Загрузить еще

Фреон из противопожарной системы «Нерпы» был продан налево?

Фреон из противопожарной системы «Нерпы» был продан налево?

Расследование по аварии на атомоходе «Нерпа» неожиданно получило новый поворот. Сейчас вопрос вины матроса Дмитрия Гробова, которого подозревают в случайном запуске системы пожаротушения (ЛОХ), временно отошел на второй план. На первый же вышли поиски ответа: а чем же заправили баллоны ЛОХ? По инструкции должны были закачать фреон 114Б2, который хоть и опасен для здоровья, но все же не так, как его разновидности. 

- Фреон вытесняет кислород, отсутствие которого сильно бьет по организму и в первую очередь - по органам дыхательной системы, - рассказал нам Константин МОДИН, хирург госпиталя ТОФ. - По симптомам тех, кто был на лодке и сейчас лечится у нас, трудно сказать, была ли там примесь 113-го ядовитого фреона: все побочные действия на организм точно такие же. Просто действие 113-го на организм мгновенное, человек отключается сразу. 

Как признаются члены экипажа, которые были в злополучном отсеке, именно такие последствия наблюдались во время ЧП. Когда пошел газ, люди теряли сознание после первого же вдоха. На основе этих свидетельств следствие начало проверку. 

- Версию продажи фреона и замены его на более дешевый, с примесью ядов, сейчас серьезно рассматривают, уже есть подозреваемый, - рассказал нам источник, близкий к следствию. - Проводится химический анализ состава фреона, поступавшего в отсеки. Дело в том, что чистый газ (114Б2) стоит дорого, а на АПЛ его много. Фреон с радостью скупают компании, специализирующиеся на морозильных установках и кондиционерах. Правда, мы не исключаем, что более ядовитую разновидность газа могли закачать и просто чтобы сэкономить. 

Случаи на флоте, когда высшие чины распродают корабельное оборудование, заменяя его более дешевым, нередки. Недавно был случай, когда офицер продавал еду с корабля, урезая пайки матросам. 

Неужели так легко продать этот газ? В Интернете мы нашли несколько тысяч ссылок на торговцев фреоном. Вещь действительно выгодная. Так, за кило 114-го фреона, который используют в системе ЛОХ, дают 1000 рублей (около $400). Кило 113-го стоит всего 450 (около $18).  

А В ЭТО ВРЕМЯ

Вчера появилась еще одна версия, почему автоматика системы пожаротушения могла дать сбой. Как стало известно, один из разработчиков системы умер, не дожив до проверки ее на лодке. И якобы эта система так и осталась сырой, недоделанной. 

За комментариями мы обратились непосредственно на Амурский судостроительный завод, который строил «Нерпу». 

- Один человек систему разрабатывать не мог - над ней работали множество специалистов Питерского научно-производственного объединения «Аврора», - отвечает Виктор МИШКИН, главный инженер завода. - Поэтому, даже если бы кто-то и умер, а мне об этом ничего не известно, систему доделали бы однозначно. И, кстати, ЛОХ была разработана очень давно. И «Молибден» - пульт управления общекорабельными системами, в которые входит и противопожарная система, - на «Нерпе» был тоже не новой разработки, просто более усовершенствованный.