Расследование по аварии на атомоходе «Нерпа» неожиданно получило новый поворот. Сейчас вопрос вины матроса Дмитрия Гробова, которого подозревают в случайном запуске системы пожаротушения (ЛОХ), временно отошел на второй план. На первый же вышли поиски ответа: а чем же заправили баллоны ЛОХ? По инструкции должны были закачать фреон 114Б2, который хоть и опасен для здоровья, но все же не так, как его разновидности.
- Фреон вытесняет кислород, отсутствие которого сильно бьет по организму и в первую очередь - по органам дыхательной системы, - рассказал нам Константин МОДИН, хирург госпиталя ТОФ. - По симптомам тех, кто был на лодке и сейчас лечится у нас, трудно сказать, была ли там примесь 113-го ядовитого фреона: все побочные действия на организм точно такие же. Просто действие 113-го на организм мгновенное, человек отключается сразу.
Как признаются члены экипажа, которые были в злополучном отсеке, именно такие последствия наблюдались во время ЧП. Когда пошел газ, люди теряли сознание после первого же вдоха. На основе этих свидетельств следствие начало проверку.
- Версию продажи фреона и замены его на более дешевый, с примесью ядов, сейчас серьезно рассматривают, уже есть подозреваемый, - рассказал нам источник, близкий к следствию. - Проводится химический анализ состава фреона, поступавшего в отсеки. Дело в том, что чистый газ (114Б2) стоит дорого, а на АПЛ его много. Фреон с радостью скупают компании, специализирующиеся на морозильных установках и кондиционерах. Правда, мы не исключаем, что более ядовитую разновидность газа могли закачать и просто чтобы сэкономить.
Случаи на флоте, когда высшие чины распродают корабельное оборудование, заменяя его более дешевым, нередки. Недавно был случай, когда офицер продавал еду с корабля, урезая пайки матросам.
Неужели так легко продать этот газ? В Интернете мы нашли несколько тысяч ссылок на торговцев фреоном. Вещь действительно выгодная. Так, за кило 114-го фреона, который используют в системе ЛОХ, дают 1000 рублей (около $400). Кило 113-го стоит всего 450 (около $18).
А В ЭТО ВРЕМЯ
Вчера появилась еще одна версия, почему автоматика системы пожаротушения могла дать сбой. Как стало известно, один из разработчиков системы умер, не дожив до проверки ее на лодке. И якобы эта система так и осталась сырой, недоделанной.
За комментариями мы обратились непосредственно на Амурский судостроительный завод, который строил «Нерпу».
- Один человек систему разрабатывать не мог - над ней работали множество специалистов Питерского научно-производственного объединения «Аврора», - отвечает Виктор МИШКИН, главный инженер завода. - Поэтому, даже если бы кто-то и умер, а мне об этом ничего не известно, систему доделали бы однозначно. И, кстати, ЛОХ была разработана очень давно. И «Молибден» - пульт управления общекорабельными системами, в которые входит и противопожарная система, - на «Нерпе» был тоже не новой разработки, просто более усовершенствованный.