24 ноября
Загрузить еще

Михаил Радуцкий: Никто не обещает, что запустим медреформу и все будет "как в Америке"

Михаил Радуцкий: Никто не обещает, что запустим медреформу и все будет
Фото: Фото: facebook.com/mihail.radutsky

Вместе с эпидемией Украина вошла во второй этап медицинской реформы. Новшества стартовали с 1 апреля, но споры и мифы вокруг нее продолжают накручиваться. Что правда, а что – домысел, зачем нужны были перемены и почему они дадутся нам непросто, "КП" в Украине" расспросила у главы комитета ВР по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования в Верховной Раде IX созыва Михаила Радуцкого.

Инфекционные больницы на новую систему пока переходить не будут

- Михаил Борисович, к страхам, которые сейчас накручиваются вокруг коронавируса, добавились страхи вокруг медреформы: врачи останутся без зарплаты, больницы закроются. И как у Стивенсона: живые позавидуют мертвым.

- Медреформа продолжается, но процесс ее внедрения, естественно, учитывает форс-мажорную ситуацию с коронавирусом. И для тех больниц, которые подписали контракты с Национальной службой здоровья, и для тех, которые не успели или не были готовы подписать, сейчас перераспределили финансирование. Инфекционные больницы вообще не перешли на новую систему, потому что они сейчас перезагружены. Им нужно намного больше средств, чем до возникновения пандемии.

Вокруг реформы искусственно нагнетают негатив, манипулируют информацией, запускают слухи о сокращениях врачей и т.д. Хочу отметить, что ни одна реформа никогда не проходит гладко. Это всегда ломка привычного порядка отношений. Но у нас нет другого пути, мы должны стремиться, чтобы медицина была общедоступной, высокотехнологической и качественной. Хотя никто не обещает, что мы только запустили реформу – и у нас все будет "как в Америке". Но мы на верном пути. Например, противники реформы кричат, что надо скорее вводить страховую медицину. Так для этого и нужна реформа, чтобы привести медицину к новым отношениям.

Вы помните, как сопротивлялись первому этапу реформы? А сейчас пойдите к любому семейному врачу и спросите: согласен ли он вернуться в прежние времена? Ответ будет однозначным – нет! Пройдет время - так будет и со вторым этапом.

Благодарность нянечке и скрытый тариф на услугу – разные вещи

- Вы вспомнили Америку, а, насколько я знаю, там люди своей страховой медициной не очень довольны. Попасть в больницу – это разориться. Собственно, как и у нас.

- Я вам открою очень большую "тайну". Нет ни одной страны в мире, где люди были бы довольны своей системой здравоохранения. Сегодняшняя ситуация с коронавирусом показала, что даже такие для нас эталонные с точки зрения медицины страны, как Америка, Франция, Италия, Испания, не справляются с пандемией. Чего-то идеального не бывает. Но это не значит, что не нужно стремиться к идеалу.

- А давайте на простом примере - что было и что будет? До реформы человек приходил, допустим, в областную больницу. Брал с собой деньги, сколько мог – давал врачу, давал медсестрам, нянечкам, покупал лекарства, оплачивал операцию. Что после реформы?

- Благодаря реформе пациент наконец-то поймет, какие услуги на каких условиях ему предоставляются. Появляется 27 "пакетов" разного вида медицинской помощи, по каждому из них государство гарантирует, что пациенту ничего платить не придется. И этот список будет увеличиваться.

- Даже нянечке, которая утку подаст, не придется в кармашек совать?

- Человеческих отношений никто не отменял. Никуда мы от этого не денемся. Вы думаете, что в Штатах или в Испании никто не благодарит персонал больницы "в индивидуальном порядке"? Но это действительно дополнительная благодарность, а не скрытый тариф за услугу, без оплаты которого к вам просто не подойдут.

