Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил: в Украине действуют представители "террористической организации" Фетхуллаха Гюлена - когда-то соратника, а нынче врага действующего турецкого главы. Речь идет о школах, которые прикрывают деятельность организации Гюлена - FETÖ. Информацию о них Эрдоган передал Владимиру Зеленскому, а тот - в СБУ.
Еще четыре года назад украинские образовательные центры, имеющие в составе учредителей или сотрудников граждан Турции, были обвинены турецким информагентством "Анадолу" в пособничестве Гюлену.
Тогда украинские правоохранители проверили школу "Меридиан", лицей "Черноморский", культурный центр "Сяйво", Союз промышленников и предпринимателей Турции и Украины и еще несколько организаций, связанных с Турцией. Но судя по тому, что после проверок и разбирательств ничего в жизни организаций не изменилось, никакой крамолы у них полиция не нашла.
- Проверки у нас были, что-то искали - не нашли, - подтвердила "КП" в Украине" директор школы "Меридиан" Алена Тарасенко-Антамошкина. - Школа открыта, дети учатся... Мы 20 лет работаем и всегда подчеркиваем свою аполитичность.
В заведении сейчас учатся около 300 детей - от дошкольников до 11-классников - из 20 стран мира. Предметы преподаются на украинском и английском языках по учебной программе, утвержденной Министерством образования и науки Украины. Выпускники получают аттестат государственного образца. Турецкий язык изучается факультативно, по желанию.
- Английский там на высочайшем уровне, дети в классе разных национальностей, все дружат, - рассказала нам одна из мам ученика школы "Меридиан", добавив, что ни о каких идеологиях, продвигаемых в школе, или изучении ислама не слышала ни от сына, ни от других родителей.
Кроме стандартных учебных дисциплин дети изучают на факультативных занятиях киноискусство, робототехнику и т.д. Обучение платное, около 15-23 тыс. грн в месяц. В школе детей кормят 3-4 раза в день, привозят утром и развозят по домам вечером на школьном автобусе.
В международном культурном центре "Сяйво" "КП" в Украине" ответили встречным вопросом: как можно считать террористической организацией структуру, которую создавали посольство Турции в Украине, известные писатели, преподаватели университетов?
- Мы - общественная организация, у истоков которой стояла культурная платформа "Диалог Евразии", созданная в 1998 году писателем Чингизом Айтматовым и объединившая 14 стран Европы и Азии, - говорит глава правления центра, доктор исторических наук, профессор Владимир Сергейчук. - Когда создавалось "Сяйво", Реджеп Эрдоган был премьер-министром Турции, а его супруга не раз посещала школу "Меридиан", оставляя хвалебные записи в книге отзывов. Теперь мы все стали террористами?
Сергейчук не скрывает: с лета 2016 года (попытки переворота в Турции) отношение к украинско-турецким центрам и школам со стороны посольства Турции кардинально изменилось. Оттуда в сторону преподавателей и ученых полетели угрожающие предупреждения, забуксовало издание книг и проведение двусторонних встреч. Потом начались проверки.
|
Фетхуллаха Гюлена официальная Анкара считает оппозиционным проповедником и террористом, призывая глав более чем 100 стран, где открыты образовательные "гюленовские" центры, прекратить их деятельность. Правда, ни в одной из стран не доказали связь школ с опальным богословом. Но на всякий случай кое-где заведения прикрыли по разным причинам, не связанным с террористической деятельностью.
- Это не инициатива Гюлена - открывать конкретные школы или вузы. Он мыслитель, как, например, украинец Григорий Сковорода. Гюлен призывает возрождать Турцию через образование, воспитание интеллектуальной элиты, - считает Алена Тарасенко-Антамошкина. - У него не было инициативы открывать конкретные школы, он только говорил о роли образования в становлении людей. И призывал учить и учиться. Никто в мире не признает его террористом, но он враг Эрдогана. Возможно, правительству нужен какой-то враг, который будет отвлекать от внутренних проблем страны.
Фетхуллаху Гюлену сейчас 78 лет. Бывший имам и проповедник с 1999 года живет в добровольном изгнании в США. Его называют одним из самых важных мусульманских деятелей мира.
Разногласия между Гюленом и Эрдоганом начались еще в пору работы премьер-министром последнего в 2010-х. Пока Эрдоган наращивал амбиции, Гюлен, в свою очередь, накапывал компромат на взяточников - министров правительства Эрдогана и требовал их наказания. Усиление авторитета духовного лидера, пользовавшегося поддержкой как минимум 10% населения Турции, премьер расценил как попытку забрать у него власть. Обвинив Гюлена в том, что тот внедрил своих людей в руководство страны и организовал попытку военного переворота в июле 2016 года, Реджеп Эрдоган начал массово закрывать частные школы (им вменялось распространение идей Гюлена: многопартийность страны, диалог конфессий, строительство школ, а не мечетей, развитие науки как способа познания бога и пр.). Десятки тысяч человек попали в тюрьмы, часть бежала за границу.
Сам Фетхуллах Гюлен свое участие в турецком перевороте категорически отрицает, как и свое отношение к идеологии школ, заявляя лишь, что рассматривает образование как двигатель процветания страны. В свою очередь его противники называют Гюлена сектантом и масоном, продвигающим новый мировой порядок, основанный на исламе.
|
За несколько дней до взаимных договоренностей президентов Зеленского и Эрдогана в центре Киева миграционная служба устроила массовую проверку документов у мусульман, собравшихся на пятничную молитву в мечети.
- Полицейские проверяли тех, кто выходил после молитвы, причем выбирали в основном тех, кто выделялся, был похож на иностранца, имел смуглую или темную кожу, небогато одет - то есть выглядел как нелегал, - отметил в комментарии "КП" в Украине" муфтий духовного управления мусульман Украины Саид Исмагилов. - Были задержаны 25 человек без документов.
На вопрос, не связана столь обостренная бдительность миграционной службы с заявлениями Украины и Турции о поиске и выдаче сторонников Фетхуллаха Гюлена или фанатиков радикальных организаций, Исмагилов ответил отрицательно.
- Нет, фанатики-радикалы не будут ходить в нашу мечеть. Они если и собираются где-то, то тайно, подпольно. Для них мы неправильные, мы умеренные мусульмане либеральных взглядов. В мечети мы молимся за Украину, а для радикалов молитва за немусульман - богохульство, - рассказал муфтий. - И тем более непонятно такое отношение к нам со стороны правоохранительных органов. Я понимаю, что миграционная служба должна делать свою работу, но не возле ворот мечетей, церквей и других культовых сооружений. Я не могу представить себе, чтобы возле христианского храма или иудейской синагоги устроили такую проверку всех, кто идет на молитву. Что за отношение к мусульманам Украины?.. Может, давайте на законодательном уровне прикажем на одежду пришивать какой-то знак принадлежности к исламу?...
Также Саид Исмагилов отметил, что даже на фоне кризисной и даже военной ситуации в Турции в тамошних мечетях никто не проводит проверок документов, хотя законом это не запрещено.
- В демократической стране такие методы работы абсолютно недопустимы! - заявил муфтий.
В Санкт-Петербурге прошла первая встреча лидеров двух стран после сбитого Су-24.