Пока жители Украины повсеместно жалуются на строгости карантина, медики констатируют – другого выхода пока нет. Потому что нет понятия о реальной картине распространения коронавируса, катастрофически мало тестов и элементарных средств защиты. Врачи рискуют первыми: они не знают, с чем имеют дело, оказывая помощь больному: с гриппом, который сейчас превратился для нас в "нормальную" болезнь, или с неведомым врагом, который пытается захватить весь мир.
Социальные сети разделились на оптимистов, называющих коронавирус "обыкновенным ОРВИ" и пессимистов, дающих самые мрачные апокалиптически прогнозы. Вплоть до того, что переболеет все человечество, поскольку иммунитета от COVID-19 нет.
Истина, наверное, посредине, но к некоторым вещам надо прислушаться, прежде чем нарушать карантин. Экономия на тестах, которые сейчас на вес золота, теоретически умножает реальное заражение в два, а то и в три раза от официально декларируемого. А положение наших больниц сегодня не располагает к радужным надеждам.
Врач-онколог Татьяна Рослякова рассказала в
- В пятидневном контакте оказались, естественно, все сотрудники отделения, работавшие без средств дополнительной зашиты, а соответственно их родственники, друзья, - указывает на реальность Татьяна Рослякова.
И задается вопросом: почему не делают тесты, чтобы понять реальную картину заражения. Этих вопросов сегодня воз и маленькая тележка.
Первый и самый главный вопрос, кто ответит за массовый вывоз медицинских масок за рубеж, висит в воздухе с конца февраля. Сегодня не только обычные граждане, но и лечебницы вынуждены выкручиваться своими силами.
- Маски поступают, но мало. Нам раздали по упаковке одноразовых, а они быстро закончились, - рассказала "КП" в Украине" Светлана Воронюк, сотрудница регистратуры амбулатории №3 Центра первичной медико-санитарной помощи Печерского района. - Тогда нам выдали по упаковке широких бинтов и сказали пошить маски самим. По инструкции их надо каждые три часа гладить горячим утюгом, хотя это нереально в условиях большой загруженности. Одна наша медсестра принесла пароочиститель, и с ним мы выходим из положения.
Спасибо, что хоть дезинфицирующих средств в амбулатории достаточно.
- Получаем канистрами и протираем все — ручки дверей, столы, мышки, клавиатуры... Есть и средство для пола — кожа на руках облезает от дезинфекции, - продолжает Светлана Воронюк.
Дезинфицирующие средства, а также маски, костюмы, очки, слава Богу, есть в достатке у инфекционистов. Или пока есть. Нет другого и, пожалуй, главного — четкого алгоритма действий.
- Информация меняется каждый день, в Минздраве все время проводят какие-то совещания, пишут взаимоисключающие приказы, - поделилась с нами одна из медиков на условии анонимности. - У нас до сих пор нет инструкции, что делать, если врачи контактировали с больным, а у него впоследствии подтвердился коронавирус. Надо ли уходить таким медикам — всем поголовно на изоляцию в 14 дней. Рекомендация пока такая: меряйте температуру.
На вопрос, почему алгоритм начали разрабатывать так поздно, наша собеседница не может ответить. Только отмечает, что ее коллеги еще в октябре-ноябре говорили о необычных проявлениях "какого-то вируса".
- Не факт, что этот вирус у нас "свежий", - говорит доктор. - Инфицированных может быть намного больше. Но "испанка" (грипп, бушевавший в конце 19-го столетия – Ред.) почти не оставила нам уроков, кроме эффективности социальной изоляции.
|
Поликлиника Киевской областной больницы, где обслуживались многие жители столичного региона, закрывается на карантин. Люди будут обслуживаться на местах, в том числе, с тревожными симптомами. В больнице Ирпеня нас успокоили: все есть — и маски, и защитные комбинезоны, и очки.
Но рассказали такую историю: готовили к госпитализации больного с пневмонией, все симптомы походили на "корону". Вызвали скорую, а там врачи только в одних масках! От себя выделили костюм, очки, чтобы поберечь коллег.