В комплекте специалистов больницы заинтересована местная власть

- Реформа предполагает ряд требований, которые не все больницы могут выполнить, чтобы получать финансирование на пациентов от Национальной службы здоровья. Определенный уровень компьютеризации, оборудование, персонал. Киевские больницы, надеемся, как-то справятся. Но многие районные и городские – нет. Они упадут на местные бюджеты, те не потянут…

- Да, контракты подписываются с теми медицинскими заведениями, которые отвечают определенным условиям. Не спорю, были перегибы – чрезмерно жесткие требования. Например, киевская больница скорой помощи не получила контракт по пакету "Лечение инсульта" из-за того, что в штате не было врача-логопеда - он нужен на этапе реабилитации. Такие вещи исправляются.

Больницы, которые в силу разных причин не дотягивают до предписанных условий, никто не бросит на произвол судьбы. Государство предоставит им время, чтобы выполнить условия. И очень важно, чтобы местная власть включилась и помогла больнице. Это же в общих интересах!

Например, по "пакету" - хирургии местной больницы выдвигается требование иметь четырех хирургов, а работают только два. "Пакет" подпишут, но с условием, что со временем будет комплект специалистов. Кто должен быть заинтересован? Местная власть. Пожалуйста, найдите талантливого студента, оплатите ему учебу с условием, что он вернется работать к вам в район. Так во всем мире делается.

Больные туберкулезом останутся в диспансерах

- Самый страшный слух: душевнобольные и люди с открытой формой туберкулеза окажутся на улицах из диспансеров будут выброшены тысячи больных туберкулезом, тысячи душевнобольных.

- Неправда! Туберкулезные диспансеры никто не сокращает. Инфекционные отделения в райбольницах не закрывают. Происходит сокращение административного аппарата, но не врачей! Сегодня в области есть районная инфекционная больница со своим административным аппаратом и областная. Качество лечения изменится от того, что районная больница станет отделением областной? Практикующих докторов, врачей, медсестер, санитарок не будут сокращать, их не хватает. А вот административный аппарат иногда на свое содержание тратил больше средств, чем на медицинский персонал.

Такого больше не должно быть. Но это многих начальников не устраивает. Поэтому и разгоняются панические слухи. Больные с открытой формой туберкулеза не покинут больницы.

- А деньги, которые выделяют на лечение туберкулеза? Говорят, что их катастрофически мало.

- Вопрос часто не деньгах, а в эффективности их использования. Наш Комитет по вопросам здоровья нации проводит выездные заседания. В том числе мы были в Черниговской и Житомирской областях. В Житомирской области главврач руками машет: ребята, делайте свое дело, не вмешивайтесь, мы сами все решим. У него лечение одного больного суперсовременными препаратами обходится в 80 000 гривен. Приезжаем в Черниговскую область. Главврач ругается: какая реформа, что вы творите, мы погибнем! У него лечение такого же больного стоит 300 000 гривен. И в Житомирскую область сейчас со всей Украины везут анализы на туберкулез, потому что у них новейшая лаборатория. Вывод – губернатор в Черниговской области должен навести порядок с административным аппаратом своего тубдиспансера.

- Ну а психбольные – массово на улицах, в разгар пандемии?

- Никто из тех, кому требуется психиатрический стационар, на улице не окажется.

За что придется доплатить

- По другим направлениям – сердечники, почечники тоже пишут, что "пакетных" денег не хватит на лечение.

- Еще раз говорю, что эти панические настроения не имеют под собой оснований. 60% средств больницы будут получать из бюджета, 40% - за услуги по "пакетам". Например, по родовспоможению даже частные больницы удовлетворены той суммой, которую будет выделять государство. Конечно, не все пока выверено до копейки, потому что нет протоколов. Министерство проводит определенные корректировки. Но это не значит, что реформу нужно остановить или отменить.

- И все же, доплачивать придется?

- А вы сегодня доплачиваете своему семейному врачу? Благодаря реформе вы будете четко знать, что государство за вас платит доктору. Уже разработаны 27 "пакетов" медицинской помощи, остальные разрабатываются. Благодарить ли врача дополнительно – это уже ваше личное дело.

- По родам, правда, слышала, что все включено. А вот стоматологи говорят, что на втором этапе реформы бесплатно только зубы будут драть по скорой помощи.

