В Кабмине возобновили разговор о водном маршруте из Гданьска до Херсона, который соединит Балтийское и Черное моря. Это так называемый проект Е-40, который обсуждают в Украине несколько лет.
Проект Е-40 может показаться фантастической идеей. Шутка ли - проложить канал через Днепр, Западный Буг, Припять и Вислу. Между тем маршрут появился 200 лет назад, на участке Варшава - Брест он функционирует. Но от Бреста до Херсона пути нет. Его и планируют восстановить, говоря о канале из Гданьска в Херсон.
В проекте заинтересованы три страны - Польша, Беларусь и Украина. По задумке водный маршрут в разы увеличит оборот торговли. Ведь перевозить большие объемы грузов по реке быстрее и экономичнее, чем по суше. Например, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков. А путь по воде выиграет целую тысячу километров пути. Если речную дорогу от Балтийского моря до Черного восстановят, то ежегодно Украина, Беларусь и Польша смогут перевозить до четырех миллионов тонн грузов.
Деньги на проект Е-40 - 12 миллиардов долларов - выделяет Ассоциация ЕС. Каждая страна-участница получила определенную сумму на очищение рек и укрепление берега. 11,5 миллиарда долларов отвели для Польши, 400 миллионов - для Беларуси, 36 миллионов - для Украины.
Проект буксует, потому что для запуска нужно договориться с экологами.
- Проблема в том, что оценку последствий проводили поляки, и сделали они эту оценку некорректно - по данным, взятым из интернета, - объясняет в разговоре с "КП" в Украине" глава Национального экологического совета Украины Александр Чистяков. - Они не рассчитали, что при углублении Припяти со дна поднимутся десятки тонн радиоактивного стронция, который лежит там со времен аварии на ЧАЭС. И все это "добро" пойдет вниз по течению - в Украину. Пока что в мире нет сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. А из Днепровского бассейна сегодня пьют 2/3 населения Украины. Если потревожить радиоактивный мул, все мы остро почувствуем нехватку пригодной питьевой воды.
Чтобы предотвратить экологическую катастрофу, эксперты предлагают несколько путей. Экономный вариант - поставить полутораметровую стену от дна Припяти на границе с Беларусью. Она может притормозить радиоактивную водную смесь. Еще вариант - вырыть на дне Киевского водохранилища небольшие котлованы. Если загрязненный ил попадет в акваторию Днепра, такие ловушки помогут локализовать опасность. И третий метод - совсем не трогать акваторию Припяти, а строить искусственный судоходный канал рядом с рекой, как это делают в Голландии. Но это очень дорого.
Что касается экономической выгоды от проекта Е-40, то для Украины, по словам экспертов, она не сильно очевидна.
- Стоимость реализации проекта речного пути Балтика - Черное море оценивается в 12,7 миллиарда евро, - говорит транспортный эксперт Александр Кава. - Для сравнения: это около трети годового украинского бюджета. За эти деньги можно отремонтировать все государственные дороги Украины. С учетом, что из общей суммы реализации проекта около 12 млрд евро приходится на строительство речного канала на территории Польши, то польская стороны была заинтересована в получении денег от ЕС на это строительство. Это бы создало им дополнительные рабочие места. А сами они такой объем инвестиций не потянут.
ЕС просчитал технико-экономическое обоснование (ТЭО) этого проекта, но в итоге пришел к выводу, что при нынешних объемах грузоперевозок он не окупится никогда. Поэтому его и не включили в сеть трансъевропейских транспортных коридоров TEN-T.
- Я не знаю, кто подсунул премьеру Гончаруку этот проект, но еще раз скажу, что его реализация себя не окупит, - заключает эксперт.