|
Интересно, а после инаугурации Владимир Зеленский устроит уже президентский матч по пинг-понгу или просто пойдет к народу? Ведь по протоколу обязательным является лишь торжественное заседание Рады, где новый гарант принимает присягу, а дальше - как душа пожелает. "КП" в Украине" побеседовала с Юрием Ладным, главой президентского протокола 2010-2013 гг., и узнала, как инаугурация проходила у предшественников.
- За какое время начинается подготовка к церемонии?
- Как только объявляется дата инаугурации - сразу начинается активная фаза подготовки. До этого новоизбранный президент со своей командой определяется, в каком формате пройдет процедура приведения к присяге. Дело в том, что у нас нет специального закона, который бы регламентировал четкий порядок и основные обязательные процедуры при инаугурации. Единственным нормативным актом является Постановление парламента от декабря 2004 г. "О порядке проведения торжественного заседания ВРУ, посвященного принесению новоизбранным президентом Украины присяги". Этим актом среди прочего предусмотрено, что на торжественном заседании принимают участие председатели Центральной избирательной комиссии и Конституционного суда, которые после исполнения Государственного гимна Украины объявляют официальные результаты президентских выборов и заявляют о соблюдении новоизбранным главой государства всех конституционных требований и отсутствии каких-либо причин, препятствующих принесению им присяги.
После того как новоизбранный президент произносит текст присяги, разместив руку на Конституции Украины и, при желании, на Пересопницком Евангелии (это скорее традиционный духовный элемент, нежели обязательный), он подписывает текст присяги, и председатель ЦИК вручает президенту удостоверение, а председатель КСУ передает главе государства официальные символы президента Украины. К таким символам относятся Гербовая печать президента, булава (как символ преемственности власти) и президентский коллар (нагрудный знак в форме орденской цепи, выполненный из белого и желтого золота). Также официальным символом главы государства является Флаг президента Украины, или, как его часто называют, Штандарт.
После выполнения всех этих формальностей новоизбранный президент "теряет" эту приставку и становится официальным полноправным главой государства. Он произносит с трибуны инаугурационную речь - обращение к украинскому народу, которое, как правило, является программным выступлением, где новый президент ставит перед собой и страной новые цели, задачи, ориентиры. На этом торжественное заседание ВРУ подходит к концу. Других обязательных программ не предусмотрено. Все остальные элементы инаугурационных процедур - сугубо индивидуальны. И каждый президент, который приходил к власти, воплощал их по-своему.
- Это официальный статус на момент инаугурации - "новоизбранный"?
- Да. В этом статусе он находится до того момента, пока не принесет присягу на верность Украине и не подпишет ее текст. До этого он считается "новоизбранным" главой государства.
Это достаточно распространенная мировая практика. Например, аналогичный англоязычный термин употребляется и в странах западной демократии - President-elect, то есть избранный большинством своего народа президент, но еще официально не вступивший на свой пост. Предыдущий президент остается действующим главой государства до того момента, пока новоизбранный не произнесет текст присяги. Это регламентирует 104 ст. Конституции Украины, которая говорит, что новоизбранный президент вступает на пост с момента принесения присяги народу на торжественном заседании ВРУ. К слову, текст присяги, который состоит из чуть более 50 слов, тоже выписан в этой статье Конституции.
- А как это было у предшественников?
- Инаугурацию 4-го президента Украины в 2010 г. готовил я и еще несколько моих коллег, которые отвечали за протокольные вопросы новоизбранного главы государства. Не будучи на тот момент назначенными на какие-либо должности в Администрации президента, мы готовили инаугурацию вместе с Управлением Государственного протокола и церемониала 3-го президента, которое я потом имел честь возглавлять в течение многих лет. Там всегда работали профессионалы своего дела.
Если говорить вкратце, то до торжественного заседания ВРУ новоизбранный 4-й президент Украины провел молебен в Киево-Печерской лавре, а затем в качестве Верховного Главнокомандующего принял рапорт от начальников всех родов войск, провел ряд двухсторонних встреч с иностранными лидерами и главами топовых международных организаций, приехавших в Киев для участия в инаугурации. Вечером состоялся торжественный прием а-ля фуршет для всех приглашенных.