- Да нет. И канал закроют, и пломбу поставят. Но имплант точно никто бесплатно не будет делать. Платные услуги останутся. Например, вы хотите сделать УЗИ, а ваш семейный врач считает, что это лишнее. Хотите – платите деньги. Любая диагностика по желанию пациента сверх рекомендаций семейного врача будет платной.

Никто не верил, что эпидемия так стремительно вырвется из Китая

- Вернемся к наболевшему. До начала разгула коронавируса в Украине медицинские маски все ушли в Китай. И вас обвиняли в организации этого бизнеса.

- Блогер, который запустил этот фейк, потом дал опровержение. Но утка уже пошла гулять. Ее стали тиражировать. Что же касается ситуации с масками, то в феврале многие страны отправляли гуманитарные грузы в Китай. В том числе США, Канада. Никто не верил, что эпидемия так стремительно вырвется за пределы Поднебесной. В итоге с дефицитом масок столкнулись и Европа, и Северная Америка. Сейчас мы делаем все, чтобы максимально увеличить производство масок в Украине, включаем бизнес. Раз в три дня по заданию президента прилетает самолет с масками и средствами защиты из Китая. 

- В Украине давно говорили о дефиците аппаратов искусственного дыхания. Мы знали, что беда нас не обойдет. Почему не закупали аппараты ИВЛ хотя бы в январе?

- Их уже в январе по миру был острый дефицит. Ситуация с ИВЛ та же, что и с масками - их не хватает везде.

- Но у нас, как говорят эксперты в области медицинской правозащиты, хуже всех.

- У нас много лет медицина финансировалась по остаточному принципу. Но сейчас нужно заниматься не самобичеванием, а думать рационально и искать пути решения. Мы активно докупаем аппараты ИВЛ. Очень много инвестируют меценаты, бизнес. Есть уже договоренности на создание своего производства. Я очень хочу верить, что эта ситуация заставит нас пересмотреть отношение к системе здравоохранения. И мы не допустим ошибок прошлого.

ВАЖНО

Как это должно работать

27 "пакетов" медицинской помощи, о которых говорит Михаил Радуцкий, – это гарантированная оплата государством комплекса услуг, которые медучреждения предоставляют больному. Принцип тот же, что и на первом этапе реформы: деньги идут за пациентом.

Если у человека случился инсульт, он получает "пакет" по скорой помощи. Если есть жалобы и требуется амбулаторное либо стационарное лечение, вход в "пакеты" осуществляется через семейного врача, с которым подписана декларация.

  1. Семейный врач осматривает пациента, направляет на анализы, в случае необходимости дает электронное направление в стационар.
  2. Пациент сам имеет право выбрать больницу, в которой хочет получить услуги, привязки к району не будет. Деньги Национальная служба здоровья направит туда, куда госпитализируют пациента или где он буде лечиться амбулаторно.
  3. За любые диагностические, лабораторные и другие услуги, на которые не будет направления врача, но которые желает получить пациент, он заплатит сам.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Без направления семейного врача можно обращаться:

  • к акушеру-гинекологу,
  • стоматологу,
  • педиатру,
  • психиатру и наркологу,
  • к узкому специалисту, если пациент имеет хронические заболевания, по которым состоит на диспансерном учете.

СПРАВКА "КП"

До избрания в народные депутаты Михаил Радуцкий был известен как бизнесмен, основатель медицинской клиники "Борис" и первый ее коммерческий директор. С 2004 года по 2019 – президент ООО "Борис".

В сентябре 2014 года был назначен заместителем главы КГГА Виталия Кличко, проработал на должности до декабря 2015-го,  после чего остался у Кличко в советниках.

В 2019 году избран народным депутатом от партии "Слуга народа", возглавил в Раде комитет по здравоохранению. Активно поддержал медицинскую реформу, начатую Ульяной Супрун.

Имеет медицинское образование: специальное среднее – фельдшер скорой помощи, высшее – физическая реабилитация.

Читайте также

А вдруг у меня коронавирус? Пошаговая инструкция