В последнее время к личности Дмитрия Разумкова повышенный интерес. Еще бы! Условно, еще вчера он был молодым, перспективным политтехнологом, сегодня – человек, который внес огромную лепту в победу Владимира Зеленского на президентских выборах и возглавил пропрезидентскую партию "Слуга народа", завтра - уже, возможно, лидер самой большой фракции в парламенте.
Социологи сулят "Слуге народа" настоящий прорыв на предстоящих парламентских выборах. Только по спискам партии пропрезидентская сила может набрать свыше 50% голосов избирателей, то есть завести под купол парламента 130-140 народных депутатов, а ведь есть еще мажоритарка. Баллотирование под флагами "Слуги народа" на одномандатном округе дает кандидату плюс 20-30% голосов. Политологи прогнозируют победу "Слуги народа" минимум в 40-50 округах.
В итоге избирательная арифметика указывает на то, что именно партия во главе с Дмитрием Разумковым может стать основным ядром, вокруг которого будет формироваться новая коалиция в парламенте или же, не исключено, получим коалицию из одной политсилы. А это означает, что именно "Слуга народа" во многом будет диктовать повестку дня для Украины и украинцев. Какой она будет и кто эти люди, которые называют себя "Слугами народа"? На эти и другие вопросы в ходе онлайн-общения в редакции "КП" в Украине" ответил глава партии "Слуга народа" Дмитрий Разумков.
- Как вы в "Слуге народа" проводили праймериз на досрочные выборы в парламент?
- К сожалению, провести праймериз в том понимании, в котором бы нам с вами хотелось, у нас не получилось. А заниматься профанацией мы не хотели. Во-первых, праймериз делать за неделю нельзя. На это нужно было потратить месяц, полтора, а то и два. Во-вторых, нужна система открытых списков, которую все декларировали на протяжении многих лет, но, к сожалению, так и не сделали. Но мы решили пойти по другому пути – предложили обществу список партии "Слуга народа" и до 6 июля собираем отзывы о кандидатах.
По каждому кандидату проводилась проверка, но поймите, интернет может быть "зачищен", базы могут быть подкорректированы или многие другие вещи могут быть исправлены, но человеческая память – это такая штука, она может дать многое. Так что ждем и от журналистов, и от общественности информации по нашим кандидатам.
- Как отбирали людей в список?
- Список формировали по абсолютно понятной системе. В него привлекли тех, кто был с нашей командой во время президентской избирательной кампании с самого первого дня: региональные представители, эксперты по различным направлениям, волонтеры – людей, которых считаем эффективными. Среди наших кандидатов очень много юристов, именно тех людей, которым проще понять и эффективней будет писать законодательную базу.
- Будут ли еще чистить ряды списочников "Слуги народа"? Если есть возражения по тому или иному кандидату, куда жаловаться?
- Да, конечно. Вы уже, наверное, заметили, что между первой и второй частью съезда мы почистили списки, основываясь на той информации, которая в первую очередь пришла от журналистов и от представителей общественного сектора, тем не менее мы ждем продолжения и до 6 июля будем получать от вас информацию. И если кто-то недостоин быть в списке "Слуга народа", мы его оттуда уберем совместно.
На сайте партии уже появилась специальная форма, заполнив которую можно будет изложить все факты, которые вы знаете о нашем кандидате. Все проверим. Единственная просьба: предоставляйте обоснованный фактаж, формулировки "уберите его из списка, потому что он мне не нравится" - пустая трата времени. А сейчас кандидатов можно оценить лайками или дизлайками.
- Дизлайки влияют или нет?
- Да, влияют. Но столкнулись с такой проблемой: если лайки чаще всего честные, то по дизлайкам, как подозревают представители нашей диджитал-команды, используется определенная технология для накручивания.
- Для кого больше всего накрутили?
- Накручивают по всем. Но ничего, я думаю, что справедливость восторжествует.
- Почему из списка исключили Ирину Панченко?
- Потому что по ней не подтвердились данные, которые изначально предоставляла областная структура. А исходя из дополнительной информации, которую в том числе мы получили и от журналистов, мы перепроверили все и посчитали, что стоит внести изменения в список.
