4 ноября
Загрузить еще

Алексей Арестович: План "Б" по Донбассу - это всего лишь фигура речи. Мы работаем над планом "А"

Алексей Арестович: План
Фото: Фейсбук

Еще одним скандалом уходящего года стало увольнение генерала Сергея Кривоноса с должности заместителя секретаря СНБО. В президентском указе не сказано о причинах увольнения, но в ОП пояснили, что генерал не вписался в команду. Вольно или невольно в этот скандал угодил и спикер украинской делегации в Минске Алексей Арестович, которого генерал Кривонос назвал "манипулятором" и "провокатором". О причинах конфликта, а также о перспективах переговорного процесса по Донбассу "КП" в Украине" рассказал сам Алексей Арестович.

"Кривонос врет. Мы подорвались на мине "ведьма", которую трудно заметить"

- Алексей, что это за история с генералом Кривоносом? Сначала он называет вас манипулятором, а после этого его увольняют. Вы имеете к этому какое-то отношение?

- Нет, я не занимаюсь сведением личных счетов. Решение об отставке Кривоноса принимал президент Зеленский. Причем оно было принято на заседании СНБО и лежало уже несколько месяцев в Офисе президента. Оценка его деятельности была негативной. Он практически ничего не делал, занимался политическими заявлениями и самопиаром, получал за это 100 тысяч гривен зарплаты, имел личного водителя, секретаря, помощника и т.д.

Зато он критиковал орган, в котором он же являлся заместителем, то есть подрывал информационную составляющую национальной безопасности страны и сеял недоверие к высшему военно-политическому руководству. Это долго не могло продолжаться.

- А что там в действительности было с этим минным полем, на которое вы, по его словам, якобы завели наших солдат и несколько из них погибло?

- Я действовал как замначальника разведки 72-й бригады во взаимодействии с группой подчинения. Мы, делая боевой выход в серой зоне, подорвались на мине "ведьма", которую трудно заметить. Два бойца погибли, два получили ранения. Я один остался неповрежденный и потом 4 раза ходил туда для эвакуации раненых, вооружений и снаряжения. Вынес всех и все и вышел оттуда последним. Кривонос еще тогда сочинил историю, что я погубил наших людей, хотя я даже не руководил этой группой, так как не был ни старшим по званию, ни по должности. Это прямое вранье.

"По миллиметру мы движемся в переговорном процессе"

- Что нового в переговорах в Минске, какой последний аккорд этого года? Почему не удался обмен и можно ли на него надеяться?

- Мы хотим этого, но главное, чтобы этого же захотела и та сторона. А она выставляет все новые требования. Сейчас они хотят, чтобы мы юридически очистили задержанных у нас боевиков и других людей, которые пойдут с нашей стороны на обмен. Проще говоря, чтобы с них были сняты все обвинения, по которым они были осуждены нашими судами. Но это очень долгий процесс, нужно индивидуально заниматься каждым приговором, потом их должен помиловать украинский президент.

Они думают, что у нас, как в России - собрали всех скопом и единолично помиловали одним президентом. У нас так не работают. Каждый освобождаемый подписывает индивидуальное соглашение, что признает приговор украинского суда, потом их освобождают, и только после этого их может помиловать президент.

Кроме этого, ни в Минских соглашениях, ни в каких-либо других документах не прописано юридическое очищение обмениваемых лиц. 

Но и это только зацепка россиян, в действительности они толкают нас на непосредственные переговоры с "ЛДНР". Мы, естественно, на них не идем, потому что не ведем переговоры с боевиками. Вот так, "с шутками-прибаутками", по миллиметру, мы движемся в переговорном процессе.

- Как ведут себя наши западные партнеры? Сергей Гармаш заявил, что ОБСЕ не может быть модератором переговоров, потому что не препятствует агрессивному поведению россиян. Что они якобы блокируют выступление нашей делегации и даже переходят на нецензурную лексику.

- Это не так. ОБСЕ справляется с этим. Просто, когда Гармаш хотел взять слово, это был уже 6-7-й час переговоров, и россияне сорвались на него. И бедная Хайди Грау (спецпредставитель ОБСЕ на переговорах в Минске. - Ред.) была уже "никакая". На самом деле она достаточно жестко ведет переговоры, сбалансированно и не в пользу России.

А что касается вообще реакции ОБСЕ, то его представители очень разные. Есть те, которые больше к нам склоняются, есть - к россиянам, а есть и нейтральные. Все разные, и со всеми нужно работать индивидуально. Но в следующем году в ОБСЕ будет председательствовать Швеция, а потом - Польша. Эти страны прекрасно понимают всю ситуацию, ведь сами непосредственно граничат с РФ и понимают всю угрозу, которая исходит от нее. И они точно не встанут на российскую сторону.

"Обмен пленными возможен до конца января"

- Спикер парламента Дмитрий Разумков сказал, что Минский формат зашел в тупик. Как из него выходить?

- Нет, он не зашел в тупик. Переговоры как продолжались, так и продолжаются. То, что они идут медленно и печально, ну так нам такое наследие оставили. Порошенко поназаключал таких договоров… Чтобы выходить из них, я не знаю, какого уровня дипломатами нужно быть. Но мы пытаемся. А во-вторых, одно из самых главных достижений переговорного процесса - прекращение огня. Я сам военный и понимаю, что такое платить жизнями солдат и офицеров во время реальных боев и что такое гибель 15-20 человек, когда никаких боев нет. В этом нет никакого смысла. И то, что сейчас гибнет в 10 раз меньше солдат, по-моему, это уже само по себе достижение. Кроме того, два обмена пленными уже были. Так что не все так печально.

- Чего ждать от Минска в следующем году? Мир в Донбассе реален?

- Я не прогнозист. А как советник делегации по информационной политике могу сказать, что мы продолжаем нашу работу по плану "А" - это реализация всего комплекса нормандских соглашений. Президент России Владимир Путин заявил, что он тоже придерживается этого пути. Возможно, будет встреча политических советников, там могут быть названы новые какие-то участки разведения. Появилась информация, что возможен обмен пленными до конца января. Потихоньку будем двигаться, это не просто, но мы будем двигаться. Все зависит от политической воли Путина. А она у него, мягко говоря, непостоянная, он то хочет, то не хочет.

- А что это за план "Б", о котором говорил глава нашей делегации в Минске Леонид Кравчук?

- Это всего лишь фигура речи. И нужно различать, когда он говорит официально, а когда просто как гражданин высказывает свою точку зрения. Дело в том, что слова "план Б" впервые употребил еще президент Зеленский, но не как официальное лицо, а в ответ на вопрос, как он видит дальнейшее развитие ситуации.

На самом деле есть план, который принял СНБО, который предусматривает 5 вариантов реакции на события, если каким-то образом нормандский и минский процессы будут прекращены. И мы до сих пор его придерживаемся. Я не могу говорить об этих вариантах, потому что это закрытая информация, доступ к которой не имею даже я. Но эти варианты существуют.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

План ОРДЛО по Донбассу исключает возможность Украины отказаться от выполнения Минских соглашений – Розенбаум

Новости по теме: Алексей Арестович Донбасс