21 ноября
Загрузить еще

Кадровый голод: власти нужны пенсионеры и люди без высшего образования

Кадровый голод: власти нужны пенсионеры и люди без высшего образования
Фото: Кузьмин Александр / УНИАН

По сокращенной процедуре, без излишнего обсуждения - именно так сегодня народные депутаты рассматривали в первом чтении законопроект об отмене возрастного ценза пребывания на госслужбе. Закон разрешает оставаться на госслужбе лицам, которые достигли 65 лет.

Суть документа проста: отправить "возрастного" госслужащего на пенсию можно будет только в одном случае - если он сам того пожелает. Иначе руководитель обязан продлить ему контракт на один год, а потом еще на один… Пока госслужащему не стукнет 70! Лишь потом этого специалиста можно отправлять на заслуженный отдых.

В шаге от геронтократии

Презентуя с парламентской трибуны законопроект, глава профильного комитета Верховной Рады Галина Третьякова назвала несколько фактов в пользу своей законодательной инициативы. Она заявила, что формируется мировой тренд - люди по собственному желанию должны выходить на пенсию, а не потому, что закон запрещает им работать. Третьякова отметила, что Международная организация труда исповедует принцип добровольности. Развитые страны мира установили более высокий и плавающий возрастной ценз. К примеру, по словам Третьяковой, в Бельгии и Швейцарии на госслужбе можно быть до достижения 67-70 лет.

- Джо Байден станет президентом США в 74 года! - еще один аргумент Третьяковой. И последний не менее важный аргумент, если не сказать, основной - опыт!

Многие депутаты и эксперты отмечают - сегодня госслужба испытывает острый кадровый голод. Нет длинной очереди из желающих, не говоря уже о том, чтобы на госдолжности претендовали действительно профи с большой буквы.

- Да, ощущается кадровый голод. И этому есть несколько объяснений. Первое - бестолковая люстрация, которая вымыла из госслужбы много высококлассных специалистов лишь по той причине, что они работали во времена президента Януковича, - анализирует политтехнолог Тарас Загородний. - Второе объяснение - хайповая деятельность некоторых активистов. Кто захочет идти на госслужбу, зная, что его биографию вывернут наизнанку? Третье - обязательное декларирование, конституционность которого под вопросом. Далеко не все хотят ввязываться в историю с декларированием по дивным правилам, рискуя, что в любой день тебя могут подвести под уголовную ответственность.

Вероятность того, что данный законопроект будет принят во втором чтении так же легко, как и в первом, весьма низкая. Некоторые парламентарии опасаются, что документ наглухо закроет путь молодым специалистам на госслужбу.

- Мы имеем много успешных кейсов. К примеру, Борис Патон возглавлял Академию наук около 60 лет, работал до последнего, до 102-х. Но… Таким законом мы рискуем ввести геронтократию во власти. Законопроект оттолкнет молодежь от госслужбы и подтолкнет к трудовой иммиграции, - заявил народный депутат Тарас Батенко.

Частично такую позицию разделяют и в провластной команде. По словам народного депутата Александра Качуры, уже в ближайшее время на рассмотрение Верховной Рады внесут законопроект о стимулах для молодежи по привлечению на госслужбу.

Зарплата выше, а образование не имеет значения

Сегодня депутаты приняли еще один "кадровый" законопроект. Он касается требований к кандидатам на должности помощников народных депутатов и оплаты их труда. Документ позволяет народным депутатам брать на работу на общественных началах помощниками лиц, не имеющих высшего образования. Только при оформлении по договору кандидату в помощники депутата потребуется диплом об окончании вуза.

Спросите, почему депутаты так опустили квалификационную планку? Назывались такие причины:

  • Первое - помощники народных депутатов выведены из статуса госслужащих, поэтому для них не нужны повышенные квалификационные требования.
  • Второе - почему народный депутат может быть без высшего образования, а его помощник обязан иметь диплом? Несправедливо!
  • Третье - а зачем помощнику высшее образование, если депутат возложит на него исключительно какую-то техническую, не требующую высокоинтеллектуальных способностей функцию?

- К сожалению, сейчас такие реалии, что наличие украинского диплома - не показатель образованности и ума кандидата на пост помощника народного депутата. Знаю немало случаев, когда помощниками у парламентариев работали очень умные и толковые ребята, будучи еще студентами. Яркий тому пример - Иван Крулько. Сейчас он народный депутат, но начинал с работы помощником народного депутата Бориса Тарасюка и параллельно учился в вузе, - характеризует законодательную инициативу политолог Сергей Быков.

Также этим законопроектом предлагается повысить фонд оплаты помощникам народных депутатов. Если раньше речь шла о его двукратном повышении, то сейчас аппетиты поубавились. В документе написано, что с 1 января 2022 года месячный фонд оплаты труда помощников народных депутатов должен составлять 29,2 прожиточных минимума (на сегодняшний день это примерно 62 тысячи гривен), а не как сейчас - 25 тыс. Эту сумму народный депутат на свое усмотрение может платить одному помощнику или разделить между тремя-четырьмя.

К тому же документ предусматривает выплату помощникам материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов в размере, который не превышает среднемесячной зарплаты, и матпомощи на оздоровление.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Зеленский вернул в Раду изменения в закон о госслужбе - попросил защитить чиновников при смене власти