- Журналисты писали, что она мажорка. Тусовщица. Там был набор штампов.
- Понятие "мажорка" - очень растяжимое. Я бы не привязывался именно к нему. Речь о других вещах, а не о ее достатке, семейном положении или еще чем-то. Исходим из той, не всегда публичной информации, которой обладаем мы как представители партии. Думаю, это было правильное решение, и во многом оно позитивно оценено обществом и журналистами.
- Сколько ваших друзей попало в список "Слуги народа"?
- Надеюсь, что все люди, которые попали в список "Слуги народа", станут моими друзьями. Главное - не путать друзей и подельников. Мне очень хочется верить, что все те, кто пройдут по спискам или по мажоритарке нашей политсилы, будут друзьями. Притом далеко не всегда важно, чтобы они были друзьями по жизни, а важно, чтобы они исповедовали одни и те же идеалы.
- Почему в мажоритарных округах назначают в основном тех, кто даже никогда не видел свой округ в глаза? Зачем за них голосовать? За вашу партию проголосуют, за людей, которые приехали из другой области - нет.
- Большая часть людей, которые идут по мажоритарке от партии "Слуга народа", имеют достаточно неплохую связь с этой территорией. Но по отдельным округам найти местных представителей, которые могли бы побороться за победу и не боялись вступить в жесткую конфронтацию с так называемыми плотными мажоритарщиками, не всегда получается, ищем альтернативу.
- Когда вывесят списки мажоритарщиков?
- Полный список мажоритарщиков будет к 20 июня.
- Правда ли, что место в вашей партии продается за два миллиона?
- Конечно нет. Мы обращаемся ко всем жителям и гражданам нашего государства, если есть реальный фактаж - сообщайте. Нам действительно важно это. Но на сегодня ни одного реального факта о продаже мест в списке мы не получили.
|
- Вы говорили, что не принимаете в свои списки людей, которые уже были депутатами. А планируете ли объединяться с теми, кто уже был депутатом?
- С кем мы будем объединяться, я вам сейчас не отвечу. Я бы хотел увидеть, за кого проголосует украинское общество, и с теми, за кого люди проголосуют, нам будет по пути.
- Объединение с партией "Голос" - это утопия?
- Почему? Вопрос же не с кем ты будешь объединятся, вопрос - зачем ты будешь объединятся. Если те задачи и цели, которые они будут ставить перед собой, совпадут с ценностными базисами партии "Слуга народа", то, теоретически, объединение возможно.
- Кто кандидат на пост премьер-министра от партии "Слуга народа"? Планируете ли вы быть премьер-министром?
- Мы президентскую кампанию прошли с лозунгом "не надо делить шкуру неубитого медведя", думаю, что и парламентскую кампанию мы должны пройти так же. Когда вы вспомните прошлое лето, все уже знали, кто будет премьером, кто будет президентом, кто сколько голосов наберет, у кого какой рейтинг, а по весне 2019-го получилось немножко по-другому, если можно так сказать.
На сегодняшний момент говорить о должности премьер-министра, я думаю, не очень разумно, потому что премьер-министра выдвигает коалиция. Сегодня мы не до конца понимаем, какой будет коалиция Верховной Рады следующего созыва.
- Как стать членом вашей партии?
- Мы будем развивать партийную структуру и расстраивать ее после парламентских выборов, потому что делать это совместно с избирательной кампанией достаточно тяжело и неэффективно. Будем идти по пути максимальной ее диджитализации, использования технологий, которые мы бы хотели внедрить не только в условиях партии, а в целом государстве, потому что одним из ключевых пунктов программы было "государство в смартфоне". Я понимаю, что это не совсем все быстро пройдет, но к этому нужно стремиться.
- Почему до сих пор невозможно ознакомиться с полным текстом устава партии "Слуга народа"?
- В ближайшее время на сайте "Слуги народа" будет обязательно размещен полный текст устава.
- Как вы думаете, как быстро народ разочаруется в "Слуге народа"?
- Я понимаю, что всегда есть часть людей, которые разочаровываются в тех, за кого они голосовали. Не знаю, когда и насколько быстро это произойдет, но могу сказаться, что мы приложим максимум усилий, чтобы такой показатель был как можно ниже. И мы искренне стремимся это сделать.