Аналогичную процедуру проводил 3-й президент Украины в 2005 г., за тем лишь исключением, что он не посещал молебен в Киево-Печерской лавре, а сразу после торжественного заседания ВРУ отправился на Майдан Незалежности, где выступил перед собравшимися там людьми с еще одной инаугурационной речью и присягой, затем выпустил голубей. Вечером был дан обед в Мариинском дворце и организованы праздничные концерты как во Дворце "Украина", так и на Майдане с фейерверками.
Инаугурация 5-го президента проходила в 2014 г. по схожим лекалам, за исключением того, что после принятия присяги глава государства отправился на Софиевскую площадь, где прошла церемония поднятия флагов и представления ему командования всех видов Вооруженных сил Украины, а также молебен в Софиевском соборе. Торжественный прием по случаю его вступления на пост проходил в "Мистецькому арсеналі".
Инаугурации 1-го и 2-го президентов Украины в 1991 и 1994 гг. проходили довольно сухо - без почетного караула, красных дорожек, приглашенных иностранных гостей, без вручения официальных символов президента Украины, которые на тот момент отсутствовали, и прочих церемониальных почестей. Лишь после переизбрания 2-го президента в 1999 г. церемония инаугурации, которая была проведена во Дворце "Украина", стала обретать все больше знакомых нам сейчас протокольных атрибутов.
- Проводятся ли какие-то репетиции перед самой инаугурацией?
- Репетиции проходят часто. Уместнее всего проводить репетицию торжественного заседания ВРУ, так как именно там происходит самая ответственная часть приведения новоизбранного президента к присяге, где сосредоточено наибольшее количество протокольных нюансов, связанных с расположением президента и флагов в сессионном зале, правильным положением руки на Конституции (и Пересопницком Евангелии), вручением удостоверения, передачей официальных символов президента Украины, произнесением инаугурационной речи и т.д. Это наиболее сложная с точки зрения соблюдения протокольных норм церемония. И чтобы она прошла безупречно, многие прибегают к закрытым для общественности репетициям.
В других случаях, как, например, церемония отдачи военными рапорта президенту Украины, такие репетиции не всегда обязательны, так как по маршруту пешего передвижения главы государства специально расстилается красная ковровая дорожка. С одной стороны, это элемент торжественности, с другой, более практичной, - своего рода негласная подсказка для всех участников церемонии как не сбиться с проложенного пути.
- Могут ли президенты выбирать место проведения инаугурации самостоятельно?
- Кроме упомянутого выше обязательного элемента, новые президенты вольны выбирать любой удобный для них формат прочих инаугурационных процедур. С молебнами или без, с вечерними обедами, приемами, концертами для украинских и иностранных участников или же без таковых.
- Юрий, если бы вы занимались организацией инаугурации Владимира Зеленского, какой бы она была?
- Я бы ее значительно оптимизировал, учитывая сложное внутриполитическое и социально-экономическое положение в стране, отягощенное лишением значительной территории и многих тысяч жизней наших граждан. Выскажу свое мнение, что на этом этапе речь о каких-либо торжествах не может идти. Важно выполнить единственный обязательный элемент, предусмотренный на законодательном уровне, а именно - приведение новоизбранного президента к присяге в сессионном зале ВРУ.
Рекомендовал бы также провести отдельные встречи с иностранными лидерами, которые могут присутствовать при инаугурации (в том случае, если командой новоизбранного президента будет принято решение о приглашении на церемонию глав иностранных государств, правительств, парламентов и международных организаций). Это засвидетельствовало бы стремление нового руководства далее развивать двух- и многосторонние контакты Украины с ее международными партнерами, а также вернуть себе статус субъекта, а не объекта мировой политики.
Я глубоко убежден, что торжественные обеды, концерты, фейерверки и прочие сопутствующие необязательные атрибуты - это лишняя затрата времени и, главное, государственных средств, которые лучше потратить на более важные социальные или гуманитарные проекты. Это рудимент уходящей эпохи, и, если позволите, пир во время чумы. Новоизбранный глава государства после вступления на пост сразу должен занимать свое рабочее место и издавать указы, вырабатывать стратегию вывода страны из тяжелого социально-экономического и демографического кризиса, куда ее загнали за последние годы.
