24 декабря
Загрузить еще

Сработает ли у Порошенко план "Б"

Сработает ли у Порошенко план
Фото: Фото: REUTERS

После поражения на президентских выборах Петр Порошенко дал понять, что его план "Б" - участие в выборах в Раду 2019 года, на которых он намерен восстановить свое влияние на украинскую политику.

Об этом сообщил глава фракции БПП Артур Герасимов после полуторачасовой встречи членов фракции с президентом во вторник. На ней присутствовали отдельные члены Кабинета министров во главе с Владимиром Гройсманом и генпрокурор Юрий Луценко. Петр Порошенко заявил о намерении участвовать в парламентских выборах осенью 2019 года и необходимости формирования партийных списков через праймериз.

И все это будет узаконено на партийном съезде БПП, который состоится после инаугурации Владимира Зеленского.

От распада до победы один шаг

БПП считается "именной" партией, созданной под конкретного лидера. Пока он при власти, партия существует, проиграл – рассыпалась. Поэтому многие предрекают, что БПП после проигрыша Порошенко распадется.

Так в свое время было с Народно-демократической (НДП) и Социал-демократической партией (объединенной) (СДПУ(о) после того, как Кучма перестал быть президентом. В этом же ряду - "Наша Украина" Виктора Ющенко и "Партия регионов" Виктора Януковича.

К примеру, Владимир Гройсман уже заявил, что намерен покинуть команду Порошенко и идти на парламентские выборы с новой политической силой. А ряд бывших сторонников президента начали, что называется, "переобуваться на лету" и обратили свои взоры в сторону победителей.

- В Украине всегда были есть и будут "политические приспособленцы", которым не важно с кем быть, а важно всегда быть во власти. Это же касается и некоторых членов БПП. Сейчас в парламенте инициировали процесс отставки спикера Андрея Парубия, и мы увидим, сколько членов БПП поддержат ее. Но партия не распадется, - рассказал "КП в Украине" политолог Виталий Бала.

Но с другой стороны, поражение во втором туре президентских выборов может обернуться хорошим результатом на парламентских. Петр Порошенко обладает проверенным и "идейным" электоратом в 25 процентов голосов избирателей. И такой показатель на выборах в Раду позволил бы ему создать большую фракцию, как это было в 2014 году. Тогда БПП получил 22 процента и вторую по численности фракцию.

А если выборы пройдут еще и по плану - осенью, то цифра сможет еще увеличиться за счет разочаровавшихся в Зеленском избирателей.

- Реально у Порошенко нет 25%, его результат – это первый тур в 15%. Остальные – это сторонники кандидатов, не прошедших во второй тур. И если в ходе парламентской кампании не будут допущены серьезные ошибки, то БПП может получить примерно такой же результат, - считает политолог Виталий Бала.

Кроме этого, к БПП присоединятся со своими людьми и два лидера "Народного фронта" - Андрей Парубий и Александр Турчинов. А отказ Зеленского от национально-патриотической риторики может добавить партии голоса соответствующего электората. Недаром Порошенко получил наибольшую поддержку во Львовской области.

- Прохождение БПП в парламент будет зависеть от того, когда пройдут выборы - по плану или досрочно. Если раньше срока, то партии удалось бы сохранить часть рейтинга Порошенко после второго тура президентских выборов. Если же выборы пройдут осенью, то к этому времени БПП растеряет свой рейтинг и получит конкурентов в среде правого электората, - считает политолог Алексей Якубин.

Будет ли Порошенко менять политтехнологов?

"Мы четко понимаем, что одна из главных ошибок - в информационной стратегии, потому что мы не смогли донести до людей всю значимость тех достижений, которые были получены Украиной как государством в течение этих пяти лет", - заявил на встрече с Порошенко глава его фракции в парламенте Артур Герасимов.

А это значит, что вина за провал лежит непосредственно на политтехнологах президента. Будет ли он теперь менять их?

Руководителем предвыборной кампании президента был Игорь Грынив, с которым президент знаком больше 16 лет. В 2002 году Порошенко руководил избирательным штабом "Нашей Украины", а Грынив был его замом.

