Вот и состоялся третий Майдан. Тот самый, которым пугали все пять лет, который обещали невиданным по крови и разрушениям. А оказалось, можно иначе – без палаток, баррикад, смрадно дымящихся шин и пожаров. Без комендантов, полевых командиров, истово рвущих голосовые связки политиков. Без лицемерной "кули в лоб" и ужасных в своей реальности расстрелов.
Тот редкий случай, когда решение приняли сами люди - к великому недоумению и возмущению всех, кто претендовал на роль лидеров и проводников. Народ обыграл их, ловко обходя идеологические капканы и смело ныряя под красные флажки.
Электоральную революцию-2019, как первый, второй Майдан и как все революции в мире, во многом сделали романтики, мало размышляющие о том, кто воспользуется ее плодами. Но присутствовал и прагматизм, в основном сводящийся к тому, что лучше как угодно, только не так, как сейчас.
Голосование 21 апреля уже много раз назвали протестным. Дескать, люди не за Зеленского были, а против Порошенко. И все же рискнем предположить, что Зе имел долю своего искреннего электората.
…Утро 22 апреля, троллейбус, стайка молодежи, впорхнувшая на остановке "Проспект Правды" в Киеве. Девчонки елозят пальцами по экранам смартфонов.
- Смотри, он правда няшка-милашка, - приговаривает одна, разворачивая телефон к подруге.
- Ага! А ты ходила голосовать?
- Ага!
Будь на месте Зеленского мудрый литератор, известный ученый или экономист, эти девчонки могли и не дойти до участка. Но артист – это что-то особенное, это слава, эстрада, кино, вправду оказавшееся важнейшим из искусств.
Среднестатистическая юность голосовала за Зеленского потому, что лица записных политиков навевают на нее скуку, а разговоры о политике - тоску. Так было во все времена. Только раньше молодежи предлагали на выбор взрослых важных "дядек", а сейчас пришел "няшка". Молодой, задорный, веселый. Все пафосные речи Порошенко априори проигрывают в этой аудитории перед одной хохмой Зеленского.
Рискну предположить, что молодежь, отдающая голоса за Зе, даже не смотрела "Слугу народа" и не искала скрытый смысл в шутках "Квартала 95". Ей достаточно других, более понятных комедий с участием будущего президента.
Средний и приближенный к старшему возрасты в большинстве своем тоже голосовал эмоциями. Но не позитивом, а негативом, который копился все пять лет ожиданий и разочарований. Технология "кот в мешке", на которую ставила команда Зе, таки сработала. Избегая прессы и публичных выступлений, Зеленский до последних дней сохранил в себе некую загадку, которую люди трансформировали в надежду.
- Порошенко пять лет назад обещал сделать нашу жизнь хорошей и обещает опять. А Зеленский ничего не обещает, может быть, он что-то сделает, хотя бы остановит эту войну, - рассуждала за день до выборов 73-летняя Мария из Ирпеня.
Пять лет назад у Марии был большой дом под Луганском. Сейчас в нем зияет дыра от снаряда. По-настоящему женщина не верит, что доживет до возможности вернуться на родину, ставшую сегодня чужой землей. Но шанс, совсем крохотный шанс, который появляется с ветром перемен, убедил ее в выборе.
Люди голосовали за Зеленского, устав каждодневно бояться, что снова вырастут тарифы, поднимутся цены, скакнет курс доллара, отберут субсидию. Устав от постоянной политической грызни и "Путиннападет". От разговоров о том, как хорошо живется тем, кто вырвался за пределы Украины, и ощущения собственной неполноценности потому, что ты здесь остаешься.
Выбор сделан, и общество снова расколото. Судя по флешмобу, запущенному в соцсетях, мы имеем 25% "умных и достойных" украинцев и 75% "быдла", "тупых жвачных животных", как написала одна из моих коллег. Тут и сказать нечего, разве только пожалеть проигравших.
Среди электората Зеленского много, очень много людей, которые являются цветом интеллигенции. Они, конечно, тоже немного романтики, но имеют свой трезвый расчет.
Во-первых, на появление во власти новых лиц, на которое общество может пытаться влиять. Во-вторых, на смену политической риторики с разъединяющей на объединяющую. В-третьих, на то, что Зеленский не станет таким авторитарным правителем, как Порошенко, и Украина из президентско-парламентской превратится в парламентско-президентскую республику. Ну а в-четвертых, на то, что упоенная игра в борьбу с коррупцией превратится хотя бы в робкие попытки реально ей противостоять.
Фильм "Слуга народа", безусловно, сыграл свою роль в росте популярности Зеленского. Но трудно поверить, что три четверти страны впали в помешательство, путая актера с его образом. В приключениях Голобородько и намека нет на то, как он повышает благосостояние простого народа. С него этого и не спрашивали.
А вот с президента Владимира Зеленского спросят. И очень скоро. Есть у нас такая черта: хотим все и сразу. Посадить воров, найти альтернативу "Роттердам+", остановить рост тарифов, вывести бизнес из тени, построить фабрики, заводы, отобрать у олигархов конфеты и пароходы.
Те, кто сейчас злорадствует по поводу скорого крушения надежд, очень недалеки от истины. До парламентских выборов остается слишком мало времени, чтобы успеть что-то сделать, и слишком много, чтобы любовь, которой сегодня люди готовы одарить Зеленского, превратилась в негодование. Потому что, если хоть немножечко не будут удовлетворены базовые принципы человеческой жизни – доступная еда, достойная работа, качественные медицина и образование - все державотворческие порывы нового главы государства будут отправлены в топку.
Тут бы посоветовать людям запастись терпением и ждать. Но потому мы и голосовали за Зе, что терпели и ждали пять лет.
- Во втором туре я голосовал за Зеленского. За пять лет Петр Алексеевич Порошенко продемонстрировал нам демагогию, ложь и отсутствие серьезного руководства страной, - говорит известный советский диссидент, правозащитник Семен Глузман. – Народ правильно сделал, что отказался от его политики. И правильно сказал Зеленский, когда назвал себя результатом ошибок и обещаний Порошенко.
Я ничего не знаю о Зеленском кроме того, что он актер. Сейчас мне он кажется восьмилетним мальчиком, который вошел в незнакомую комнату, осмотрелся, поиграл, а дверь и захлопнулась. Но тем лучше, пускай он боится, пускай ищет выход. У нас появился шанс дать этому мальчику подсказки. И я, а также ряд известных людей хотим этот шанс использовать.
Впервые за много лет из горького пессимиста я превратился в осторожного оптимиста. Я увидел, что народ, придавленный войной, бедностью, неуклюжими реформами, просыпается и начинает мысли самостоятельно. Новый президент тоже не может этого не видеть.
Выборы-2019 уникальны тем, что впервые за всю историю Украины весь силовой блок не был на стороне действующего президента.
- Я был уверен, что победит Порошенко. За много лет работы следователем усвоил, что побеждает тот, в чьих руках административный ресурс и счетчики, – говорит адвокат Алексей Сиротин. – Мы видели, как крутятся "карусели", как бюллетени сжигаются пачками или выбрасываются, потому что лень было сжигать. Мы открывали уголовные дела и получали приказ закрывать. Говорят, что Зеленский пообещал оставить Арсену Авакову кресло министра МВД. Если так, то это не лучшее решение, потому что реформа в полиции провалена. Но на этих выборах полиция впервые не прикрывала нарушения, а следила за тем, чтобы их не было. Думаю, это тоже нюанс победы Владимира Зеленского.
В течение месяца действующий президент съедет из кабинета на Банковой.