Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

«Зерновой коридор» и НАТО. Будет ли Альянс защищать украинское зерно

«Зерновой коридор» и НАТО. Будет ли Альянс защищать украинское зерно
Фото: aa.com.tr

Как известно, Россия поставила ультиматум всем сторонам зернового соглашения, что будет топить все суда с зерном, которые попытаются зайти или выйти из украинских портов. Но мир по-прежнему очень заинтересован в нашей агропродукции, поэтому и ищет пути, как обезопасить его транспортировку по Черному морю. Будут ли западные партнеры или даже само НАТО что-то предпринимать для этого?

Россия хочет, но не может

В американском Институте изучения войны (ISW) пришли к выводу, что российский Черноморский флот увеличивает военное присутствие в Черном море, вероятно, пытаясь создать условия для принудительной остановки и обыска гражданских судов и усиления контроля в этом регионе. Министерство обороны Великобритании сообщило, что российские силы готовят корабли в Черном море для "обеспечения блокады Украины".

При этом, говорится в отчете, несмотря на усиление мер против гражданских судов, Черноморский флот вряд ли сможет осуществить полную блокаду Украины. Ведь полная российская блокада Украины в Черном море означала бы, что российские силы могли бы открывать огонь по всем судам, которые пытаются добраться до Украины.

По мнению экспертов, Россия вряд ли попытается ввести такую полную блокаду, чтобы не спровоцировать военный конфликт с прибрежными странами Черного моря, включая членов НАТО Румынию, Болгарию и Турцию. Тем не менее, чем же союзники Киева могут ответить на эту угрозу?

НАТО может…

Бывший Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал США Джеймс Ставридис сообщил, что силы НАТО могут сопровождать суда с украинской агропродукцией в Черном море.

"По международному праву, морские блокады незаконны. Между сторонами нет объявленной войны (напомним, это, по словам самого Путина, только "специальная военная операция"), и это напрямую ограничило бы свободу в открытом море. Путин также использует голод как оружие, уменьшая поставки продовольствия в Северную Африку и другие части глобального Юга. Украина является одним из крупнейших в мире экспортеров нескольких ключевых зерновых культур, удобрений и масел", – подчеркнул Ставридис.

По его словам, одним из механизмов прекращения блокады может быть практика, применявшаяся в 1980-х годах в Персидском заливе, когда Иран перекрыл Ормузский пролив и заблокировал 25% мировых поставок углеводородов. Тогда флаги на кувейтских нефтяных танкерах сменялись на американские с американской регистрацией, что делало их, по сути, активами США.

Однако удобнее конвоирование торговых караванов силами НАТО. "Как это будет работать? Вероятно, объединив торговые суда в караваны из трех-пяти кораблей, каждый из которых сопровождался бы двумя военными кораблями с управляемыми ракетами", – отметил адмирал.

…но не хочет

Но тут стоит, в первую очередь, отметить позицию США по данному вопросу. Вашингтон не смог дать гарантий безопасности после заявления Минобороны России, что такие корабли будут считаться перевозчиками военных грузов.

Пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер заявила, что в настоящее время США не готовы объявить о каких-либо мерах поддержки движения судов, направляющихся в украинские порты. «Мы поняли, мы слышим, чего просят украинцы, но сейчас мне нечего объявить, - сказала Жан-Пьер, отвечая на вопрос о вероятности конвоирования судов.

А поскольку США являются ключевой фигурой НАТО, то и Альянс, скорее всего, будет следовать их примеру. Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки, председатель Постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее НАТО Егор Чернев так и заявил, что этого не будет.

“Если мы говорим об украинских водах, позиция НАТО будет оставаться точно такой же, какой она была последние полтора года. Они не будут вступать в войну на нашей стороне и как-то деблокировать своими силами украинское зерно и, соответственно, вступать в противодействие или в противостояние с российскими кораблями.

- Пока нет политической воли для решения этого вопроса. В США и НАТО понимают, что военное конвоирование их кораблями судов с зерном может привести к эскалации с Россией. Но такой вариант для них есть, они его детально рассматривают, детально просчитывают все варианты. И решение о конвоировании судов может быть принято, если Россия окончательно откажется подписывать зерновое соглашение в том или ином виде, - пояснил KP.UA эксперт-международник Игорь Рейтерович.

Вся надежда на Турцию

Еще одна проблема для натовских конвоев судов с зерном заключатся в том, что, согласно Конвенции Монтре, это зависит исключительно от Турции, которая владеет Босфорским проливом. Она сейчас не пускает туда ничьи военные корабли, даже своих союзников по НАТО.

А это значит, что Турция чуть ли не единственная страна, которая может это сделать в Черном море. Именно у Турции есть достаточно возможностей на море, чтобы продолжить работу "зернового коридора" без участия РФ, потому что агрессор не решится нападать на корабли страны НАТО. Но президент Реджеп Эрдоган упорно молчит по этому поводу. Возможно, он дожидается встречи с Владимиром Путиным в августе.

“Но я пока не вижу такого варианта, скажем так, со стороны Эрдогана и такой готовности со стороны Эрдогана. Он говорил, что зерновая сделка будет обсуждаться с Путиным в августе. Посмотрим по результатам”, - сказал председатель Постоянной делегации Украины в Парламентской ассамблее НАТО Егор Чернев.

- Позиция Турции проста – дождаться встречи Эрдогана и Путина, чтобы выйти на соглашение о продлении «зерновой сделки». Если этого не случится, Анкара может ужесточить свою позицию в отношении Москвы. Она к этому готова. Турция, как и Румыния, и Болгария, вполне могут конвоировать суда с зерном. А если они еще и водрузят флаг ООН, то это вообще будет патовая ситуация для России. Нападение на эти корабли будет считаться нападением на ООН, - пояснил Игорь Рейтерович.