Экспресс-тест, к счастью, дал отрицательный результат (хотя это не стопроцентная гарантия). Но вот что мы узнали: по инструкции у медиков скорой не должно было быть дополнительной защиты. Ведь они везли "обычного больного" в инфекционное отделение. Достаточно простых масок.
Если есть подозрение на эту китайскую заразу, всех взрослых из Киевской области везут в Белую Церковь. Тамошнему инфекционному отделению назначено быть центром по борьбе с коронавирусом. О том, как выглядит это на практике красочно расписал в
Ну и совсем неожиданный вопрос поставил собственник сети по продаже медицинского оборудования “Медтехника” Алексей Давиденко: зачем "богатенькие Буратино" скупают дефицитные аппарату искусственной вентиляции легких, чтобы держать их у себя в гаражах? То есть, когда больные будут задыхаться, спасительный механизм останется стоять "на всякий случай".
- У нас будет итальянский сценарий, - делает невеселый прогноз президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. - После первых пятисот смертей мы, как и они, поймем: что-было не так. Но наш сценарий будет без такой медицинской помощи, как в Италии.
О том, что реанимационные отделения в Украине находятся в катастрофическом состоянии Виктор Сердюк и другие эксперты твердили с 2014 года: не хватает аппаратов искусственной вентиляции легких, газоанализаторов и даже банального кислорода.
- Тогда я открыто говорил, что из трех людей, которые попадают в реанимацию, возвращается только один, - продолжает правозащитник. - И сейчас та же самая ситуация. Относительно первых жертв. Например, люди, перенесшие онкозаболевания. В столичном онкоцентре их состоит на учете более 80 000 человек. Те, кто недавно после химиотерапии или принимает ее, первые в группе риска, а таких более 3000. Кроме этого люди после 70 – 80 лет. Таких сотни тысяч. Как их спасать? Только дыхательная аппаратура. Но вот в 1-й киевской больнице всего 6 аппаратов для искусственного дыхания. При этом никто не отменял на период эпидемии инфаркты, инсульты, тяжелые травмы в ДТП.
Есть еще один очень важный вопрос: а не боимся ли мы остаться при остром дефиците медперсонала. Большинство поликлиник и больниц Киева и других областных центров в первый день карантина оказались перед фактом, что на работу не вышли санитарки, медсестры, врачи, которые живут вне мегаполисов.
- В одной из больших киевских больниц из 10 операционных медсестер 5 живут в Малине, а медсестры стерилизационного отделения в Фастовском районе - констатирует Виктор Сердюк. Клиника не в состоянии обеспечить их доставку на работу и домой. Но и это не последняя проблема. Врачи, на которых мы сейчас уповаем, могут... просто повесить на крючок свои белые халаты. Ведь никто не гарантирует, что доктору обязательно будет предоставлен аппарат искусственного дыхания или кислород, если он заразится от пациентов. История эпидемий знает такие случаи. Да, нарушить клятву Гиппократа - это тяжко, но еще тяжелее делать выбор между чужой и своей жизнью. При том, что сам Гиппократ наставлял докторов: быстро – дальше дольше. То есть, во время эпидемии нужно быстро уходить из пораженного района, как можно дальше и долго не возвращаться.
На период карантина государство пообещало 200-процентную надбавку врачам. Но это в итоге 10 — 15 тысяч гривен.
- Такой суммы хватит, чтобы стимулировать медиков рисковать собой? - ставит риторический вопрос правозащитник. - В Венеции во время чумы выплачивали десятикратные гонорары. И почему никто не поднимает вопрос о страховке врачей на случай инфицирования? Какая это должна быть сумма, сколько стоит жизнь человека, который спасает жизни?
Когда-нибудь на все эти вопросы будут даны ответы, но может оказаться слишком поздно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Глава Инфекционного контроля Украины: Я ожидаю, что к концу апреля мы забудем об этом коронавирусе