- Кто финансирует "Слугу народа"?
- Насчет финансов все будет открыто и прозрачно, так же, как это было на президентской кампании. Мы покажем и источники поступления, и как их будем тратить. У нас была самая дешевая президентская кампания. Думаю, что не сильно будем отличатся и в рамках парламентской.
- Дабы не обманывать людей, время и дату называть не буду, так как это будет профанация. К этому нужно прийти. С одной стороны, давайте не забывать, что государство фактически пребывает в войне. С другой стороны, позиция президента заключается в том, что мы должны перейти со временем на рельсы контрактной армии – это абсолютно правильный вариант, параллельно с этим мы должны выстроить региональные самообороны, систему безопасности и резерв.
- Ваше личное мнение про растаможку так называемых "евроблях"?
- Я считаю, что равные условия для получения хороших европейских машин должны быть у всех. Нужно сделать так, чтобы украинец мог купить себе хорошую машину за нормальные деньги и ездить законно по территории своего государства.
- Когда коррумпированные чиновники будут сидеть в тюрьме?
- Когда заработает система. Посадки в ручном режиме исключены. Нужно поменять судебную систему. Слава богу, на сегодняшний момент начинает работать Высший антикоррупционный суд. Я считаю, что это хорошая идея, и очень надеюсь, что он будет эффективен. А чтобы его загрузить делами, нужно, чтобы не менее эффективно работали НАБУ и САП, а с учетом многих разногласий, которые между ними существуют, эта система должна быть перезапущена.
Важный момент: чтобы заработала система, нужно пойти по европейскому пути. В Европе, с одной стороны, всегда есть две составляющие – кнут и пряник. А мы всегда шли по пути или кнута, или пряника. У нас повышали зарплаты чиновникам, но не включали систему контроля за их деятельностью. С другой стороны, потом пошли по пути тотального контроля, но оставили минимальные зарплаты.
- Рассматриваете ли вы возможность лишения гражданства за преступления против государства?
- Мое личное мнение: за преступления против государства нужно не гражданства лишать, а применять ст.111 УК Украины (госизмена, наказание от 10 до 15 лет лишения свободы).
- Администрацию президента хотят перенести. Куда бы вы перенесли Верховную Раду?
- Не знаю. Не готов сейчас сказать.
- Но саму идею переноса поддерживаете?
- Если бы была возможность перенести все административные офисы из центра города – это было бы, конечно, большим благом для киевлян, потому что это разгрузило бы центр столицы. Насколько это возможно в сегодняшних условиях и с учетом экономической составляющей, логистической, организационной, мне пока ответить тяжело. То, что коллеги занимаются вопросом переноса Администрации президента Украины достаточно плотно – это правда. И я думаю, что у них это получится. Но лично я не сторонник переноса.
- Вам неудобно будет ездить?
- Я считаю, что это некоммерческая компания, и нужно думать о том, где будет сидеть следующий президент. И опять-таки, президент и его администрация – это нанятые менеджеры, и не им решать, где сидеть.
- Как улучшить дисциплину народных депутатов? Контролировать посещения и прогулы, что делать с кнопкодавством?
- У меня позиция очень простая – я бы выгонял. Для этого нужно принять ряд изменений в действующее законодательство, в частности, закон об отзыве народного депутата. Я понимаю, что ряд наших европейских партнеров очень неоднозначно к этому относятся, но у них нет такого правого нигилизма в стенах их парламента, как у нас. Почему, допустим, любого человека за прогулы можно уволить, а депутата – нет? Почему его нужно терпеть 5 лет, если он абсолютно неэффективен? Пусть занимается чем-то другим, если у него нет времени для работы в Верховной Раде.
А по поводу кнопкодавства - должна быть жесткая мера наказания за такие действия, в том числе вплоть до лишения депутатского мандата. Для меня загадка, почему была в парламенте установлена система голосования отпечатками пальцев, но она не работает. Мы приложим максимум усилий, чтобы она заработала.
- Если увидите, что депутат от "Слуги народа" кнопкодавит, что сделаете?
