За минувший год Израиль дважды провел досрочные выборы в Кнессет, но так и не смог сформировать новое правительство. Ситуация усложнилась еще и тем, что Генеральная прокуратура выдвинула обвинения по трем эпизодам действующему премьер-министру Биньямину Нетаньяху. По одному из дел главу правительства подозревают в коррупции.
- Насколько серьезны обвинения против Нетаньяху?
- Все эти материалы передаются в суд. Получение взятки – это очень тяжелое обвинение и если суд хотя бы частично согласится с этим, то Нетаньяху запретят занимать руководящие посты на следующие семь лет. Он говорит, что примет любое решение суда, но в то же время считает, что прокуратура предвзято отнеслась к его ситуации.
- Когда может произойти суд?
- Суд начнет рассмотрение где-то через полгода. Дело в том, что Нетаньяху является депутатом Кнессета, министром и премьер-министром. И если от своей министерской должности он должен в такой ситуации отказаться по закону, то как депутат и как премьер-министр он может обратиться к Кнессету и комиссия должна будет рассмотреть вопрос о его иммунитете.
И тут есть проблема. В действующем Кнессете такой комиссии нет, потому что после парламентских выборов партии не смогли договориться о ее создании. Так что комиссия может появиться только в будущем Кнессете, а если третьи выборы у нас состоятся, то это произойдет только 3 марта 2020 года.
- Насколько высока вероятность третьих досрочных выборов?
- Осталось всего 16 дней до того, как любой депутат Кнессета может собрать 61 голос и представить президенту свой состав коалиции. Но если до этого скандала еще были надежды, что Нетаньяху попробует с кем-то договориться, то теперь вряд ли у него что-то получится. Ситуация патовая, но все попытки не допустить третьих выборов пока проваливаются.
- Можно ли избежать этих самых выборов?
- Мы видим попытки противников Нетаньяху расшатать его партию "Ликуд". Если из "Ликуда" выйдут 11 депутатов, они могут создать свою фракцию – тогда они имеют право вести самостоятельные переговоры о вступлении в коалицию, например, с партией "Кахоль Лаван". Необходимо отметить, что партия "Наш дом Израиль" подала законопроект, который позволяет и семи депутатам при выходе из своей партии, формировать отдельную фракцию – это может упростит задачу развала "Ликуда". Но, на мой взгляд, этого не произойдет.
Обострилась политическая борьба и в самой партии "Ликуд", бывший министр МВД Гидеон Саар предложил провести срочно праймериз и дать кому-то другому возможность попробовать сформировать коалицию. Он сказал, что готов выставить свою кандидатуру, выиграть праймериз и сформировать коалицию, чтоб не было третьих выборов. Однако, лидер партии Нетаниягу и председатель Центра "Ликуда" Хаим Кац, приняли решение провести праймериз только в случае назначения третьих выборов.
- У "Ликуд" есть еще какие-то лидеры, которые могли бы заменить Нетаньяху?
- Гидеон Саар давно уже претендует занять его место, поэтому и отношения у них с Нетаньяху натянутые. Он в определенном смысле оппозиционер и наверняка внутри партии имеет свою команду. Кроме него есть еще Исраэль Кац – министр иностранных дел Израиля. Но он всегда говорил, что выставит свою кандидатуру только тогда, когда Нетаньяху уйдет из политики. Некоторые считают, что конкуренцию Нетаньяху мог бы составить еще и спикер действующего парламента Йоэль Эдельштейн, но я не думаю, что он станет это делать.
- Как на это все реагирует общество?
- Мнения поделились. У нас уже прошли две демонстрации и планируются еще. С одной стороны, сторонники Нетаньяху выражают ему свою поддержку. По их мнению, на премьера идет давление со стороны прокуратуры. Они считают, что глава правительства нуждается в поддержке. Другая сторона считает, что Нетаньяху должен уйти, потому что он не может одновременно заниматься своими судебными делами и управлять страной.
При этом мы уже почти год не имеем постоянного парламента и правительства. Все это сказывается на экономическом положении страны. Хотя, внешне все оценочные международные организации констатируют высокий статус экономического положения Израиля. Но все понимают, что новому правительству придется разбираться со сложившейся ситуацией и это неминуемо приведет к некоторым подорожаниям, повышению налогов и так далее.
- Затянувшийся кризис может как-то сказаться на вопросах экономики и безопасности?
- Внутри мы видим, что жизнь не становится дешевле, она постепенно дорожает. Кроме того, из-за того, что правительство переходное, многие интересные проекты не могут начать свою деятельность. Не стоит забывать, что мы работаем с бюджетом прошлого года. То есть деньги каждый месяц выделяются по принципу 1/12 от прошлогоднего бюджета.
С точки зрения безопасности, как показал этот год, мы отражаем все атаки со стороны террористов из сектора Газа, мы отслеживаем всю деятельность иранских служб на территории Сирии. ЦАХАЛ всегда начеку.
Если подытожить, то безопасность у нас в порядке, во внешней политике никаких изменений ждать не стоит, но внутренняя экономика, конечно, страдает. Еще одни выборы обойдутся где-то в 5-6 миллиардов шекелей, а это большие деньги. И сегодня уже задумываются, может не объявлять день выборов выходным, потому что это тоже дополнительные затраты.
Согласно материалам, Нетаньяху подозревают в получении подарков на сумму не менее миллиона шекелей (больше 280 тысяч долларов). Деньги ему якобы передавал голливудский магнат и продюсер Арнон Милчен. Среди подарков были сигары и шампанское. Предполагается, что всем этим Милчен расплатился за помощь в получении американской визы.
В обвинительных материалах указывается, что после получения подарков Нетаньяху стал активно продвигать так называемый "закон Милчена", предполагающий освобождение от уплаты налогов в течение десяти лет для израильтян, которые вернулись на родину из-за границы.
Также премьера подозревают в мошенничестве и нарушении своих обязательств в деле с австралийским миллиардером Джеймсом Пэкером. По словам бизнесмена, он дарил подарки главе израильского правительства и его жене Саре.
Речь идет о связях Нетаньяху с издателем национальной ежедневной израильской газеты "Едиот ахронот". Предполагается, что премьер попросил редактора Арнона Мозеса освещать деятельность властей в позитивном ключе. В ответ на это премьер обещал помощь в борьбе с конкурентами издания.
Это дело является самым серьезным, из всех что представил Генпрокурор. Здесь речь идет о коррупции. Предполагается, что Нетаньяху предоставлял определенные преференции телекомпании "Безек" в обмен на позитивное освещение в новостях.
Биньямин Нетаньяху далеко не первый израильский лидер, который столкнулся с проблемами с законом. Например, восьмой президент Израиля Моше Кацав в 2010 году был осужден на семь лет по нескольким статьям, включая изнасилование и воспрепятствование осуществлению правосудия.
21 декабря 2016 года после официального сообщения прокуратуры об отказе оспаривать вердикт комиссии Управления тюрем об условно-досрочном освобождении Моше Кацав вышел из тюрьмы.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху прокомментировал свое обвинение в коррупции. Глава правительства заявил, что дело политически мотивированно и направлено на его отстранение от должности.