- И отказались бы даже от инаугурационных монет?
- Это уже по желанию нового руководства, хотя выпуск инаугурационных медалей уже стал традицией в новейшей истории Украины. Единственное, что бы я сделал - в разы сократил бы тираж таких медалей и, возможно, изготовлял бы их не из серебра, а из нейзильбера или любого другого недрагоценного металла. Это позволит значительно сократить расходы на выпуск такой продукции.
- С точки зрения протокола президенту полагается квартира?
- Нет. У нас не действуют такие правила и традиции, как в США, Англии или некоторых других развитых странах, когда новый глава государства перемещается в офис, где он и работает, и временно проживает. Далеко ходить не надо - всем известный Белый дом, куда новоизбранный лидер США переезжает на время президентской каденции вместе со своей семьей. Кстати, это очень удобно - не перекрываются основные транспортные магистрали при перемещении президента из дома на работу и в обратном порядке, а также значительно экономится время первого лица на такие поездки.
- А могут переселить президента на Банковую?
- Могут. Но если только этого пожелает сам президент. И не в саму Администрацию, а рядом. Кстати, первый секретарь ЦК КПУ Владимир Щербицкий в свое время жил в президентском квартале по соседству с тем зданием, которое мы сейчас называем Администрацией президента.
Дело в том, что в непосредственной близости к Администрации находится ряд государственных резиденций, в частности на ул. Лютеранской, Шелковичной и Липской, многие из которых вообще очень редко используются по своему прямому назначению. Более-менее загружена разве что госрезиденция на ул. Липской в непосредственной близости к ВРУ. В ней располагаются, как правило, главы иностранных государств, правительств, которые посещают Украину с официальными визитами. Остальные же простаивают и могут рассматриваться, в случае желания нового главы государства, как временное жилье на срок исполнения президентских полномочий.
Но я хочу обратить внимание на другой вариант. В свое время многие общественные деятели выдвигали идею сделать Мариинский дворец официальной резиденцией президента Украины, где бы он и проживал, и работал. Там он мог бы проводить совещания, официальные встречи, принимать иностранных лидеров. Тем более что для церемониальных почестей там все готово, и он уже используется для этих целей. Остается только переоборудовать некоторые помещения под рабочий кабинет и личные покои главы государства и членов его семьи.
При этом саму Администрацию президента предлагалось переместить с ул. Банковой в помещение, которое находится непосредственно напротив Мариинского дворца (ныне там располагается Министерство охраны здоровья. - Ред.). Это существенно облегчило бы передвижение простых киевлян и, особенно, автолюбителей, которые ежедневно сталкиваются с отключениями светофоров с целью пропустить очередной кортеж и появлением на улицах регулировщиков движения как предвестников дорожного коллапса. Такой шаг значительно бы упростил жизнь и новому главе государства в силу вышеперечисленных организационных причин. Кроме того, в обществе уже давно существует запрос на транспарентность представителей политического олимпа, на отказ от права топ-чиновников, за исключением президента, пользоваться кортежем и спецсигналами, на перекрытие улиц и т.д. Народ требует перемен. И хочется верить, что новый президент Украины с этим справится.
Кроме того, такой институт власти как Администрация президента отсутствует в правовом поле Украины. О нем нет упоминаний в основополагающих нормативных документах. Это архаичная структура, которая досталась нам в наследство со второй половины 1990-х годов. Ее хотел упразднить 3-й президент, но кроме вывески в ее работе тогда ничего не поменялось. АПУ фактически дублирует функции других конституционных органов власти, в частности Кабинета министров.
Возможно, новому украинскому лидеру целесообразно было бы подумать над объединением функций Администрации президента и Секретариата СНБО, тем более что работа этих органов во многом пересекается. Возглавлять такой новосозданный орган мог бы один чиновник, что позволило бы сделать работу главы государства и координацию вспомогательных структур более эффективными.
За актера голосовала молодежь и люди, разуверившиеся в обещаниях.