Перед выборами все политики обещают избирателям золотые горы. Мы решили проанализировать основные экономические постулаты партий, с которыми они идут в новый парламент.
Этот вопрос есть в повестке дня большинства партий. Одни обещают установить справедливые тарифы, другие - снижение цен на газ, что потом приведет к удешевлению отопления и горячей воды. Все понимают, на сколько этот вопрос чувствителен для избирателя. Снизить тарифы после выборов пообещали даже в офисе президента.
Эксперт говорит, что для снижения тарифов нужно отменять ряд законов и проводить новые переговоры с МВФ.
- Я не верю, в то, что это произойдет, - говорит эксперт по энергетике Дмитрий Марунич. – Во-первых, придется отменять закон "О рынке газа", согласно, которому уже с 1 января 2020 года в Украине должна быть полностью рыночная цена. Во-вторых, придется пересматривать взаимоотношения с МВФ, а в фонде одним из основных условий продолжения сотрудничества называют именно вопрос рыночных цен на топливо. Ну и наконец, я не вижу в команде нового президента кого-то, кто был бы против сотрудничества с МВФ. Поэтому я сомневаюсь, что тарифы будут снижены сверху.
Впрочем, экономисты говорят, что чисто теоретически сделать газ более дешевым можно. Правда, придется переписывать законы.
- Снизить тариф на газ для населения можно при условии создания небюджетных компенсаторов, - поясняет аналитик Алексей Кущ. – Например, с помощью создания газового хаба и получения справедливой рыночной цены для всех групп потребителей, которая будет минимум на 50% ниже, чем сейчас. То есть, делать микс газа украинской добычи и импортного. Плюс сокращать накладные расходы. Ведь у нас газ с немецкого хаба, который там стоит по 250 долларов за 1000 кубометров, вырастает внутри страны до 450 долларов!
А сделать, оказывается, это не сложно. Достаточно лишь убрать налоги, которые потребитель платит, открывая газовую конфорку.
- Можно частично снизить или убрать налоги, – говорит экономист Даниил Монин. – Если, например, отменить НДС на газ и, соответственно, на тепло - это даст 16,7% экономии. И эти вопросы можно было бы обсуждать в рамках работы с МВФ.
Есть такой старый армейский анекдот:
- Товарищ прапорщик, нужно остановить поезд!
- Поезд, стой! Раз, два!
Приблизительно так выглядит обещание вернуть в Украину всех трудовых мигрантов, которые выехали в соседние страны на заработки. Которых, кстати, толком никто даже не может сосчитать.
Проблема эта не только у Украины. Эксперты PricewaterhouseCoopers говорят о том, что за этот год из нашей страны уедет около 1,4% от общего числа работоспособного населения. В топ-10 стран, которые пострадают от этой проблемы, вошли Литва, Латвия, Венгрия, Молдова, Хорватия, Россия и Беларусь. Их показатели недалеко ушли от украинских и составляют от 1,1% до 1,3%.
И быстро эту проблему не решить. Эксперты говорят, что для того, чтобы люди возвращались, здесь должны расти зарплаты, меняться правила перераспределения прибыли компаний, когда на оплату труда будет выделяться больше средств. Также может сработать приход инвесторов, которым будет интересно открывать в Украине новые предприятия.
- Нужна новая экономическая политика и запуск экономического роста, - говорит Даниил Монин. - Она потребует новых рабочих мест - и украинцы вернутся. Для этого средняя зарплата должна подняться хотя бы в полтора-два раза. Это небыстрый процесс. Но в некоторых областях экономики возможно такое сделать уже сейчас. Хотя в целом первоочередным приоритетом должна быть задача сначала остановить отток людей.
Этот пункт есть у всех партий в том или ином виде. Правда, как оценивать эти самые условия ведения бизнеса, не совсем понятно. Казалось бы, Украина растет в рейтинге Doing Business, а инвестиций в нашу страну как не было, так и нет.
Причина простая – на бумаге действительно все становится лучше. Но рейтинг не учитывает наших реалий, когда силовики, местные князьки и вымогатели в виде активистов требуют от бизнеса дань.
- Расскажу вам историю одного из предприятий по сборке запчастей в Западной Украине, - говорит генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. - Там иностранные инвесторы купили землю, потом давали громадные взятки, чтобы проложить туда электричество, дорогу, газ, отопление. А еще пришли местные "активисты" и сказали, что если инвесторы не дадут 200 тыс. долларов, то они заблокируют строительство завода! Надо это инвесторам?
Поэтому рост Украины в рейтинге – это, конечно же, хорошо. Но не стоит забывать, что Грузия, например, находится на шестом месте списка, а инвестируют в нее не слишком много.
- Я не думаю, что даже пребывание Украины в топ-30 привлечет в страну крупные инвестиции, - считает Даниил Монин. - Нужны прежде всего посадки одиозных личностей и примеры защиты инвесторов. Либо нужно запускать рост экономики. Тогда и инвестиции в страну придут.
Алексей Кущ считает, что если невозможно установить порядок на всей территории страны, то нужно начинать с малого – выделять кластеры или особые экономические зоны, куда привлекать производство за счет налоговых льгот и бесплатного подключения к инфраструктуре.
- С помощью этого инструментария можно создать новые кластерные точки роста экономики, продолжает Алексей Кущ. - Под них необходимо запускать отдельные точки "входа" по методу единого разрешительного окна, для преодоления бюрократии в центре и "косности" местных громад. Но это нужно делать не на словах, а на деле.
Практически все политики говорят, что рынок земли нужно открывать, но когда дело доходит до голосования, то оказывается, что этот вопрос нужно отложить еще на год. В итоге вот уже почти 17 лет перед новым годом депутаты традиционно продлевают мораторий еще на год.
В новом парламенте все может измениться. Тем более, что уже подготовлено несколько моделей. Рабочая группа при аграрном комитете Верховной Рады подготовила четыре варианта введения рынка земли в Украине.
В двух вариантах предлагается поэтапное открытие рынка для физических и юридических лиц, а в двух - одновременное. Отличается количество гектаров, которые можно будет приобрести, и этапы их покупки. Купить землю, согласно предлагаемым вариантам, смогут только граждане Украины.
В двух "этапных" вариантах предлагается дать возможность физическим лицам в первые три года покупать до 20 га земли. Для юридических лиц этапность приобретения больших площадей земли разная. В одном юридические лица в первые три года смогут приобрести максимум 200 га земли, с четвертого года - максимум 500 га, а в дальнейшем - до 20 тысяч га. Другой вариант предлагает уже в первые три года разрешить юридическим лицам покупать до 500 га земли, а с четвертого года - до 20 тысяч га.
По какой схеме будут запускать рынок земли, пока не понятно. Скорее всего, прошедшие в парламент политические силы будут вносить изменения, которые будут учитывать и их интересы при дележе этого пирога. Но не исключено, что, не сумев договориться, депутаты снова отложат вопрос на год.