- Надеюсь, к этому времени у меня будет возможность пролоббировать принятие закона о так называемом кнопкодавстве, и человек перестанет быть народным депутатом
- Будете инициировать пересмотр депутатской зарплаты?
- Понятно, что депутатская зарплата должна быть адекватной, но я думаю, если мы посмотрим на то, сколько получают сегодня люди, то она достаточно высокая. А если кто-то идет туда, чтобы просто получать зарплату, возможно, ему не стоит этого делать.
- Назовите первые 5 решений, которые бы вы инициировали?
- Снятие неприкосновенности с народных депутатов, президента, судей, отзыв народного депутата, закон об импичменте, закон о народовластии, закон о следственных комиссиях, изменение избирательного законодательства.
- Как вы считаете, не слишком ли много народных депутатов в нашей стране?
- Слишком. Когда утверждалась норма о 450 народных депутатах, то на тот момент количество граждан страны было намного больше. Расчет был в пропорции: энное количество тысяч граждан страны представлял один народный избранник. С учетом того, что сегодня нас существенно меньше, чем в 1991 году, думаю, что и количество народных депутатов можно было бы уменьшить. На эффективность работы парламента это никоим образом не повлияло бы.
- Почему вы принципиально общаетесь на русском языке?
- Это моя позиция с 2014 года. Когда Российская Федерация посчитала, что она может приходить на территорию моей страны для защиты русскоязычного населения, я для себя решил, что во время эфиров буду общаться исключительно на русском. И считаю, что не самая худшая идея, которая могла у меня возникнуть. Это демонстрирует то, что в Украине достаточно неплохо, во-первых, со свободой слова, во-вторых, это демонстрирует то, что не надо приходить и меня защищать ни с российскими танками, ни с самолетами, ни с зелеными человечками – я свободно могу здесь общаться на русском.
Если я стану народным депутатом, естественно, буду использовать украинский язык в стенах парламента и на любых других должностях, если такая возможность у меня появится.
- Вам уже предлагали взятку? Если да, то сколько?
- Если я скажу да, то мне придется идти в НАБУ. Скажем так: люди, которые приходили и задавали неуместные вопросы в рамках этой компании, были.
- У вас в мобильном есть прямой номер президента? Он сам отвечает на звонки?
- У меня есть номер Владимира Александровича Зеленского.
- Почему вы называете его Владимиром Александровичем, а не Владимиром?
- Потому что он - президент страны. Я помню, что он в день инаугурации говорил: "называйте меня просто Владимир". Он абсолютно спокойно реагирует, когда к нему обращаются - Владимир.
- А вы готовы в шортах ходить в Администрации президента?
- Нет, я, наверное, все-таки больше по костюмам. Я привык к этому, у меня нет дискомфорта, у меня это не вызывает проблем с дресс-кодом. Хотя, если мы идем по пути открытости общества, разрушения барьеров, которые есть, большой проблемы в этом тоже не вижу (смягчение правил дресс-кода для посетителей и сотрудников Администрации президента).
- Вы знакомы с Игорем Коломойским?
- Я его когда-то видел, на каком-то из мероприятий. Но в том понимании, в котором задается этот вопрос, – нет.
- Когда закончится война в Донбассе?
- К сожалению, завтра не закончится. Но то, что мы приложим максимум усилий, чтобы этот процесс продвигался как можно быстрее, это правда. Основная задача, которую ставит перед собой президент, его команда и "Слуга народа" - чтобы прекратили стрелять, чтобы перестали гибнуть наши ребята на фронте, чтобы просто перестали гибнуть наши граждане. А возвращать Донбасс в первую очередь придется не пушками или автоматами, а словом. И информация в рамках гибридной войны являлась гораздо страшнее и убийственнее, нежели пушки, снаряды, ракеты или танки. Возвращать нужно будет этим же оружием – информационно доносить до временно оккупированных территорий и людей, которые там живут, что мы их любим, хотим, чтобы они вернулись, они такие же, как и мы, граждане этой страны. Говорить, что, несмотря на все то, что произошло, рано или поздно мы сможем по всей территории нашего государства поставить сине-желтый флаг.
Видеоверсия интервью