|
4 сентября, в первую пятницу после окончания парламентских каникул, в Верховной Раде ждут с отчетом трех министров: здравоохранения Максима Степанова, экономики Игоря Петрашко и финансов Сергея Марченко.
И если желание послушать главу Минздрава вполне ожидаемо, учитывая чуть ли не ежедневные рекорды заболевших и умерших, то появление в списке глав финансово-экономических министерств для многих стало неожиданностью.
Между тем в ВР говорят, что вопросов к министрам масса. Это и работа таможни, и общая стратегия финансово-экономического развития страны, и буксующие реформы налогообложения, и непонятная позиция по Трудовому кодексу, и многое другое.
- Украинская экономика серьезно пострадала в результате пандемии коронавируса, и сегодня она нуждается в целостной программе разумных и эффективных действий, понятных и приемлемых для каждого гражданина, предпринимателя, служащего. Этот механизм должен работать как часы, - отметил в комментарии "КП" в Украине" президент Института реформ и развития Киева Александр Вовченко. - Пока этого не будет, смена министров ничего не даст. Поэтому ключевые должности должны занимать настоящие титаны в своей сфере с безупречной репутацией и большой поддержкой внутри страны. Кроме того, коммуникации власти с гражданами и бизнесом должны выйти на совершенно другой уровень, чтобы достигнуть максимального взаимопонимания. И это огромный пласт работы.
По мнению эксперта, сегодня в первую очередь необходимо дать максимальный толчок для развития предпринимательства в Украине, создать все условия для того, чтобы каждый желающий мог заняться своим делом, устранить на этом пути все барьеры, уменьшить налоговое бремя, навести, наконец, порядок на таможне и т.п. Кроме того, ключевым вопросом в экономическом блоке на сегодня является проект государственного бюджета на 2021 год. Законопроект о госбюджете должен быть подан не позднее 15 сентября, и пока непонятно, каким будет этот документ - как всегда "сырым" или максимально проработанным.
|
Говоря о министрах финансово-экономического блока, мы действительно первым делом вспоминаем о бюджете – как о проекте будущего, так и о наполнении нынешнего.
По словам экономиста Алексея Куща, провалы в наполнении бюджета можно было бы объяснить кризисом, но основные налоги у нас завязаны на торговлю, а она продолжает расти даже в кризис. То есть наш бюджет по-прежнему наполняет конечный потребитель – от семьи, которая приобрела холодильник, до бабушки, купившей хлеб.
- Что касается основных претензий к Минфину, то их множество, - констатировал Кущ. - Начнем с того, что он изобрел уникальный способ выполнения плана путем изменения плана. Такое случалось и раньше, но настолько очевидного "причесывания" показателей под нужные цифры не было никогда. Второй негативный момент связан с тем. что нынешний Минфин выполнил бюджет за счет того, что выжал экономику как губку. Начиная с марта этого года Кабмин "вытрусил" из банков, госпредприятий, МВФ и НБУ примерно 240 млрд грн непродуктивных бюджетных поступлений, а на самом деле эти деньги изъяли из экономики. То есть из шести месяцев своей работы наш Минфин получил "шару" в виде трех "бесплатных" месяцев. В то время как во всем мире правительства с центробанками насыщают экономику деньгами, помогая бизнесу и населению, украинская "шмыганомика" заключается в стратегии "день простоять и ночь продержаться", для чего из экономики изымаются практически все ликвидные ресурсы. И цель "простоять" касается не 40 млн украинцев, а нескольких сотен.
Еще большая проблема возникла с расходами, продолжает эксперт. Правительство "нарисовало" дефицит в 300 млрд грн, но достигать его не спешит. И сдерживают его не только обязательства перед МВФ, но и банальное неумение оперировать системными бюджетными программами, когда деньги не "пилятся", а выделяются в пользу населения и малого и среднего бизнеса.
