Министр культуры, молодежи и спорта Владимир Бородянский выступил на инвестиционном форуме в Мариуполе "RE: think. Invest in Ukraine", который инициировал президент Владимир Зеленский.
Чиновник рассказал, как правительство планирует бороться с российской пропагандой, фейками в интернете и как будет доносить информацию на временно оккупированные территории.
Бородянский представил данные мониторинга манипуляций, которые использовала российская пропаганда в течение последних пяти лет. Его провели InMind совместно с USAID-Internews.
- Мы знаем, что 30% украинцев регулярно пользуется российскими СМИ. Это в среднем по Украине. Россияне говорят о нас, что "Украина - это страна культа фашизма, страна, где процветает антисемитизм". "Украина, - врут русские. - Это страна террористов, где готовят боевиков ИГИЛ, где дают им шенгенские паспорта и отправляют в Европу". "Украина, - врут русские. - Страна транзита наркотиков, место для испытания химического оружия американскими лабораториями". Кроме того, рядом с этими нарративами постоянно повторяются фразы, что "Россия не является стороной конфликта в Донбассе, что она добровольно участвует в переговорном процессе, потому что она за мир и помогает братским народам". Что "российская армия благодарная и миротворческая, что референдум в Крыму состоялся по желанию самих крымчан, Крым всегда был российским, что Украина - это часть России и мы - один народ.
В этом же исследовании говорится, что только 65% украинцев умеют отличать фейковые новости. Тогда как на практике только 11% опрошенных сумели отличить фейк от не фейка.
- Мы считаем, что мы можем и должны формировать в мировом контексте новые правовые модели, которые позволяют эффективно отличать фейк от не фейка, эффективно отвечать на вызовы гибридной войны, эффективно бороться с таким явлением как глубинные фейки. Элементами таких действий станет введение в юридическое поле понятия и критериев манипулирования общественным мнением. Мы также по-другому будем защищать представителей медиа не только юридически, но и финансово. Мы должны ввести ограничения на владение СМИ российским гражданам, или использование российского капитала по финансированию или участия в СМИ. Мы должны ввести обязательную регистрацию или лицензирования для различных видов медиа (сейчас в Украине нет обязательной регистрации для интернет-СМИ - Ред.).
Рада предыдущего созыва разработала законопроект, который предусматривал запрет на финансирование украинских СМИ гражданами РФ. Но он так и нее был принят.
Журналист Интерфакс-Украина: Вы сказали, что у нас есть возможность доставлять контент на оккупированную территорию 80% людей? Что это должен быть за контент? Сейчас есть точка зрения, что смех объединяет людей. Что еще?
Бородянский: Я считаю, что это должны быть разные виды контента. Первое - контент, который показывает, что сейчас делает Украина, честно отвечает на вопрос - какая сейчас Украина, что она строит, то есть донести украинскую точку зрения. Второе - контент диалоговый. Начиная с пересечения границы, какие есть страхи. То есть мы должны поднимать сложные вопросы, давать ответы, звать за собой, развенчивать мифы, которые создает Россия. Это сложная работа по созданию, моделированию и продюсированию этого контента. Нам нужно открыть студию где-нибудь в Мариуполе, чтобы мы могли приглашать...Я думаю, можно начать диалог с университетами и научными сотрудниками. Начать диалог.
Журналист: Как вы планируете развивать украинский видео-контент на международном уровне. Когда приезжаешь в Турцию, Египет или другую страну, то мидим только российские каналы, которые хорошо вещают.
Бородянский: Мы должны сосредоточить ресурсы там, где у нас больше всего проблем. Главная наша задача - сосредоточить ресурс на 45 миллионах людей, которые 95% времени проводят в Украине. Если мы с этим разберемся, то будем инвестировать в расширение контента в другие страны. А сейчас мы должны сосредоточиться на том, чтобы доносить наши смысли к гражданам, которые проживают на временно-оккупированных территориях и Крыму.
В кулуарах форума министр сказал, что телеканал для оккупированных территорий создадут за три месяца, вещание будет вестись на украинском и русском языках.
Журналист: Вы не считаете, что нужно расширять русскоязычный контент на временно оккупированные территории?
Бородянский: Да, я считаю, что язык контента должен быть в том числе русским и он будет русским. Будет много контента на русском языке.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