Именно он на досрочных президентских выборах 2014 года предложил Порошенко создать образ единого кандидата для всей страны. А лозунг "Жити по-новому" стал ключевым тезисом кампании. В результате уже в первом туре Порошенко набрал больше половины голосов.

Грынив предложил стратегию и на президентских выборах 2019 года на тезисах: "Геть від Москви" и "Армія! Мова! Віра! Ми йдемо своїм шляхом". Курировал изготовление рекламных роликов и билбордов.

Руководитель избирательного штаба Порошенко - первый заместитель главы его Администрации Виталий Ковальчук, которого считают эффективным кризис-менеджером. В президентской кампании на нем были все оргвопросы и консолидированная стратегия.

Спичрайтер Порошенко – политтехнолог Олег Медведев, который раньше успешно работал с Виктором Ющенко. Руководил департаментом пиар-технологий в штабе БЮТ, и считался одним из лучших пиарщиков Тимошенко.

В предвыборный штаб Медведев пришел вместе с Грынивым. Там он начал писать тексты главных выступлений Порошенко, в том числе и его инаугурационную речь, послания к парламенту и выступления на парадах в День независимости.

За работу "в поле" (в регионах и с мажоритарщиками) в штабе Порошенко отвечает Сергей Березенко.

- Идея Грынива "Армия. Вера. Язык" очень технологически удачная и именно она позволила Порошенко выйти во второй тур. Но тут нужно понимать и разделять политтехнологов и менеджеров-исполнителей избирательной кампании. Грынив и Медведев – это технологи, и их менять не нужно. Не все их предложения воспринимались как самим кандидатом, так и его менеджерами - Ковальчуком и Березенко. Кроме этого, поражение Порошенко связано с его собственными проколами – Мальдивами, скандалом с "Укроборонпромом" и прочим, - считает Виталий Бала.

-Политтехнологи абсолютно не помогли Порошенко. Он не смог преодолеть свой антирейтинг, выйти за рамки право настроенного электората и не смог переубедить всю страну. И если он будет в первой пятерке партийного списка, то его антирейтинг может воспрепятствовать прохождению БПП в парламент, - предполагает политолог Алексей Якубин.

"Фишки" для парламентских выборов

БПП и Порошенко придется определиться с тем, на чем строить свою избирательную стратегию. Какие "фишки" может использовать президентская партия в этот раз?

Для начала нужно задуматься о ребрендинге партии, ведь БПП собрала на себя весь негатив непопулярных реформ и коррупционных скандалов. Сторонники Порошенко в социальных сетях уже обсуждают новое название – "Партия 25", которое одновременно станет и целью на парламентских выборах: получить такой же процент поддержки, как сам Порошенко во втором туре.

Что же касается рекламных лозунгов и слоганов, то их диапазон примерно очертил уже сам Петр Порошенко. Суть – не допустить реванша антиукраинских сил при президенте Владимире Зеленском.

Если шире - это защита безвизового режима, курса на членство в Евросоюзе и НАТО, строительство украинской армии, защита украинского языка, Православной церкви Украины от “реванша”. И сопротивляться “планам Кремля сформировать лояльное большинство во время парламентских выборов”.

- Свою кампанию они будут строить на ошибках Зеленского. На противопоставлении: что сделал Порошенко и как это разрушил новый президент, - считает Виталий Бала.

- Порошенко и дальше будет ориентироваться на национально-патриотического избирателя. Но эта ниша в Украине и так уже переполнена. А кроме этого, она не дает электоральных преимуществ. БПП нужно будет двигаться в сторону центризма, и уходить от кардинальных предложений, - считает Алексей Якубин.

То есть сейчас Петр Порошенко, его политтехнологи и функционеры БПП оказались перед непростым выбором: либо продолжать прежнюю стратегию, либо сделать ее более гибкой, модифицированной и доступной большему количеству избирателей.

Читайте также

Почему Порошенко проиграл

В течение месяца действующий президент съедет из кабинета на Банковой.

Новости по теме: Петр Порошенко