконституционного закона.
- А почему вы считаете законопроект об олигархах неконституционным?
- У нас в Конституции есть прямая норма – все граждане являются равными перед законом. А законопроектом об олигархах предусматривается, что если у человека много денег, то он теряет такое равенство.
- Получается, не составит труда оспорить такой законопроект в Конституционном суде?
- Теоретически - да, можно оспорить. Но в реалии мы видим, что президент заблокировал деятельность Конституционного суда.
- Если по этому закону человека признали олигархом, а он с таким решением не согласен, как он сможет защитить свои права?
- Обратиться с иском в суд и требовать признать незаконными соответствующие решения СНБО, которые будут вводится в действия указом президента. И сразу же готовить иск в ЕСПЧ.
- В случае выигрыша в ЕСПЧ, какую сумму компенсации "олигарх" может взыскать с Украины?
- Размер такой компенсации устанавливается специальными экспертизами. Нельзя говорить о какой-то конкретной цифре.
- Эксперты ГНЭУ дали негативное заключение на законопроект об олигархах. Является ли это препятствием для принятия документа народными депутатами?
- При наличии негативного вывода ГНЭУ принятие закона можно будет считать таким, который принят с нарушением регламента со всеми вытекающими последствиями. Но я считаю, что президент все равно подпишет закон, сколько бы ни нарушался регламент при его принятии.
СПРАВКА
В президентском законопроекте есть четыре критерия для формирования списка официальных олигархов. Соответствие трем пунктам – аргумент для включения человека в список олигархов.
СНБО может включить в список олигархов человека, если он (она):
Попадание лица в список олигархов влечет ряд ограничений. Ему запрещается:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