- Все искусство нашего Минфина заключается в финансировании программ с высочайшими коррупционными рисками вроде "великого строительства" и работе в пользу внешних кредиторов, - считает Алексей Кущ. – Минфин, можно сказать, пересек "красную линию", за два месяца досрочно выкупив на вторичном рынке ценных бумаг еврооблигации на 800 млн долларов и варранты Яресько на 300 млн долларов (кстати, процедура выкупа этих "мусорных" ценных бумаг вообще достойна Шнобелевской премии по экономике). Имея такой напряженный платежный график, как у нас, досрочно выкупать долги – это просто абсурд. Сравните: в то время как Минфин Аргентины путем сложных переговоров добился списания 45% долга и реструктуризации, Минфин Украины путем странных переговоров добился досрочного выкупа долгов, причем выкупил их за 105% от номинала. То есть в Аргентине – минус 45%, у нас – плюс 5%. В лучшем случае такие результаты можно было бы объяснить идиотизмом, но, к сожалению, истинные причины совсем другие. И сегодня наш Минфин – это не Минфин Украины, а Минфин внешних кредиторов, поскольку вместо инвестирования денег в собственную экономику и население он раскладывает деньги по карманам кредиторов.
Что касается Минэкономики, то Алексей Кущ назвал его "министерством отсутствия смыслов" и "министерством упущенных возможностей". Уже через месяц после прихода на пост министр экономики должен был представить системную программу реализации промышленной политики, разработать концепцию, цели и задачи проведения индустриализации. Но ничего этого не произошло.
Учитывая вышесказанное, отставка обоих министров – это просто обязанность нынешней власти, говорит Алексей Кущ.
- Я не приемлю аргументы вроде "на их место придут еще хуже", - отметил эксперт в комментарии "КП" в Украине". – Оставить этих министров на своих постах – значит разделить вместе с ними политическую ответственность: за действия министра финансов и за бездействие министра экономики. Верховная Рада и президент должны отреагировать как минимум для того, чтобы не стать "соучастниками" этих событий.
В то же время глава Национального совета экономического развития Алексей Дорошенко напоминает: когда в оркестре все плохо, основные претензии предъявляются к тем, кто знает ноты.
- Дело в том, что большинство министерств деньги тратят, а не зарабатывают, поэтому, конечно, финансово-экономический блок является ключевым, - поясняет эксперт. – Одна из основных претензий к этим министрам заключается в том, что не наполняется бюджет. Но какие к ним могут быть претензии, если у них нет рычагов влияния? Какие претензии можно предъявлять министру финансов, если все назначения на таможне проходят мимо него?
По словам Дорошенко, министерства сегодня формируются, как лоскутные одеяла, министрам попросту не дают выстраивать вертикали в своих министерствах. То есть людей на посты назначают, а полномочий им не дают. Зеленский прекрасно понимает, что, дав эти полномочия, он начнет терять политическое влияние, а он этого не хочет. В результате каждый министр фактически является самостоятельным игроком, и ни о какой командной работе не может быть и речи.
- Поэтому тем, кто сегодня планирует задавать министру финансов и министру экономики жесткие вопросы, нужно взглянуть на вещи реально, - резюмировал эксперт. – Да, вопросы к ним остаются, но для начала все же нужно посмотреть в зеркало и спросить себя, что было сделано для того, чтобы организовать командную работу в министерствах.
При этом Александр Вовченко считает, что решение об отправке этих министров в отставку должно приниматься в зависимости от того, как они справятся с проектом госбюджета – это станет для них своеобразным "экзаменом". И только после этого можно будет делать окончательные выводы.
- Постоянные кадровые пертурбации в правительстве не только негативно влияют на стабильность экономики, но и не добавляют Украине имиджа в глазах иностранных партнеров, - считает Вовченко. - Думаю, что нам пора прекращать практику "менять министров как перчатки".
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Удивительная "экономика Шмыгаля": страна восстанавливается, зарплаты растут